рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовый бюджет РФ за 2005 год

Министерство финансов и финансовые органы субъектов Российской Федерации в 2005 году осуществляли политику, направленную на создание условий для обеспечения роста экономики, реализацию структурных реформ, повышение благосостояния населения. Деятельность Министерства в 2005 году была направлена на продолжение налоговой реформы, оптимизацию бюджетной и долговой политики, совершенствование межбюджетных отношений, усиление контроля за расходованием бюджетных средств.


 

5.1.2. Итоги исполнения федерального бюджета в 2005 году

 

Доходы федерального бюджета в 2005 году сложились в сумме 5125,1 млрд. рублей (23,7%ВВП). Расходы федерального бюджета на кассовой основе в 2005 году составили 3512,2 млрд. рублей (16,2%ВВП). В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры Министерство финансов Российской Федерации в 2005 году проводило относительно жесткую бюджетную политику, предусматривающую направление  большей части дополнительно поступающих доходов в Стабилизационный фонд. В результате профицит федерального бюджета на кассовой основе составил 1612,9 млрд. рублей (7,4%ВВП). Основные меры в области налоговой политики направлены на снижение налогового бремени, которое составило около 1% ВВП в 2005 году, что способствовало обеспечению высоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности. Первостепенное значение имело решение вопроса об установлении общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений. Эта мера была дополнена начиная с 2006 г. дополнительными мерами, направленными на рост инвестиционной активности, относящимися к налогу на прибыль организаций:

- введение «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов стоимости введенных в действие основных фондов;

- увеличения с 30 до 50 % верхнего предела для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы. Начиная с 2007 г. может быть решен вопрос о принятии переходящих убытков в полном объеме;

- совершенствования действующего порядка отнесения затрат на осуществление научно -

исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), с целью стимулирования инновационной деятельности.

В 2005 г. принято решение об отмене, начиная с 2006 года, налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения. Эта мера, не приведшая к существенным потерям в доходах субъектов Российской Федерации, вместе с тем, имела важное значение, заметно облегчив положение лиц, являющихся наследниками имущества умерших граждан. При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков удалось обеспечить постоянный и стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей. 2005 год стал решающим годом начала реального применения в бюджетном процессе новых методов бюджетного планирования. Была разработана новая организационная основа составления бюджета и перспективного финансового плана.

Вместо ежегодно выпускаемого в предыдущие годы постановления Правительства Российской Федерации о порядке формирования проекта бюджета на очередной финансовый год, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. N 118 было утверждено разработанное Минфином России постоянно действующее Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В марте 2005 года, взамен ежегодно формируемой Правительственной комиссии по обеспечению своевременного и качественного формирования проекта федерального бюджета на 2006 год, была создана на постоянной основе Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на  среднесрочную перспективу, так называемая Бюджетная комиссия, которая обеспечивает взаимодействие субъектов бюджетного планирования при разработке перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

При формировании проекта федерального бюджета на 2006 год Министерство финансов Российской Федерации поставило перед собой задачу четко закрепить не только расходы, но и доходы, и источники финансирования дефицита федерального бюджета за администраторами соответствующих платежей. В 2005 году Министерством финансов Российской Федерации были предложены поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, закрепляющие новые принципы организации бюджетного процесса, установленные Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Проведенная предварительная работа позволила внести в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2006 год со всеми приложениями, предусматривающими распределение между бюджетами субъектов Российской Федерации дотаций, субвенции и субсидий из федерального бюджета. Таким образом, подготовлен необходимый задел как для формирования проекта федерального бюджета на 2007 год, так и перспективного финансового плана на 2007-2009 годы, к разработке которого Минфин России уже приступил. Меры по укреплению бюджетного федерализма, создание системы стимулов по укреплению доходной базы субъектов Российской Федерации способствовали в 2005 году стабильному укреплению бюджетов субъектов Российской Федерации. Практически ликвидирована кредиторская задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы. По состоянию на 1 января 2006г. она составила 35,4 млн. рублей, или 0,1 процента от среднемесячного фонда оплаты труда. Полностью отсутствует задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы в 85 субъектах Российской Федерации. По сравнению с данными отчетов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 г., кредиторская задолженность по заработной плате снизилась на 264,1 млн. рублей. Учитывая значительную роль межбюджетного выравнивания в финансовом обеспечении полномочий органов местного самоуправления, Министерством финансов Российской Федерации разработаны предложения в части корректировки механизма межбюджетного регулирования муниципальных образований в переходный период, которые были утверждены Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 198-ФЗ.

В первую очередь это касается изменения механизма изъятия «сверхдоходов» у муниципальных образований путем снижения c 2-х кратного до 1,3 верхней границы, сверх которой применяется механизм отрицательных трансфертов. В 2005 году дополнительно выделено 179,1 млн. рублей  на создание системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения деятельности органов местного самоуправления в рамках Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В 2005 году бюджетная политика в области расходов была направлена на решение приоритетных задач социальной сферы, экономически значимых программ и  мероприятий, безусловное выполнение принятых государственных обязательств.

За последние годы государство постоянно увеличивало финансирование этой сферы.

Обязательства бюджета по финансированию каждой социально значимой отрасли и науки, в том числе по оплате труда работников бюджетных учреждений, выполнены в полном объеме. Ожидаемое исполнение расходов федерального бюджета 2005 года на образование составляет 117,4 млрд. рублей, в том числе, по заработной плате работников образования 54,4 млрд. рублей. Основной особенностью расходов федерального бюджета 2006 года на образование является выделение значительных бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта 'Образование '. В отчетном году расходы федерального бюджета на нужды здравоохранения и физической культуры возросли на 8,1% по сравнению с 2004 годом и составили 53,3 млрд. рублей. Фактически за 2005 год государственным внебюджетным фондам перечислено 758,9 млрд. рублей (104,1% к утвержденному объему ), в том числе Пенсионному фонду Российской Федерации - 690,7 млрд. рублей (104,5%), Фонду социального страхования Российской Федерации - 16,9 млрд. рублей (100%), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования - 51,3 млрд. рублей (100%). В соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " в связи с установлением размеров базовой части трудовой пенсии и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году " размер базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года увеличился с 660 до 900 рублей. Министерство финансов Российской Федерации проводило в 2005 году долговую политику, направленную на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации и на развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг. В течение 2005 года доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга выросла с 19,7 % до 28,5%, соответственно доля внешнего долга сократилась с 80,3% до 71,5%. Объем государственного долга сократился с 23% ВВП до 14,8% ВВП. Экономия расходов федерального бюджета за счет досрочного погашения части государственного внешнего долга Российской Федерации составит на период 2007-2008 гг. порядка 2,15 млрд. долларов США.

 

5.2. Перспективы экономического развития России в  2006 году

 

В 2006 году ожидается рост цен на жилищно-коммунальные услуги - в среднем на 30%, так как вся страна переходит на стопроцентную оплату этих услуг, кроме Москвы, которая сумела отсрочить этот переход на два года. В 2006 году повышение цен на электроэнергию составит 7,5%, на газ - 11%, на железнодорожные перевозки грузов - 7,5%. Не собираются менять своей ценовой политики и нефтяные компании. Совершенно очевидно, что в этих условиях о правительственных планах по снижению уровня прироста потребительских цен до 8-8,5% можно говорить с большой осторожностью.

Показательна ситуация на нефтяном рынке. Пока росли мировые цены, рост цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке России объяснялся нефтяниками объективными внешними причинами. В сентябре 2005 года мировые цены на нефть прошли свой пик и начали снижаться, соответственно, начали снижаться и цены на горючее в странах-потребителях. Например, в США в сентябре 2005 года цена на галлон бензина доходила до $3,1 (цена за баррель тогда превысила $70), а в начале декабря цена на галлон бензина снизилась до $2,19 (16,5 рублей за литр в пересчете по текущему курсу). Ничего похожего на российском внутреннем рынке не происходит, что объясняется монополистическим ценообразованием, критическим износом оборудования в нефтепереработке, а также отсутствием адекватной регулирующей политики правительства.

В 2004 году произошел перелом в демографическом развитии России. Впервые с 1990 года смертность населения сократилась до 15,9 человека на тысячу населения при одновременном росте рождаемости (рост начался в 2000 году). В 2005 году произошел некоторый откат - смертность снова возросла до 16,2 человека, что тем не менее ниже, чем в 2003 году. На наш взгляд, в ближайшие несколько лет будет сохраняться неопределенность в динамике этого важнейшего демографического показателя, а затем выявится понижательный тренд, поскольку этот фактор напрямую зависит от уровня и качества жизни, доступности современной медицины для всего населения, здорового образа жизни. По мере реализации Национальных проектов, адаптации населения к новым условиям жизни этот тренд станет более выраженным. Соответственно, может улучшиться и демографическая ситуация в России.

Центральной проблемой 2006 года должен стать переход к новой модели экономического роста, прежде всего за счет диверсификации экономики и расширения инвестиционно-инновационных источников роста при контролируемой инфляции. Первые скромные шаги в этом направлении сделаны: создан Инвестиционный фонд, начнется работа особых экономических зон и реализация Национальных проектов, отменены или существенно снижены 630 из 1200 пошлин на ввозимое технологическое оборудование и др. Важно обеспечить успех этих «пилотных» начинаний и определить новые.

Развитие экономики России в 2006 году покажет, насколько экономика сумеет адаптироваться к новым условиям, смогут ли внутренние факторы роста укрепиться и стать определяющими. С учетом вышесказанного мы полагаем, что рост экономики России в 2006 году не превысит 5,5%.

 

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовая система как важнейший элемент инфраструктуры развитого рынка может использоваться как средство создания рыночных отношений в хозяйстве, которое раньше было организовано по принципу централизованного планирования. Это предопределяет необходимость реформы финансовой системы Российской Федерации. Финансовая система РФ находится в состоянии кризиса (кризис присущ как финансам государства, так и финансам предприятий). Равновесие между доходами и расходами государственного бюджета отсутствует (ставить такую задачу в краткосрочный период было бы нереально). В перспективе работа по оздоровлению государственных финансов Российской Федерации нацелена на сокращение бюджетного дефицита за счет расходной его части. Ведется работа по совершенствованию налоговой системы. Главный упор делается на косвенные, а не прямые налоги, и целью является приближение к состоянию макроэкономического равновесия при обеспечении роста экономики.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

На расширенном заседании коллегии Минфина по итогам исполнения федерального бюджета за 2005 год Михаил Фрадков призвал Правительство принять меры для исключения влияния на рост цен "низкой бюджетной дисциплины"

Глава кабинета министров выразил сожаление, что в вопросе контроля и использования государственных средств не все обстоит благополучно. М.Фрадков отметил, что на рост цен существенно влияет выброс денег в экономику, накопленных на счетах бюджетополучателей в конце года. Это говорит о том, что министерства и ведомства неравномерно расходуют бюджетные ассигнования в течение всего финансового года. Глава Правительства добавил, что "эффективность использования государственных ассигнований в течение всего года еще далека от идеальной" и связана, по его мнению, с финансовой беспечностью и безответственностью ряда ведомств, контролировать которые - "прямая задача Минфина".

Председатель Правительства также порекомендовал Минфину сосредоточиться на дальнейших мерах по обеспечению стабильной экономической политики в интересах повышения темпов роста производства и снижения инфляции. В частности, М.Фрадков предложил министерству провести тщательный анализ эффективности действующей налоговой системы и конкретного воздействия налогов и их ставок на бизнес. "Многое еще скрыто от наших глаз", - сказал он.

Выступивший на коллегии министр финансов А.Кудрин признал, что пока еще не удалось добиться существенных результатов в борьбе с "налоговым терроризмом". По словам министра, на развитии экономики и инвестиционном климате продолжают негативно сказываться такие факторы, как недостаточная защита частной собственности, административный произвол и проблема коррупции.

Подводя итоги коллегии, М.Фрадков подчеркнул, что Правительство России "определило вектор своей работы и практика подтверждает его правильность". М.Фрадков также отметил, что определение экономической политики страны не означает, что "больше нет места для дискуссий".

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., от 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г.)

2.     Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике на 2002 год"

3.     Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (с изм. и доп. от 12 марта, 30 июня, 24, 25 июля, 25 октября, 27 ноября, 19, 24, 31 декабря 2002 г.)

4.     Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 мая 1998 г. N 197-СФ "О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 декабря 1998 г., 14 октября 1999 г., 27 сентября 2000 г.)

5.     Постановление Рязанской областной Думы от 23 октября 2002 г. N 550-III РОД "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Рязанской области на 2003 год"

6.     Постановление Рязанской областной Думы от 26 февраля 2001 года N 50 "О Концепции межбюджетных отношений в Рязанской области на 2001 год и методике распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований"

7.     Закон Рязанской области от 25 декабря 2001 года N 88-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год" (принят постановлением Рязанской областной Думы от 19 декабря 2001 года N 596-III РОД) (с изм. и доп. от 25 января, 27 февраля, 4 апреля, 4 апреля, 4 апреля, 7 июня, 7 июня 2002 г.)

8.     Арешонков В.Г Экономика.- М.: Инфра-М 2001

9.     Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

10. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В.Романовского и О.В.Врублевского. – М.: Юрайт, 2001

11. Бесчетная О.А., Мельник А.Д.Межбюджетные отношения - в ранг закона // Российский налоговый курьер N2, 2002

12. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал российского права, N8, август 2001

13. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. // МЭ и МО – 2002. - № 10

14. Глубокие кризисы и реформы//Российский экономический журнал, 2003 № 1.

15. Зверев В.С. Особенности современного российского рынка.//ЭКО №8 2002

16. Кириченко В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? // Российский экономический журнал. – 2003 № 1

17. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики//Российский экономический журнал. – № 3 2003

18. Куранов Г., Волков В. Российская экономика: 2002 год // Экономист № 2-2003

19. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. Романовского М.В. и Врублевской О.В. - М.: Юрист,2001

20. Конюхова Т.В Комментарий к бюджетному законодательству Российской Федерации - М.: Финансы, 2002

21. Конюхова Т.В О системе российского бюджетного законодательства // Журнал российского права, N6, 2002

22. Лившиц А.Я. Государство в рыночной экономике.//Российский экономический журнал. – 2002 № 11-12, 2003 № 1

23. Нестеренко Т. Реформа расходов бюджетной системы как фактор экономического роста // Финансовая газета, N 21, 2002

24. Прогнозные ориентиры на 2002 год и на период до 2005 года // Экономист № 3-2002

25. Перова О.А. Комментарий отдельных статей бюджетного кодекса Российской Федерации // Гражданин и право, N 6, 2002

26. Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права, N 5, 2002

27. Тихомиров Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". – М.: Финансы, 2001

28. Улюкаев А. Российские экономические реформы во второй половине девяностых годов: политические и финансово-экономические проблемы. // Российский экономический журнал № 5 2002

29. Финансовая стабилизация в России. – М.: Прогресс- Академия, 2002

30. Фадеев Д.Е. Проблемы соблюдения основных положений теории бюджетного федерализма в отдельных нормативных правовых актах Российской Федерации // Законодательство и экономика, N 7, 2002

31. Финансовая стабилизация в России. –М.: Прогресс- Академия, 2002

32. Шулындин Б. Формирование рыночной системы.// Свободная мысль №12 2002

33. Экономика и бизнес / Под ред. В.В. Кашаева. – М.: МГТУ им. Баумана, 2001

34. Экономика. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Финансы, 2001

35. Экономика Рязанской области: современное состояние и прогнозные ориентиры // Рязанские ведомости №12-2002

36. Ясин Е. Из пропасти кризиса выкарабкаться можно. // Вопросы экономики N2, 2003

37. http://olma.ru/info/economics/default.asp?doc=dolg01

38. http://www.polit.ru/monitor/01/0701-3/200701-1.htm

39. http://www.rg.ru/bussines/docum/15.shtm

40. http://www.budgetrf.ru/Publications/2004/Pursuance/Federal/Report/fedminfin2004pursreport/fedminfin2004pursreport010.htm

41. http://www.sbo-paper.ru/RusWorld2006/

42. http://www.rosbalt.ru/2005/3/5/198887.html

43. http://www.finbridge.ru/news.aspx?NewsId=6148#6148


[1] Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред В.К.Сенчагова, А.И.Архипова.- М.: Проспект, 2000


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.