рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансы и кредит (МГТУ "Станкин")


Страхование ответственности делится на два вида: страхование риска (непогашение кредита) и страхование ответственности. Страхование риска осуществляет банк, страхование ответственности – страховая компания. Срок страхования соответствует сроку, на который выдан кредит.

Также имеет место страхование гражданской ответственности, средств транспорта, нанесения вреда другим лицам в процессе производства и окружающей среде.


Предпринимательская деятельность.

Главным стимулом предпринимательской деятельности является получение прибыли, поэтому речь идёт о страховании рисков неполучения прибыли, снижение уровня рентабельности, получения убытков, неплатежи по счетам поставщиков продукции.


Государственные финансы, государственный бюджет.

Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная  с вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.

Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с созданием и использованием бюджетного фонда.

Функционирование государственного бюджета обусловлено двумя функциями: распределительной функцией и контролем.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти.

Это предопределяет возможность оперативного использования средств и принятие достаточно быстрых управленческих решений при изменении экономической обстановки.

Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками рынка ценных бумаг (РЦБ).

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от платы налогов и таможенных пошлин.


Государство и кредит.

В целях финансирования государственных потребностей государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих структур.

На практике сложилось, что при осуществлении кредитных операций государство является заёмщиком, а население и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заёмщика, так и кредитора.

Когда речь идёт о государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства, поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственного кредита также являются бюджетные средства.


IV. Функции финансов.

§1. Функции финансов.


Функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

Финансы выполняют следующие функции:

- распределительная;

- контрольная;

- стимулирующая или регулирующая.


Распределительная функция проявляется во всех сферах общественной жизни, т.е. в материальном, нематериальном производстве, а также в сфере обращения.

Субъектами распределительной функции на микроуровне являются юридические и физические лица, а на макроуровне – государство.

Объектом распределительной функции является внутренний валовой продукт и национальный доход в денежной форме.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение вновь созданной стоимости, а также перераспределение этой стоимости на макроуровне.

Эта функция проходит три этапа:

1) формирование фондов денежных средств;

2) распределение денежных фондов через финансовые инструменты;

3) использование денежных фондов, признанное обеспечить отдельных членов общества и субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами на микроуровне, а на макроуровне – финансовыми средствами для решения функций и задач государственного уровня.

С помощью распределительной функции на микроуровне происходит формирование основных или первичных доходов (прибыль, отчисления в социальные и другие внебюджетные фонды, амортизационные фонды).

Формирование первичных доходов материального производства – это начальный этап распределения, который затем продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных или производных доходов. Такое перераспределение связано: 1) с межотраслевым или с межтерриториальным перераспределением в интересах обеспечения наиболее эффективного и рационального использования финансовых ресурсов; 2) с наличием вторичных сфер производственного, непроизводственного характера и сферы обращения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, управление страной, оборона и т.д.); 3) с существованием различных социальных групп населения.

Распределительная функция позволяет:

- образовывать денежные фонды на уровне предприятия, домашнего хозяйства и государства;

- образовывать не просто денежные фонды, фонды целевого назначения;

- осуществлять межотраслевое, межтерриториальное распределение, а также между различными сферами и социальными группами;

- создавать резервные фонды как на уровне предприятия, так и на уровне государства.


Контрольная функция. Финансы, которые связаны с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс.

Контрольная функция финансов проявляется: 1) до наступления распределительного процесса, когда составляются различные программы, прогнозы, бюджеты; 2) в процессе использования фондов денежных средств при использовании программ, планов, бюджетов и т.д.; 3) в процессе подведения итогов, составления оценок использования денежных средств.

Контрольная функция реализуется через:

1) финансово-хозяйственный контроль;

2) финансовый бюджетный контроль;

3) кредитно-банковский контроль.


Регулирующая или стимулирующая функция. Эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне эта функция стимулирует деятельность субъектов хозяйствования или предприятия путём создания различных фондов, способствующих улучшению качества производственного процесса. А на макроуровне эта функция с помощью экономических инструментов, таких как налоги, государственный кредит и другие, достигает таких же результатов.


Финансовый механизм.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма и включающий в себя:

1) совокупность организационных форм финансовых отношений;

2) порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

3) методы финансового планирования и контроля;

4) формы управления финансами и финансовой системой;

5) финансовые законодательства.


§2. Управление финансами.


Управление финансами – это одна из важных областей управления, так как финансовые отношения охватывают все стороны общественной жизни.

При управлении финансами можно выделить объект и субъект управления.

Объект управления – это разнообразные виды финансовых отношений, т.е. сферы финансовых отношений.

Субъект управления – это различные организационные структуры, осуществляющие управление финансами.


Упрощённая схема управления финансами



Схему управления можно разбить на три основных этапа:

- планирование;

- оперативное управление;

- контроль.


Планирование – это оценка состояния финансовых ресурсов, анализ возможности их увеличения, выбор направлений их наиболее эффективного использования.


Управленческие решения принимаются в результате анализа финансовой информации, которая должна быть наиболее достоверной.

Оперативное управление – это комплекс мер по оперативному реагированию на складывающуюся финансовую ситуацию. Как правило, оно сводится к перегруппировке финансовых ресурсов с целью получения максимально полезного результата.


Контроль осуществляется на всех стадиях управления финансами. Его цель – получение результатов и сравнение полученных результатов с плановыми.


Управление финансами следует рассматривать с двух точек зрения: стратегической и оперативной.

Стратегическое управление (общее) предусматривает прогнозирование финансовой политики на перспективу, её разработку, установление или определение объёмов финансовых ресурсов, идущих на реализацию целевых программ.


V. Финансовая политика государства.

§1. Движение продуктов и доходов в национальной экономике.


Финансовая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение, а также использование для выполнения государством его функций и задач.

Реализация финансовой политики проводится в 3 этапа:

1) выработка научно-обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, а также состояния и совершенствования производства, а также на основе анализа и состояния потребностей населения;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов на  перспективу, а также на текущий период;

3) собственно осуществление финансовой политики на основе первых двух этапов.

Для реализации финансовой политики и её претворения в жизнь используется финансовый механизм, т.е. совокупность способов организации финансовых отношений, а также виды, формы и методы организации этих отношений и их количественное определение.

Движение финансовых отношений осуществляется путём установления количественных параметров (установление налогов, налоговых ставок и т.д.).


Кризис в области финансов характеризуется следующими моментами: большой дефицит государственного бюджета, эмиссия денег, инфляция (как следствие эмиссии денег), большое количество малорентабельного или убыточного производства, рост внутреннего и внешнего долга, незавершённое производство.

Пути выхода из кризиса:

1) введение разнообразных форм хозяйствования, развитие предпринимательской деятельности;

2) упорядочение денежного обращения и укрепление национальной валюты;

3) сокращение военных расходов;

4) снижение государственных расходов на содержание государственного аппарата, а также финансирование убыточных или нерентабельных производств;

5) разработка современной финансовой политики;

6) развитие финансового рынка и кредитно-банковской системы;

7) привлечение в страну иностранных инвестиций.


§2. Финансы субъектов хозяйствования.


Важнейшим звеном финансовой системы страны являются финансы субъектов хозяйствования. Это обусловлено тем, что источники финансовых ресурсов формируются на уровне предприятия (налоги), а затем идут в финансовый бюджет.


Финансы хозяйствующих субъектов выполняют следующие функции:

1) обеспечивают денежными средствами хозяйственную деятельность;

2) формируют денежные фонды, осуществляют распределение доходов, связанных с кругооборотом, используют денежные фонды на приобретение материальных ресурсов, оборудования, выплату зарплаты и т.д.


Финансовые отношения субъектов хозяйствования:

1. Денежные отношения, связанные с формированием и использованием целевых денежных фондов внутрихозяйственного назначения.

2. Денежные отношения между предприятиями по поводу купли-продажи, товарно-материальных запасов, по поводу уплаты или получения штрафов, по поводу внесения средств в уставные фонды других предприятий, по поводу распределения прибыли их совместной деятельности, получения доходов по ценным бумагам предприятия и т.д.

3. Денежные отношения между предприятием и государством, связанные с формированием бюджетных и внебюджетных фондов. Эти денежные отношения принимают форму налогов, обязательных платежей, взносов, а в отдельных случаях имеет место получение субсидий, дотаций и т.д.

4. Денежные отношения между предприятиями с одной стороны и вышестоящими организациями с другой.

5. Денежные отношения между предприятиями и их работниками по поводу получения зарплаты.

6. Отношения предприятий материального производства с различными страховыми организациями по поводу образования страховых фондов

7. Денежные отношения между субъектом хозяйствования и кредитно-банковской системой по поводу получения и возврата кредита.


Финансы субъектов хозяйствования предприятия – это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования, с их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансированием затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.


VI. Роль государства в регулировании экономики. Основные направления и задачи регулирования экономики.


Регулирование – это изменение темпов роста отдельных частей экономики с целью перестроить производство в соответствии с изменяющимися общественными законами.

Одним из основных видов перераспределения финансовых ресурсов является процесс саморегулирования. Но саморегулирование плюс финансовые рынки не в состоянии решить задачи государственного масштаба, поэтому наряду с саморегулированием необходимо и государственное вмешательство в экономику. Оно необходимо для решения следующих задач:

1) обеспечение финансовыми ресурсами крупных структурных сдвигов в экономике;

2) поддержка приоритетных направлений экономического развития;

3) совершенствование объектов социальной сферы, производственной инфраструктуры и т.д.


Цели, которые ставит государство при вмешательстве в экономику:

1) достижение устойчивого экономического роста;

2) поддержание определённого уровня занятости населения;

3) определённый уровень цен;

4) создание системы социальной защиты населения;

5) обеспечение равновесия во внешнеэкономической деятельности (соотношение экспорта и импорта).


Для реализации этих целей государству необходимо:

1) разработать и утвердить правовые основы экономики;

2) определить приоритеты макроэкономического развития;

3) реализация социальных программ, проведение регулирования всей экономической системы на основе регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос – это спрос фирм и населения на создаваемые товары и услуги.

Совокупное предложение – это национальный продукт.


Государство может осуществлять следующие виды воздействия на экономику:

1) государственные инвестиции финансовых ресурсов;

2) проведение амортизационной политики;

3) бюджетная политика;

4) налоговая политика;

5) государственное страхование;

6) установление финансовых льгот и санкций.


Инструменты государственного регулирования:

1) фискальная (налогово-бюджетная) политика;

2) денежно-кредитная (монетарная) политика;

3) политика регулирования доходов;

4) социальная политика;

5) внешнеэкономическое регулирование.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.