рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансы и кредит (МГТУ "Станкин")



Фискальная политика – это политика, связанная с налогами и государственными расходами.

1. Ужесточение налоговой политики, приводящее к увеличению изымаемых у населения и фирм средств, что приводит к сокращению сбережений или к сокращению расходов на потребление или то и другое.

2. Ослабление налогового бремени или снижение налогов, которое приводит как к росту потребления, так и к росту сбережений. Таким образом, влияет на национальный продукт.

3. Изменение уровня государственных закупок.

Увеличение закупок приводит к увеличению роста национального продукта, так как увеличиваются доходы фирм от реализации товаров и услуг государством, растут доходы населения, занятого в государственном секторе, или растёт число занятых.


Денежно-кредитная или монетарная политика – это совокупность механизмов воздействия денежной массы, находящейся в обращении.

MV = PQ(Y), где M – денежная масса, V- скорость обращения денег, P – уровень цен, Q – реальный национальный продукт.

Термин номинальный используется для измерения любого количества, выраженного в ценах без учёта инфляции, т.е. в ценах, по которым товары и услуги были фактически проданы. А термин реальный используется для оценки с учётом инфляции и проведения соответствий корректировки.

Цель правительства – это контроль над денежной массой, находящейся в обращении.

Правительство может применить следующие методы регулирования объёма денежной массы:

1) процентная ставка по кредитам;

2) процентная ставка по государственным убыткам;

3) процентная ставка по обязательным резервам.

Третий метод – это наиболее прямой и эффективный метод изменения денежной массы. Он является одним из наиболее мощных инструментов контроля и регулирования денежно-кредитных отношений, но к этому методу прибегают редко, так как он оказывает сильное воздействие на устои банковской системы. Его используют в периоде экономического спада, сокращая уровень банковских резервов, пытаясь таким образом стимулировать развитие деловой активности субъектов хозяйствования.


Политика регулирования дохода – это политика замедления темпов инфляции путём сдерживания зарплаты и прибыли не через совокупный спрос, а непосредственно. Например, ограничение роста зарплаты рассматриваемого года, не увеличивать значительно рост зарплаты, но также не увеличивать налоговые ставки.

Контроль над зарплатой и ценами ограничивает и регулирует действия фирм или субъектов хозяйствования по выплате зарплаты и установлению цен.


Социальная политика – это политика, связанная с индексацией доходов, т.е. с повышением их в соответствии с индексом потребительских цен за счёт бюджетных ассигнований, а в отдельных случаях и за счёт компенсаций, установлением прожиточного минимума, разработкой программ помощи малоимущим и т.д.


Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, правило выдачи квот и лицензий, установление валютного курса.


VII. Сбережения, инвестиции и финансовые рынки.


С добавлением в схему кругооборота сбережений и инвестиций сразу возникают два пути, по которым средства могут перемещаться от населения к потребительскому рынку: прямой путь от населения через расходы на потребление к рынку товаров и услуг; косвенный, средства по которому движутся через финансовые рынки, сбережения и инвестиции.

Если население в условиях рыночных отношений в течение года тратит меньше, чем зарабатывает, то фирмы должны тратить больше, чем их доходы, поскольку они должны осуществлять инвестиции в производство помимо платы за ресурсы и факторы производства.


Инвестиции – это увеличение запасов капитала в экономике, приводящее к росту факторов производства.


С известными допущениями можно вывести следующую зависимость:

1. Национальный продукт равен расходы на потребление + расходы на инвестиции.

2. Национальный доход равен расходы на потребление + сбережения.

Следовательно, расходы на инвестиции равняются сбережениям.


VIII. Государственные финансы.



1 – бюджет

2 – внебюджетные фонды

3 – государственный кредит (займы)

4 – финансы государственных предприятий федерального подчинения


§1. Внебюджетные фонды.


Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых потребностей и расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Основные причины, обусловившие возникновение внебюджетных фондов:

- потребность в значительных финансовых ресурсах и целесообразность в их концентрациях на государственном и территориальном уровнях;

- ограниченность в финансовых возможностях государственного бюджета;

- необходимость принятия оперативных решений по перераспределению ресурсов в случае изменения экономической ситуации.



С помощью внебюджетных фондов можно влиять на процесс производства путём финансирования или кредитования, обеспечивать природоохранные мероприятия, оказывать социальные услуги населению путём выплаты пособий, пенсий и т.д.


Основные внебюджетные фонды:

Фонд государственного социального страхования (ФГСС). Создаётся страховым методом с обязательным участием средств хозяйствующих субъектов, различных форм собственности, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источники формирования средств ФГСС:

- страховые взносы хозяйствующих субъектов;

- средства государственного бюджета;

- поступления за путёвки, реализуемые по линии социального страхования;

- прочие доходы.

Направления расходования средств государственного фонда социального страхования:

1) пособия по временной нетрудоспособности;

2) пособия по беременности и по родам;

3) пособия по рождению ребёнка и уходу за ним;

4) финансирование санаторного лечения.


Пенсионный фонд (ПФ) – орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Это самостоятельная финансово-банковская система.

Пенсионный фонд подотчётен федеральному собранию. Результаты деятельности пенсионного фонда ежегодно предоставляются на рассмотрение и утверждение парламенту страны.

Основные задачи пенсионного фонда:

1) целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их выплат;

2) участие на долговременной основе финансирования программ по социальной поддержке населения;

3) увеличение средств фонда за счёт коммерческой деятельности.

Источники формирования:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью (адвокаты, фермеры);

- средства из государственного бюджета, которые в данном случае предназначены для выплаты пенсий, военнослужащим и приравненным к ним, а также те средства государственного бюджета, предназначенные для выплаты повышенных пенсий в связи с повышением стоимости жизни;

- средства возмещения ПФ и средств ФГСС для выплаты досрочных пенсий;

- доходы от коммерческой деятельности.

Расходы ПФ:

1) выплаты пенсий с учётом индексации;

2) выплаты пособий по уходу за ребёнком;

3) оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4) другие расходы.


Государственный фонд занятости населения является финансовой базой деятельности службы занятости. Он создаётся как на уровне субъекта федерации, так и на территориальном уровне.

Источники формирования фонда занятости населения:

- обязательные отчисления работодателей независимо от форм собственности и сфер деятельности;

- обязательные страховые взносы из заработной платы работников (в пределах общей суммы изымаемых налогов);

- средства республиканских и местных бюджетов;

- доходы от коммерческой деятельности;

Направления расходования средств:

1) трудоустройство граждан;

2) профессиональная ориентация (обучение и переобучение по линии занятости);

3) пособия по безработице;

4) выплата стипендий.


Государственный кредит – это мобилизация временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и передача во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования расходов.

Задачи государственного кредита:

- укрепление экономики страны и её финансовое оздоровление;

- финансирование потребности экономического и социального развития с использованием специальных долгосрочных программ;

- государственный кредит позволяет не инфляционным путём покрывать бюджетный дефицит, способствуя, таким образом, оттоку денежной массы, находящейся в обращении.


§2. Государственные финансы и налоговая система.



Основные источники доходов государственного бюджета – это налоговые поступления.

К налоговым доходам относятся:

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки  которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения – в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней, утверждаются бюджетным законодательством о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

3) государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством РФ.


К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, которое находится в государственной собственности, доходы от различных платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящихся в ведении государственных органов власти;

2) доходы от продаж государственного имущества, находящегося в ведении государства;

3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ после уплаты ими налогов и иных платежей в размерах, установленных правительством РФ;

4) доходы от внешнеэкономической деятельности;

5) доходы от реализации государственных запасов и резервов.


Расходы государственного бюджета:

1) обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания РФ, счётной палаты, центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориального деления;

2) расходы на содержание федеральной судебной системы;

3) осуществление международной деятельности в общих федеральных интересах;

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, направленное на конверсию оборонных отраслей промышленности;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) поддержка различных видов транспорта (авиации, железной дороги, морского);

7) поддержка атомной энергетики;

8) средства для ликвидации чрезвычайных последствий;

9) средства на финансирование космических исследований;

10) средства, идущие на содержание государственных предприятий, организаций, учреждений;

11) обслуживание и погашение государственного долга;

12) и другие.


Бюджетный механизм является реальным воплощением бюджетной политики.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.


§3. Государственный кредит.


Основные формы государственного кредита – это займы и казначейские ссуды.

Казначейские ссуды – форма государственного кредита, выражающая отношения по оказанию финансовой помощи предприятиям, организациям, органам государственной власти и управление за счёт бюджетных средств на условиях срочности, платности, возвратности.


§4. Сущность государственного бюджета.


Принципы построения бюджетной системы России закреплены конституцией, а также специальным бюджетным законодательством. Основной принцип построения бюджетной системы – это принцип фискального механизма, который предусматривает компетенцию между различными уровнями бюджета.

По экономической сущности государственный бюджет – это система денежных отношений, которые возникают между государством и юридическими лицами по поводу распределения в связи с формированием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного для выполнения государством его функций.

Бюджетная система – это совокупность видов всех бюджетов страны, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.


IX. Налоги.

§1. Принципы налогообложения.


Налоговый кодекс РФ не определяет порядок исчисления налога и его уплаты, а устанавливает систему налогов России, определяет виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, понятие налога, сбора и т.д.

Согласно действующему законодательству под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов, которые осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами.

В качестве налогоплательщиков выступают физические и юридические лица.

Налоговым кодексом предусмотрены следующие объекты налогообложения:

1) операции по реализации товаров и услуг;

2) стоимость реализованных товаров и услуг либо других объектов, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой возникают обязанности по уплате налогов;

3) прибыль;

4) среднегодовая балансовая стоимость имущества;

5) доход;

6) подоходный налог с юридических лиц;

7) таможенная стоимость товара;

8) имущество (собственность физических лиц).


Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики.

Налоги как инструмент фискальной политики бывает двух типов.

Первый тип: налог на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в т.ч. налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капитала за рубеж. Они взимаются с конкретных физических или юридических лиц, их называют прямыми налогами.

Ко второму виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или НДС; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично или полностью переносятся на цену товаров или услуг.


§2. Функции налогов.


Существуют три важнейших функции государственного управления налогообложением:

1) обеспечение финансирования государственных расходов (прямая функция налогов);

2) поддержка социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

3) государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное,  отраслевое и региональное регулирование экономики (регулирующая функция).


X. Бюджетный дефицит и государственный долг.


Качественное содержание бюджетного дефицита.

Дефицит может быть вызван краткосрочными государственными вложениями в экономику, результатом чрезвычайных обстоятельств, когда обычных резервов недостаточно и приходится использовать другие источники.

Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансовой политики и т.д.


Основные причины резкого скачка бюджетного дефицита в начале 90х годов:

- низкая ликвидность общественного производства;

- нерациональная структура бюджета или его расходной части;

- неэффективный бюджетный механизм;

- консервативность финансовой политики;

- массовый выпуск необеспеченных денег.


Основные мероприятия по сокращению бюджетного дефицита:

- направление государственных инвестиций в эффективные сферы экономики;

- использование бюджетных льгот и санкций, позволяющих вполне учитывать конкретные условия хозяйствования и стимулировать рост общественного производства;

- сокращение государственного влияния на экономику и государственного финансирования;

- снижение военных расходов;

- финансирование только важных социальных программ;

- привлечение в страну иностранного капитала.


XI. Денежное обращение и денежная система.


Основные элементы современной денежной системы:

1. Наименование денежной единицы и её частей.

2. Виды государственных денежных знаков, имеющих законную платёжную силу.

3. Масштаб цен – это средство выражения стоимости в денежных единицах, которые базируются на фиксированном государством весовом количестве драгоценного металла. Практически, масштаб цен складывается под влиянием спроса и предложения и служит для соизмерения стоимостей товаров или услуг посредством цен.

4. Валютный курс – соотношение между денежными единицами разных стран, определяемое, в основном, их покупательные способности. Валютный курс характеризует цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежной единице другой.

Различают денежные единицы с фиксированным валютным курсом и с плавающим валютным курсом.

5. Эмиссионная система. Государство устанавливает порядок наличной и безналичной эмиссии, а также обращение денежных знаков.

Количество денег, необходимое для обращения равно (величина наличной эмиссии) [сумма цен реализуемых товаров – сумма цен товаров, проданных в кредит + сумма наличных платежей по обязательствам – сумма взаимопогашающихся платежей]/[среднее число оборота денег как средства обращения и платежа].

Потребность хозяйства в деньгах определяется уровнем цен на товары и услуги, а обратное влияние на количество денег показывает степень развития кредитных обращений, степень развития безналичных расчётов, скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения денег, тем меньшее количество их необходимо.

6. Государство регламентирует безналичный денежный оборот путём определения форм, видов платежей и их порядка.

7. Государство может разрешить свободный ввоз и вывоз национальной валюты, установить предельные суммы вывоза национальной валюты, определяемые либо абсолютной суммой, либо зависимыми коэффициентами, может разрешить полное или частичное расходование валюты за пределами страны, либо обязательный её ввоз в страну.

8. В каждой стране имеется орган, как правило, один, который осуществляет денежно-кредитное и валютное регулирование.


XII. Банки.

§1. Структура банковской системы.


Банки – государственные, акционерные и кооперативные предприятия, созданные для привлечения денежных средств для размещения их в форме кредита, а также для осуществления кредитных операций, предусмотренных законодательством.

 

Банковская система состоит из двух уровней:

1) центральный банк (эмиссионный банк);

2) универсальные и специализированные банковские учреждения.

Банковская система в совокупности с кредитно-финансовыми учреждениями банковского типа образуют кредитную систему.


Основные функции ЦБ:

1) осуществляют руководство всей кредитной системы государства;

2) ведёт финансовые обязательства правительства;

3) хранит временно свободные средства и обязательные резервы банка;

4) предоставляет банкам кредиты для поддержания их ликвидности;

5) обладают монопольным правом эмиссии банкнот и др.


§2. Активные и пассивные банковские операции.



С помощью пассивных образуются банковские ресурсы.

С помощью активных банки размещают получаемые ресурсы.


Банковские ресурсы включают:

1. Собственный капитал банка, в который включены:

- первоначальный акционерный (уставный капитал);

- резервы;

- накопленная прибыль;

2. Заёмные средства – депозиты, принимаемые от клиента.


Пассивные операции включают в себя:

- эмиссию акций;

- продажу депозитных сертификатов;

- мероприятия по расширению клиентской базы.


Активные операции банков:

- вексельные;

- подтоварные;

- фондовые;

- ипотечные;

- лизинговые;

- трастовые и др.


§3. Кредит.


Коммерческий банк считается ликвидным, если суммы его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможность быстро мобилизовать средства из других источников достаточно для погашения долговых и финансовых обязательств.

Для оценки ликвидности банков применяют критерии оценки уровня ликвидности.


Ссудный капитал – денежный капитал, предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях гарантированного возмещения и внесения платы за пользование в виде процентов.

Движение ссудного капитала – кредит.


Кредит как экономическая категория выражает отношения между кредитором и заёмщиком по поводу возвратно движения стоимости.

Основной целью кредитной политики в масштабах государства является соблюдение баланса между стабилизацией кредитно-денежной системы и стимулирующим производство.

Важную роль в этом процессе играют финансовые институты, осуществляющие кредитную эмиссию (ЦБ, КБ, др. кредитно-финансовые учреждения), которые являются основными субъектами рынка ссудных капиталов.


Основные источники ссудного капитала:

1) денежные накопления государства;

2) денежные доходы и сбережения частных лиц;

3) амортизационные фонды;

4) часть оборотного капитала высвобождается в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и приобретением сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процессов производства;

5) капитал временно свободный в промежутках между выплатой зарплаты и поступлением денежных средств;

6) накапливаемая для капитализации стоимость.


Основные формы кредита:

- банковские;

- коммерческие.

Формы кредита различаются по составу участников, объектам ссуд, динамике, величине процента и сфере функционирования и т.д.

Основные виды кредита:

- банковские;

- коммерческие;

- потребительские;

- государственные;

- международные.


Банковский объект кредита – денежный капитал.

Заёмщиком может выступать государство, население и фирмы.

Кредитор – преимущественно банк.

Банковский кредит предоставляется в виде ссуд.

Сфера использования банковского кредита – обращение товаров и накопление капитала (превращение в капитал части денежных доходов и сбережений).


Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый одними предприятиями другим предприятиям в виде продажи товара с отсрочкой платежа.

Инструментом коммерческого кредита является вексель.

Объект – товарный капитал

Цели – ускорение реализации товаров и заключённой в них прибыли.

Процент по коммерческим кредитам, как правило, ниже, чем по банковскому.


Принципы кредитования:

- срочность;

- возвратность;

- платность;

- обеспеченность или гарантированность;

- дифференцируемость.


XIII. Дополнение.


Схема функционирования рыночной экономики



Потоки финансов, направленные внутрь экономической системы, возникающие в результате чистых закупок активов иностранными покупателями и чистых займов, сделанных у иностранных финансовых посредников, называются притоком капитала.

Под чистыми займами понимается разность между величиной новых займов и величиной выплат по старым займам (ссудам). И аналогично можно говорить о чистой величине объёма продаж активов иностранным покупателям, имея в виду тот, подчас имеющий место, факт, что эти покупатели передают ранее приобретённые активы внутренним покупателям.


ВВП – показатель, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта, произведённого резидентами данной страны.


Качественное различие между показателями ВВП и ВНП заключается в том, что ВВП измеряет поток конечных товаров и услуг, произведённых резидентами данной страны, а ВНП измеряет поток первичных доходов, полученных её резидентами.

С количественной точки зрения ВНП от ВВП отличается на сальдо первичных доходов, полученных данной страной из-за рубежа и переведённых за рубеж прибылей.

В ВНП включается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.


Резидент – все экономические единицы независимо от их национальной принадлежности, имеющие центр экономического интереса на экономической территории.

Нерезидент:

1. Юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное в другой стране.

2. Лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.