Страхование
ответственности делится на два вида: страхование риска (непогашение кредита) и
страхование ответственности. Страхование риска осуществляет банк, страхование
ответственности – страховая компания. Срок страхования соответствует сроку, на
который выдан кредит.
Также имеет место
страхование гражданской ответственности, средств транспорта, нанесения вреда
другим лицам в процессе производства и окружающей среде.
Предпринимательская
деятельность.
Главным стимулом
предпринимательской деятельности является получение прибыли, поэтому речь идёт
о страховании рисков неполучения прибыли, снижение уровня рентабельности,
получения убытков, неплатежи по счетам поставщиков продукции.
Государственные
финансы, государственный бюджет.
Государственные
финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная с вторичным, а
также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного
продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для
осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в
государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных
предприятий.
Государственный
бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и
физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с
созданием и использованием бюджетного фонда.
Функционирование
государственного бюджета обусловлено двумя функциями: распределительной
функцией и контролем.
Внебюджетные фонды –
это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых
государством для финансирования некоторых общественных потребностей и
комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Использование
бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти.
Это предопределяет
возможность оперативного использования средств и принятие достаточно быстрых
управленческих решений при изменении экономической обстановки.
Внебюджетные фонды
могут выступать инвесторами и участниками рынка ценных бумаг (РЦБ).
Внебюджетные фонды
по основным направлениям своей деятельности освобождены от платы налогов и
таможенных пошлин.
Государство и
кредит.
В целях
финансирования государственных потребностей государство может привлекать к
покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих структур.
На практике
сложилось, что при осуществлении кредитных операций государство является
заёмщиком, а население и организации – кредиторами. В сфере международных
экономических отношений государство выступает как в роли заёмщика, так и
кредитора.
Когда речь идёт о
государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства, поступают в
распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные
финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита.
Источником погашения государственного кредита также являются бюджетные
средства.
IV. Функции финансов.
§1. Функции
финансов.
Функция – это
внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Финансы выполняют
следующие функции:
- распределительная;
- контрольная;
- стимулирующая или
регулирующая.
Распределительная
функция проявляется во всех сферах общественной жизни, т.е. в материальном,
нематериальном производстве, а также в сфере обращения.
Субъектами
распределительной функции на микроуровне являются юридические и физические
лица, а на макроуровне – государство.
Объектом распределительной
функции является внутренний валовой продукт и национальный доход в денежной
форме.
С помощью
распределительной функции осуществляется распределение вновь созданной
стоимости, а также перераспределение этой стоимости на макроуровне.
Эта функция проходит
три этапа:
1) формирование
фондов денежных средств;
2) распределение
денежных фондов через финансовые инструменты;
3) использование
денежных фондов, признанное обеспечить отдельных членов общества и субъектов
хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами на микроуровне, а на
макроуровне – финансовыми средствами для решения функций и задач
государственного уровня.
С помощью
распределительной функции на микроуровне происходит формирование основных или
первичных доходов (прибыль, отчисления в социальные и другие внебюджетные
фонды, амортизационные фонды).
Формирование
первичных доходов материального производства – это начальный этап
распределения, который затем продолжается на макроуровне и обеспечивает
создание вторичных или производных доходов. Такое перераспределение связано: 1)
с межотраслевым или с межтерриториальным перераспределением в интересах
обеспечения наиболее эффективного и рационального использования финансовых
ресурсов; 2) с наличием вторичных сфер производственного, непроизводственного
характера и сферы обращения (образование, здравоохранение, социальное
обеспечение, управление страной, оборона и т.д.); 3) с существованием различных
социальных групп населения.
Распределительная
функция позволяет:
- образовывать
денежные фонды на уровне предприятия, домашнего хозяйства и государства;
- образовывать не
просто денежные фонды, фонды целевого назначения;
- осуществлять
межотраслевое, межтерриториальное распределение, а также между различными
сферами и социальными группами;
- создавать резервные
фонды как на уровне предприятия, так и на уровне государства.
Контрольная функция.
Финансы, которые связаны с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают
свойством количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный
процесс.
Контрольная функция
финансов проявляется: 1) до наступления распределительного процесса, когда
составляются различные программы, прогнозы, бюджеты; 2) в процессе
использования фондов денежных средств при использовании программ, планов,
бюджетов и т.д.; 3) в процессе подведения итогов, составления оценок
использования денежных средств.
Контрольная функция
реализуется через:
1)
финансово-хозяйственный контроль;
2) финансовый
бюджетный контроль;
3)
кредитно-банковский контроль.
Регулирующая или
стимулирующая функция. Эта функция тесно связана с вмешательством государства с
помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне эта функция
стимулирует деятельность субъектов хозяйствования или предприятия путём
создания различных фондов, способствующих улучшению качества производственного
процесса. А на макроуровне эта функция с помощью экономических инструментов,
таких как налоги, государственный кредит и другие, достигает таких же
результатов.
Финансовый механизм.
Функции финансов
реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть
хозяйственного механизма и включающий в себя:
1) совокупность
организационных форм финансовых отношений;
2) порядок
формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств;
3) методы
финансового планирования и контроля;
4) формы управления
финансами и финансовой системой;
5) финансовые
законодательства.
§2. Управление
финансами.
Управление финансами
– это одна из важных областей управления, так как финансовые отношения
охватывают все стороны общественной жизни.
При управлении
финансами можно выделить объект и субъект управления.
Объект управления –
это разнообразные виды финансовых отношений, т.е. сферы финансовых отношений.
Субъект управления –
это различные организационные структуры, осуществляющие управление финансами.
Упрощённая схема управления финансами
Схему управления
можно разбить на три основных этапа:
- планирование;
- оперативное
управление;
- контроль.
Планирование – это
оценка состояния финансовых ресурсов, анализ возможности их увеличения, выбор
направлений их наиболее эффективного использования.
Управленческие
решения принимаются в результате анализа финансовой информации, которая должна
быть наиболее достоверной.
Оперативное
управление – это комплекс мер по оперативному реагированию на складывающуюся
финансовую ситуацию. Как правило, оно сводится к перегруппировке финансовых
ресурсов с целью получения максимально полезного результата.
Контроль
осуществляется на всех стадиях управления финансами. Его цель – получение
результатов и сравнение полученных результатов с плановыми.
Управление финансами
следует рассматривать с двух точек зрения: стратегической и оперативной.
Стратегическое
управление (общее) предусматривает прогнозирование финансовой политики на
перспективу, её разработку, установление или определение объёмов финансовых
ресурсов, идущих на реализацию целевых программ.
V. Финансовая
политика государства.
§1. Движение
продуктов и доходов в национальной экономике.
Финансовая политика
представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на
мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение, а также использование для
выполнения государством его функций и задач.
Реализация
финансовой политики проводится в 3 этапа:
1) выработка
научно-обоснованной концепции развития финансов, которая формируется на основе
изучения требований экономических законов, а также состояния и
совершенствования производства, а также на основе анализа и состояния
потребностей населения;
2) определение
основных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу, а также
на текущий период;
3) собственно
осуществление финансовой политики на основе первых двух этапов.
Для реализации
финансовой политики и её претворения в жизнь используется финансовый механизм,
т.е. совокупность способов организации финансовых отношений, а также виды,
формы и методы организации этих отношений и их количественное определение.
Движение финансовых
отношений осуществляется путём установления количественных параметров
(установление налогов, налоговых ставок и т.д.).
Кризис в области
финансов характеризуется следующими моментами: большой дефицит государственного
бюджета, эмиссия денег, инфляция (как следствие эмиссии денег), большое
количество малорентабельного или убыточного производства, рост внутреннего и
внешнего долга, незавершённое производство.
Пути выхода из
кризиса:
1) введение
разнообразных форм хозяйствования, развитие предпринимательской деятельности;
2) упорядочение
денежного обращения и укрепление национальной валюты;
3) сокращение
военных расходов;
4) снижение
государственных расходов на содержание государственного аппарата, а также
финансирование убыточных или нерентабельных производств;
5) разработка
современной финансовой политики;
6) развитие финансового
рынка и кредитно-банковской системы;
7) привлечение в
страну иностранных инвестиций.
§2. Финансы
субъектов хозяйствования.
Важнейшим звеном
финансовой системы страны являются финансы субъектов хозяйствования. Это
обусловлено тем, что источники финансовых ресурсов формируются на уровне
предприятия (налоги), а затем идут в финансовый бюджет.
Финансы
хозяйствующих субъектов выполняют следующие функции:
1) обеспечивают
денежными средствами хозяйственную деятельность;
2) формируют
денежные фонды, осуществляют распределение доходов, связанных с кругооборотом,
используют денежные фонды на приобретение материальных ресурсов, оборудования,
выплату зарплаты и т.д.
Финансовые отношения
субъектов хозяйствования:
1. Денежные
отношения, связанные с формированием и использованием целевых денежных фондов
внутрихозяйственного назначения.
2. Денежные
отношения между предприятиями по поводу купли-продажи, товарно-материальных
запасов, по поводу уплаты или получения штрафов, по поводу внесения средств в
уставные фонды других предприятий, по поводу распределения прибыли их
совместной деятельности, получения доходов по ценным бумагам предприятия и т.д.
3. Денежные
отношения между предприятием и государством, связанные с формированием
бюджетных и внебюджетных фондов. Эти денежные отношения принимают форму
налогов, обязательных платежей, взносов, а в отдельных случаях имеет место
получение субсидий, дотаций и т.д.
4. Денежные
отношения между предприятиями с одной стороны и вышестоящими организациями с
другой.
5. Денежные
отношения между предприятиями и их работниками по поводу получения зарплаты.
6. Отношения
предприятий материального производства с различными страховыми организациями по
поводу образования страховых фондов
7. Денежные
отношения между субъектом хозяйствования и кредитно-банковской системой по
поводу получения и возврата кредита.
Финансы субъектов
хозяйствования предприятия – это денежные отношения, связанные с формированием
и распределением денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования, с их
использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и
финансированием затрат по расширенному воспроизводству, социальному
обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
VI. Роль государства
в регулировании экономики. Основные направления и задачи регулирования
экономики.
Регулирование – это
изменение темпов роста отдельных частей экономики с целью перестроить
производство в соответствии с изменяющимися общественными законами.
Одним из основных
видов перераспределения финансовых ресурсов является процесс саморегулирования.
Но саморегулирование плюс финансовые рынки не в состоянии решить задачи
государственного масштаба, поэтому наряду с саморегулированием необходимо и
государственное вмешательство в экономику. Оно необходимо для решения следующих
задач:
1) обеспечение
финансовыми ресурсами крупных структурных сдвигов в экономике;
2) поддержка
приоритетных направлений экономического развития;
3) совершенствование
объектов социальной сферы, производственной инфраструктуры и т.д.
Цели, которые ставит
государство при вмешательстве в экономику:
1) достижение
устойчивого экономического роста;
2) поддержание
определённого уровня занятости населения;
3) определённый
уровень цен;
4) создание системы
социальной защиты населения;
5) обеспечение
равновесия во внешнеэкономической деятельности (соотношение экспорта и
импорта).
Для реализации этих
целей государству необходимо:
1) разработать и
утвердить правовые основы экономики;
2) определить
приоритеты макроэкономического развития;
3) реализация
социальных программ, проведение регулирования всей экономической системы на
основе регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос –
это спрос фирм и населения на создаваемые товары и услуги.
Совокупное
предложение – это национальный продукт.
Государство может
осуществлять следующие виды воздействия на экономику:
1) государственные
инвестиции финансовых ресурсов;
2) проведение
амортизационной политики;
3) бюджетная
политика;
4) налоговая
политика;
5) государственное
страхование;
6) установление
финансовых льгот и санкций.
Инструменты
государственного регулирования:
1) фискальная
(налогово-бюджетная) политика;
2) денежно-кредитная
(монетарная) политика;
3) политика
регулирования доходов;
4) социальная
политика;
5) внешнеэкономическое
регулирование.
Страницы: 1, 2, 3
|