рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления

7,5

Таджикистан

10,1

3,4

Туркменистан

8,7

7,1

Узбекистан

5,1

5,2

Украина

12,5

--


         В 1991 г. был разработан новый экономический курс, основными направлениями которого явились:

1. Новая аграрная политика: создание социальной инфраструктуры развития мелкого промышленного предпринимательства на селе, стабилизация экономического положения наиболее пассивных и наименее приспособленных к рынку слоев сельского населения

2.Пересмотр законодательных и других нормативных актов  республики.

3. Приватизация мелких и малых предприятий.

4. Установление экономических, гуманитарных        и      политических отношений с развитыми странами Запада и Востока.

5. Пересмотр  всей прежней кадровой политики,    в   том числе   и                 существующей системы подготовки от средней школы до высшей.

6. Создание кредитно-финансовых учреждений, ориентированных на рынок ценных бумаг.1

         Особенно «критическими» были 1991-1995 гг., когда ВВП ежегодно падал, а уровень инфляций достиг четырехзначного . В результате к 1996 г. экономика страны по основным показателям (ВВП, национальный доход) оказалась на уровне начала 1970-х гг., т.е. откат на 25 лет назад (см. Рис.1). 1991-1995 гг., по существу, стали годами  не столько экономической реформы, сколько отчаянной и, к сожалению, не очень успешной борьбы с экономическим кризисом.                                                                     Рис.1


            Попытка в условиях кризиса ускорить реформу, во что бы ни стало, оказалась не совсем правильной политикой. Поэтому «преуспели» не столько в осуществлении экономической реформы, сколько в разрушении реальной экономики.          По существу, быстрого реформирования (даже в организационном и правовом отношении) не получилось, институциональное формирование свободной рыночной открытой экономики охватило практически 10 лет, хотя не все компоненты новой экономической системы получили завершение. Удельный вес теневой экономики в ВВП составил: в 1993–3,2%; в 1994 – 6%; в 1995 – 8,4%; в 1996 – 9,4%; в 1997 – 10,3%; в 1998 – 11,9%;. Однако эти данные явно и значительно занижены.

         За этот период значительно изменилось соотношение государственного и частного секторов экономики. Количество государственных предприятий (без предприятий сельского хозяйства) сократилось с 3,9 тыс. в 1994, до 1,1 тыс. - в 1998. Их доля в производстве ВВП уменьшилась с 17,9% в 1994, до 3,4% - в 1998.1
         Разразившийся кризис экономики и всей системы денежно-кредитных и финансовых отношений поставил в качестве главной задачи осуществление денежно-финансовой стабилизации. Нужно было проводить политику, которая обеспечивала бы устойчивость национальной валюты, надежность банков и всей кредитно-банковской системы, бездефицитность госбюджета.

В Кыргызстане в мае 1993 г. была введена своя национальная валюта - сом.

После введения национальной валюты в мае 1993 г. положение начало меняться в лучшую сторону под воздействием жесткой монетаристской политики и некоторых успехов в развитии экономики. Уровень инфляции составил 1994 г, - 187,2%, 1995 г. - 131,9%, 1996 г. - 114,8%.

Достижение сравнительно низкого уровня инфляции в 1997 г. при относительно стабильном обменном курсе сома было расценено как установление денежно-финансовой стабилизации. Однако, радоваться пришлось недолго.2

            Если говорить о состоянии реальной экономики (производства), то 1991-1995 гг. действительно оказались годами ее разрушения, а 1996-1998, за редкими исключением, стали годами использования того, что сохранено и не сломано. 1996-1998 гг. остались годами стагнации, хотя статистика (таблица 1) говорит о росте в целом. Наблюдающийся рост- это результат не стабильной работы  экономики со всеми ее отраслями и производствами, а «громоотводных» усилий  личных хозяйств (главной кормилицы населения) и в отдельные годы единичных результатов промышленности (если коснутся производства материальных благ).1

         В 1995-1998 гг. внешний долг рос интенсивно: в среднем в 1,5 раза по отношению к предыдущему году, в то время как государственный  внешний долг увеличивался более чем на 140 млн. долл. в год за период 1994-1998 гг. Частный внешний долг возрос до 381,4 млн. долл. в конце 1998г. Основную долю внешнего долга составляют международные организации – около 40% общего внешнего долга в конце 1998 г.2


3.2. Влияние Финансового кризиса  России  1998 года на Кыргызстан.

            Развитие макроэкономической ситуации в 1998 г. проходило под влиянием мирового финансового кризиса, в основном через дестабилизацию экономики  Росси, а также активизацию ранее накопленного внутреннего потенциала. Резкое ухудшение ситуации на финансовом рынке России, последующее общее ухудшение  обстановки в экономики в целом повлияло на состояние платежного баланса Кыргызстана, привело к снижению доверия к банковской системы. И как следствие способствовала резкому снижению темпов экономического роста с 9,9% в 1997 г. до 2,1% в 1998 г.. Инфляция составила 16,85%, девальвация обменного курса 69,1% уровень международных резервов сократился до 2,5 месяца, дефицит счета текущих операции достиг 22,5%, дефицит государственного бюджета составил 3%, а с учетом ПГИ – 10% к ВВП.1

            По объему экспорта и импорта (как в суммарно-денежном, так и в натурально-физическом выражении) Россия для Кыргызстана была и остается одним из основных стратегических и долгосрочных партнеров, и легкомысленно было предполагать, что финансовый кризис в РФ не отразится на финансах Кыргызстана.2

Негативные воздействия финансового кризиса 1998 года наиболее остро были связаны с последствиями кризиса в России и выразились в следующем:

·        снижение объемов экспорта, в том числе в Россию; увеличение объемов импорта, в том числе из России;

·        спад производства на предприятиях, связанных с российскими, и сопутствующее этому замедление темпов роста производства в целом, а также ухудшение производственно-финансовых связей кыргызских и российских предприятий как результат сбоев в работе платежной системы;

·        рост потребностей в твердой валюте в связи с ростом общего объема импорта, в том числе из России (в связи с переходом в расчетах с российскими предприятиями на твердую валюту);

·        общий рост спроса на инвалюту в связи с психологическим воздействием финансового кризиса в России и негативными ожиданиями населения относительно ухудшения финансовой ситуации в республике на ближайшую перспективу, и как результат - продолжающееся с августа 1998 года падение обменного курса нацвалюты;

·        снижение уровня золотовалютных резервов Национального банка Кыргызской Республики, объема денежной базы и денежной массы;

·        отток вкладов населения из банковской системы, усиление долларизации экономики, ухудшение условий для инвестирования в экономику и, в особенности, в реальный сектор (в первую очередь, в результате дальнейшего роста процентных ставок на кредиты коммерческих банков);

·        ухудшение финансового состояния коммерческих банков республики в результате оттока вкладов населения и уменьшения общего уровня ликвидности;

·        резкий рост доходности по государственным казначейским векселям, снижение намеченных объёмов их выпуска и ухудшение условий финансирования дефицита государственного бюджета.1

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии на экономике Кыргызстана столь  сильно не отразился. Это лишний раз показывает нам, кто у нас основной экономический партнер, от судьбы которого столь зависима наша собственная судьба.1 



3.3 Уроки Кризиса

В целях преодоления отрицательных воздействия финансового кризиса 1998 года, Правительством Кыргызстана была принята «Программа преодоления кризисных проявлений в экономике и повышения устойчивости финансовой системы Кыргызской Республики», которая включала в себя:

  • ужесточение бюджетных операций в соответствии с изменившимся наличием внешних и внутренних ресурсов;
  • пересмотрен бюджета на 1999 год в соответствии с изменившейся внешнеэкономической ситуацией;
  • меры для снижения дефицита торгового баланса, в частности, по снижению объемов импорта и увеличению объемов экспорта;
  • меры по ужесточению финансовой дисциплины в отношении предприятий и организаций, имеющих задолженность по налогам;
  • создание благоприятных условий предприятиям, ориентированным на экспорт, в особенности производящим продукцию сельского хозяйства;
  • полное выполнение своих обязательств по государственным ценным бумагам для обеспечения стабильности развития финансового рынка;
  • банкам разрешено использовать обязательный фонд резервирования;
  • со стороны Национального банка Кыргызской Республики производилось чрезвычайное кредитование коммерческих банков;
  • банки, оказавшиеся на грани банкротства, были переданы под управление Национального банка Кыргызской Республики или проданы другим лицам.1

Анализ  состояния экономики по­казывает, что после спада 1998 г. наблюдается хоть и незначительное, но важное для респуб­лики оживление экономической деятельности. Заметно увеличившееся производство ва­ловой продукции сельского хозяйства и промышленности при небольшом снижении объе­мов розничного товарооборота определило об­щую тенденцию роста индекса экономической активности, рас­считанного как средневзвешен­ная величина темпов роста от­дельных отрас­лей, в наиболь­шей степени оп­ределяющих ди­намику ВВП и доступных в оперативной статисти­ке (промышленность, сельское хозяйство, рознич­ный товарооборот).

Но здесь важнее не сами показатели, а их каче­ственное наполнение. Девальвация сома и повы­шение конкурен­тоспособности промышленности дали отечествен­ным производите­лям уникальный шанс по завоева­нию рынков. Акти­визировалось про­изводство потре­бительских това­ров для внутрен­него использова­ния, что является, конечно, позитив­ным моментом.

Одной из ос­новных причин, препятствовавших промышленному росту в 1999 г., был малый объем ин­вестиций. Фунда­ментальная про­блема для респуб­лики - это даже не иностранные инве­стиции. При усло­вии привлечения национальных сбережений и транс­формирования их в инвестиции, что должно яв­ляться первым этапом, иностранные инвести­ции будут приходить на втором этапе. Основ­ная проблема - это национальные сбережения. Факторы, влияющие на национальную норму сбережений, - важнейший вопрос долгосроч­ных перспектив развития кыргызского рынка. Величина организованных сбережений и вкла­ды населения в ценные бумаги весьма незначительны.

Трудно не обратить внимание на устойчивый рост в общей денежной массе депозитов в ино­странной валюте. Мы предполагаем, что больший объем находится у населения в наличном виде. Основная причина- недове­рие населения к государству и бан­ковской системе в целом.

Есть и другие причины, препят­ствующие транс­формированию сбережений в ин­вестиции: слабость защиты прав соб­ственности и не­прозрачность ком­паний, низкое каче­ство менеджмента и бухгалтерского учета. Отсут­ствие инвестиций крайне отрицательно повлияет на рост реального ВВП, который наметился за пос­ледний год.

Начиная примерно со 2-го квартала 1998 г, можно четко проследить обратную связь между динамикой процентных ставок и динамикой производства Рост цены кредит­ных ресурсов сопровождался спадом в про­изводственном секторе экономики. И, на­против, снижение процентных ставок с на­чала 1999 г сопровождалось подъемом производства. Эта связь не прослеживает­ся до середины 1998 г Причиной данного эффекта, скорее всего, является девальва­ция сома во второй половине года, а также последовавшее за этим резкое уменьше­ние денежных агрегатов. Искусственно за­вышенный курс сома, препятствовавший проведению действенной монетарной по­литики, но в то же время являвшийся резуль­татом этой политики, снизился до своего реаль­ного уровня.

Итак, рост темпов ВВП, наметившийся во втором полугодии 1999 г., вселяет надеж­ды на последующий рост производства. Однако при всем оп­тимизме нужно учиты­вать, что для последу­ющего роста необхо­димы низкие ставки процента, стимулиру­ющие инвестиции. В случае, если денежная масса будет выпуще­на из тех жестких ра­мок, в которые она была загнана, ставки могут сохраниться на низком уровне.

Анализ по 22 странам, как развивающимся и переходным, так и индустриальным, показал, что, несмотря на периоды шоковой терапии, высо­кой инфляции и валютной нестабильности, са­мый высокий уровень процентных ставок в них по наиболее рискованным коммерческим кредитам не превышал 24%. В нашей республике процен­тные ставки по кредитам в течение последних трех лет варьировали в среднем от 35 до 55% и на начало 4-го квартала 1999 г. составляли 49%.

В Кыргызстане один из самых низких в мире уровней монетаризации (доля денежной массы в ВВП). На начало 1999 г. он составлял 12,7% ВВП. Для сравнения в России на начало ноября 1998 г. он составил 16-17% ВВП. В странах "Большой семерки" уровень монетаризации эко­номики в среднем составляет 55-100%, в разви­вающихся странах - 40-60%. В 1995-1999 гг. Нацбанк Кыргызстана в результате жесткой денеж­ной политики создал искусственный дефицит де­нежной массы. При таком дефиците в стране стало "мало денег". Обострилась зависимость от иностранных инвестиций, еще более проблем­ными стали бюджет и налоги. Дефицит денеж­ных ресурсов заставил поддерживать искусст­венно высокие процентные ставки При спеку­лятивных оттоках иностранного капитала рынок испытывал острый шок.

Заметим, что абсолютное большинство стран со значительно более высоким уровнем монета­ризации ВВП характеризуется более благоприят­ным сочетанием уровней инфляции и экономичес­кого роста, чем Кыргызстан У нас же поддержа­ние этого уровня на пороге 15-20% является едва ли не единственным средством сдерживания ин­фляции. Однако, хотя уровень монетаризации в нашей республике крайне низок, сравнивать наше положение напрямую с развитыми или развиваю­щимися странами, обладающими производственны­ми мощностями и положительным торговым балан­сом, нецелесообразно.

Дефицит денежной массы отчасти оправдан от­сутствием каких-либо факторов, положительно вли­яющих на инфляционные процессы. Поэтому мы сталкиваемся без того низкий уровень реального дохода при вве­дении более мягкой денежной политики.

Таким образом, в республике наблюда­ются искусственный дефицит денег в эко­номике, высокие процентные ставки, долго­срочно низкая в долларовом выражении зар­плата и тяжелый для переходной экономики налоговый пресс, растущее долговое бремя, не мобилизуемые долларовые резервы насе­ления. Все эти факторы формируют глубо­кую зависимость состояния финансового рынка Кыргызстана (и самой возможности модернизации экономики) от прихода на него иностранных денег.

Экономический рост в реальном сек­торе может быть связан только с прито­ком инвестиций в страну. Однако реаль­ная оценка баланса позитивных и нега­тивных тенденций не дает повода для ожидания радикального увеличения тем­пов роста экономики в краткосрочной перспективе.

Насколько устойчив некоторый подъем - будет зависеть от развития экономико-политической ситуации. Тем не менее, основ­ные элементы для устойчивого роста у нас есть и в среднесрочной перспек­тиве подъем экономики неизбежен.1

 

Заключение


         На основании проведенного исследования мы сделали следующие выводы, обобщения и практические рекомендации:

         Финансовый кризис  рассматривается  не просто как хронологический  процесс, а как экономическое явление, которое вполне можно предупредить и в случае его наступления  преодолеть его с минимальными потерями.

         Эволюция финансовых кризисов показывает, что он развивается не без помощи национальных экономик, в основе которых могут быть  их различия или же неэффективность состояния.

         Мы считаем, что причины кризиса следует искать  не только в экономике, но и в морали, психологии, общем взгляде на жизнь представителей высших эшелонов политической власти, в пренебрежении к такому основному фактору экономической жизни, как доверие людей, к своему государству и правительству. В конечном итоге все – общий экономический  климат в стране, отторжение или успех реформ, устойчивость денежно-финансовой системы, бюджет и налоговые поступления, производство, инвестиционный процесс, социальная стабильность и т.д., т.е. оказывает существенное влияние на возникновение финансовых кризисов и способности адаптации национальных экономик к внешним шокам и потрясениям. Не стоит сбрасывать со счетов и степень доверия граждан установившимся  вокруг них условиям жизни, их ожиданиям нового удара со стороны властей: конфискации сбережений, резкого падения или невыплаты зарплаты, вспышки некомпенсируемой инфляции и т.д.

         Находясь в состоянии нестабильности Кыргызстан, ощутил влияние финансового кризиса, благодаря России. Влияние российского кризиса сказалось на экспорте и импорте, на платежном балансе, на курсе сома и соответственно на экономическом состоянии государства. Например: Снижение темпов экономического роста с 9,9% в 1997 г. до 2,1% в 1998 г. Инфляция составила 16,85%, девальвация обменного курса 69,1% уровень международных резервов сократился до 2,5 месяца, дефицит счета текущих операции достиг 22,5%, дефицит государственного бюджета составил 3%.

         Таким образом последнее десятилетие XX века – это годы экономических испытаний для Кыргызстана, когда разразившийся мировой финансовый кризис отбросил экономику и социальное развитие наций назад, оказав таким образом негативное влияние на результативность экономических реформ страны.

         Однако, несмотря на трудности, процесс структурной перестройки в КР идет, идет процесс нового порядка адаптаций экономической жизни в совершенно иных условиях, и постепенно накапливаются  силы для преодоления последствий экономического кризиса, и создается база для реального экономического подъема.

Глоссарий


       Валютная интервенция – вмешательство центрального банка в операции на валютный рынке с целью воздействия на курс национальной валюты посредством купли-продажи иностранной валюты.

Валютные резервы – находящиеся в собственности страны международно-признанные средства платежа, предназначенные для покрытия кратко- и среднесрочных дефицитов внешнего платежного баланса и обеспечения, связанных с этим мер контроля за изменением курса собственной валюты.

Девальвация – уменьшение курса национальной или международной (региональной) денежной единицы по сравнению с валютами других государств.

Инфляция – (от лат. «вздутие») – обесценение денег в результате превышения количества денежных знаков, находящихся в обращении, над суммой товарных цен.

Платежный баланс – соотношение всех денежных поступлений  из-за границы и различных платежей за границу за определенный период или на определенный момент.

Рецессия – относительно умеренное, некритическое падение деловой активности, производства, замедления темпов экономического роста, обычно определяемое как последовательное уменьшение реального валового национального продукта

Свободно плавающие валютные курсы – Валютные курсы, которые не фиксируются и, следовательно, могут повышаться и понижаться в зависимости от спроса на иностранную валюту и ее предложения.

Фиксированный валютный курс - закрепленный в одностороннем порядке или межгосударственными соглашениями курс валюты, свободное повышение или понижение которого не допускается.




Список литературы


1.     Журнал «Банковский Вестник» № 10, 1998 г.

2.     Журнал «Вопросы Экономики» №11, 1998 г.

3.     Журнал «Мировая экономика и международные отношения» №4,1, 1999 г.

4.     Журнал «Рынок Капиталов» №2, 2000 г.

5.     Большой экономический словарь/под ред. Азрилиян  А.Н М.: Институт новой экономики 1999 г.

6.     Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный Мир, 1999. – 895 с.

7.     Булатов А.С. «Экономика» М., 1996 г.

8.     Койчуев Т. Постсоветская перестройка: Теория, идеология, реалии/ЦЭиСР при МФ КР. БФЭА – Б.: Илим, 1999 г.

9.     Международное экономическое отношения. Учебник для ВУЗов/Е.Ф. Жуков, Т.И. Канаева, А.Т. Литвиненко и др.: под ред. Жукова-М.: ЮНИТИ-ДАНО, 1999 г.

10. Словарь современной экономической теории Макмилана. –М.:ИНФРА-М, 1997.-608 с.

11. Универсальный учебный экономический словарь. Ростов на Дону.: Феникс, 1996, 576 с.

12. Флорес М.М., Попов В.В. «Азиатский вирус или Голландская болезнь?» Теория и история валютных кризисов в Росси и др. странах. Академия народного хозяйства при правительстве РФ.-М.: Изд-во «Дело», 1999 г. 

13. Экономика Кыргызстана в последнее десятилетие XX века. – Б.: ЦэиСР при  МВ КР, 2000 г.

14. Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: Научно-практический семинар (июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., Лайлаевой Э. – Б. 2001 г.

15. Проблемы денежно-финансовой стабилизации в Кыргызстане. ( Кумсков В.И.) #"#">#"#">www.stat.kg




[1] Большой экономический словарь/под ред. Азрилиян  А.Н М.: Институт новой экономики 1999.

[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный Мир, 1999. – 803 с.


[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Флорес М.М., Попов В.В. «Азиатский вирус или Голландская болезнь?» Теория и история валютных кризисов в Росси и др. странах. Академия народного хозяйства при правительстве РФ.-М.: Изд-во «Дело», 1999 С. 17-27

[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">1 #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">1 #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">1 КРИЗИС ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ  П. Мозиас// МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 1999, № 1, с. 38-47 

[8] КРИЗИС ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ  П. Мозиас// МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 1999, № 1, с. 38-47

1 КРИЗИС ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ  П. Мозиас// МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 1999, № 1, с. 38-47

1 С. Синельникова, С. Архипов, С. Дорбышевский, С. Баткибеков, И.Трунин-Институт Экономических проблем переходного периода//Вопросы кономики №11, 1998 С. 36.

1 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы:Научно-практический семинар (июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., Лайлаевой Э. – Б. 2001 С.4

2 Булатов А.С. «Экономика» М., 1996г. стр.251 

1 Экономика Кыргызстана в последнее десятилетие XX века. – Б.: ЦэиСР при  МВ КР, 2000 С. 8

1 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: Научно-практический семинар (июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., Лайлаевой Э. – Б. 2001 С.4

2 Проблемы денежно-финансовой стабилизации в Кыргызстане. ( Кумсков В.И.) #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">1 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: Научно-практический семинар (июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., Лайлаевой Э. – Б. 2001 С.6

2 Экономика Кыргызстана в последнее десятилетие XX века. – Б.: ЦэиСР при  МВ КР, 2000 С. 22

1 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: Научно-практический семинар (июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., Лайлаевой Э. – Б. 2001 С.32

2 Койчуев Т. Постсоветская перестройка: Теория, идеология, реалии/ЦЭиСР при МФ КР. БФЭА – Б.: Илим, 1999 С. 202

1 ttp://www.corpgovuz.org/index.php?b_end=documents&action=show_detailed&idd=17&back=9

1 Койчуев Т. Постсоветская перестройка: Теория, идеология, реалии/ЦЭиСР при МФ КР. БФЭА – Б.: Илим, 1999 С. 202

1 ttp://www.corpgovuz.org/index.php?b_end=documents&action=show_detailed&idd=17&back=9

1 В. Недавин, Т. Ахматов Инвестиционно-консалтинговый Центр “BNC”//Рынок Капиталов №2, 2000 С. 4 -7


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.