После указа решено снять с дотаций жилищно-коммунальное
хозяйство. Поэтапно необходимо обеспечить перевод на полную самоокупаемость и
самофинансирование к 1998г. В 1996г. -40-60%, 1997 - 60-80%.
Но: Сейчас реформа предполагает установление
соответствующей доплаты из бюджета в % к совокупному доходу семьи, или плата за
коммунальные услуги и наем жилья будет полностью ложиться на
жилищно-коммунальное хозяйство (речь идет о максимально допустимых размерах
квартплаты в совокупном бюджете семьи).
Вопрос № 3. Основные фонды и оборотные средства
ЖХ .
Оборотные средства призваны обеспечивать текущую
деятельность ЖКХ.
Отличительные черты:
1) Структура основных фондов ( свыше 90 % приходится на
жилые здания , дома )
2) В общем объеме непроизводственных основных фондов
более 1/2 приходится на основные фонды ЖХ.
3) Характерной особенностью формирования основных
фондов является то , что , не начисляя амортизацию на реновацию , мы должны
постоянно заботиться о состоянии и поддерживать основные фонды. Следовательно ,
должны существовать особые источники на расширение основных фондов (
финансирование капитальных вложений ) :
· средства бюджетов ( исторически у нас так сложилось )
· собственные средства предприятий и организаций ,
использующиеся на финансирование возведения зданий ;
· средства граждан , которые ведут жилищное
строительство и приобретают в дальнейшем жилье в личную собственность ( это
касается городского жилья , в сельских районах , как правило , строительство
ведется с участием средств граждан - 80 % граждан имеет жилье, возведенное
собственными силами ) .
4) Сосредоточение финансовых средств , необходимых для
ремонта основных фондов (текущий и капитальный ремонт ) :
· арендная плата ;
·превышение доходов ЖКХ над эксплуатационными расходами
( не вся сумма превышения направляется на ремонт зданий - используется на
финансирование прироста норматива собственных оборотных средств .
Организация оборотных средств
Организация оборотных средств начинается с разделения
оборотных средств на :
1) нормируемые :
· расчеты с квартиросъемщиками ;
· материалы для текущего ремонта и эксплуатации ;
· МБП ;
· расходы будущих периодов .
2) ненормируемые :
· денежные средства в кассе , на р/с , на текущем счете
и т. д.
·дебиторы ( средства в расчетах ) - квартиросъемщики ,
арендаторы , отпуск энергии на сторону и т. д.
В источниках финансирования потребности в
оборотных средствах ничего особенного нет:
а) собственные средства ;
б) устойчивые пассивы ( иногда приравненные к
нормируемым ОС ) ;
в) банковские ссуды ;
г) ассигнования из бюджета ( специфика этой сферы
хозяйствования ) .
В ненормируемых ОС числятся :
· авансы по арендной плате ;
· авансы от квартиросъемщиков , которые проплачивают
стоимость жилья вперед ( за несколько месяцев ) .
Норма в днях по статье “ кварплата “ равняется 40 дням.
Умножаем на средний размер ( однодневный ) Þ размер статьи в денежном размере .
( тариф за 1 год за 1 кв. м умножаем на площадь . делим
на 360 дней и умножаем на 40 дней ) .
Расходные материалы по эксплуатации жилого
фонда
Они делятся на 2 группы :
· По которым существуют нормы
Ремонтный фонд устанавливается на 100 или 1000 квартир
:
- по водозаборной аппаратуре , по какой - либо другой
аппаратуре ;
- по ... хозяйству - запас оборудования ;
- ремонт кровли , имущества на технических этажах (
норма - на 1000 кв. м кровли ) : битум, краска и т.д.
· Никаких установленных норм не существует
Расчет производится упрощенным методом , исходя из
фактических остатков расходуемых материалов в прошлом периоде и действительного
фактического расхода за то же время .
Когда используется упрощенный метод вводятся
поправочные коэффициенты для определения оптимальных размеров запаса (
недостаток , так как норму можем завысить ) .
Остатки на + Расходы в течение-Списание затрат на
начало годагода себестоимость
Финансовое планирование
Разрабатывается так называемый финансово-хозяйственный
план. Основа всей деятельности - смета расходов по эксплуатации и по
текущей деятельности .
План состоит из 2 разделов :
· поступление средств ;
· направление расходования средств .
Эти планы входят в состав балансов городов, регионов,
бюджетов ( для того , чтобы за счет бюджетов покрывать разрыв между
поступлениями и расходованием ) .
Тема : “ Финансы коммунального хозяйства “
1. Особенности организации финансов КХ .
2. Планирование эксплуатационных затрат и
выручки от реализации.
3. Планирование и использование прибыли
коммунальных предприятий.
4. Оборотные средства и основные фонды
коммунальных предприятий .
5. Финансовое планирование в КХ.
6. Особенности организации финансов дорожного
транспорта.
Вопрос № 1 .
КХ - это то , что потребляется в целом . К этой среде относятся :
1) предприятия коммунального обслуживания ( бани,
прачечные, химчистки, парикмахерские, ремонт обуви . гостиничное хозяйство )
2) внутригородской электрический транспорт (
троллейбусы, трамваи, метро )
3) санитарно - технические предприятия ( саночистка,
водоснабжение, канализация)
4) предприятия внешнегородского благоустройства (
озеленение , дорожно - мостовое хозяйство , городское освещение )
Своеобразие финансов диктуется особенностями
деятельности . Можно выделить 2 группы предприятий КХ :
·Безотходные . К ним относятся :
- озеленение ;
- освещение ;
- внешнее благоустройство и др.
У них нет выручки от реализации , находятся на смете
местного бюджета - затраты возмещаются за его счет .
· Обеспечивают получение дохода . Планируют выручку ,
прибыль. Для них особенностью организации финансов является то , что момент
производства совпадает с моментом реализации . Отсутствуют такие позиции как :
- незавершенное производство ;
- готовая продукция ;
- требуется дополнительное время для осуществления
расчетов;
- очень часто проявляется зависимость от сезонного
характера , ритма городской жизни ( нагрузка на транспорт различная в течение 5
рабочих дней и 2 выходных ) ;
- значительная статья , требующая отвлечения оборотных
средств КХ - “ дебиторы “ . Объясняется тем, что дебиторы ( абоненты ) по
отношению к КХ возникают , так как мы получаем услуги сначала . а потом
платим - предприятия коммун. энергетики : ЭС .
Вопрос 2. Планирование эксплуатационных затрат
и выручки от реализации.
Не все организации коммунального хозяйства являются
доходными предприятиями, часть находится на бюджете и финансируется по смете.
Предприятия коммунального хозяйства подразделяют свои
затраты на прямые и накладные расходы. Структура затрат по видам деятельности
коммунального хозяйства оказывается неодинаковой, так как предприятия решают
очень разные задачи.
По предприятиям энерго- и водоснабжения 60% затрат
составляют статьи:
·затраты на амортизацию;
·затраты на электроэнергию.
По предприятиям транспортного обслуживания 75% затрат
составляют статьи:
·затраты на электроэнергию;
·затраты на подвижной состав.
Также большую долю имеет статья “заработная плата”.
Особенность - однородность характера продукции/услуг,
предоставляемых предприятиями коммунального хозяйства.
Например: предприятия транспортного обслуживания
движенческие услуги;
предприятия водоснабжения - подача потребителю воды.
И здесь проявляется особенность планирования затрат в
коммунальном хозяйстве - эксплуатационные расходы планируются в расчете на
объем или единицу предоставляемой услуги (тариф за 1м2 воды,
1кВт/час).
Увеличение объемов услуг - главная задача коммунального
хозяйства (при этом сокращаются условно-постоянные затраты).
Проблема - техническое состояние сетей энергоснабжения,
водоснабжения, канализации, телефонных сетей и т.д.
Потери в сетях катастрофические. Для их расчета и снижения
необходимо:
·при расчете используется коэффициент полезного
использования (в РФ он очень низкий);
·для снижения потерь необходимо рациональное
использование топлива, других ресурсов;
·сокращение внеплановых простоев транспортных средств;
·повышение коэффициента технической готовности
подвижного состава;
·совершенствование системы расчетов между
производителями и потребителями.
Выручка от реализации присутствует только у доходных
предприятий, так как бюджетные предприятия имеют смету.
Планирование выручки осуществляется исходя из
действующих тарифов на соответствующие услуги.
Установление тарифов - прерогатива местных органов
власти.
Цена услуги устанавливается в зависимости от категории
потребителей, целевого назначения и иногда от качества услуги.
Все тарифы можно подразделить на 4 основные группы:
1). По городскому транспорту - тарифы устанавливаются
едиными в пределах географической обозначенности города (административной
границы);
2). Тарифы для сантехнических предприятий
(канализационная сеть, стоки и т.д.) - дифференцированы по потребителям услуг.
3). Для предприятий, производящих электроэнергию -
тарифы дифференцированы в зависимости от потребителей и целевого назначения
использования электроэнергии.
4). Предприятия, обслуживающие население - тарифы
устанавливаются в зависимости от качества предоставляемых услуг (бани,
прачечные, парикмахерские).
Планирование выручки от реализации при действующих
тарифах достаточно просто:
Объем услуг в
натуре*тариф=Планируемая выручка
Вопрос 3. Планирование и использование прибыли
предприятий коммунального хозяйства.
Прибыль предприятий коммунального хозяйства,
осуществляющих свою деятельность и получающих доходы, складывается из:
·прибыли по основной деятельности;
·прибыли от реализации основных фондов;
·прибыли от внереализационных операций.
При расчете прибыли от внереализационных операций
имеется специфика доходно- расходных статей.
По доходным статьям особой специфики нет.
Затраты:
·затраты по аннулированным заказам;
·затраты, связанные с содержанием законсервированных предприятий,
мощностей коммунального хозяйства;
·судебные издержки и арбитражные расходы - тарифы на
услуги не согласовываются между предприятием-потребителем и производителем,
поэтому здесь возможны разногласия;
·убытки от списания дебиторской задолженности.
Что касается распределения и использования прибыли, то
его порядок достаточно общий. Но есть две особенности:
1). Предприятия коммунального хозяйства освобождены от
налога на имущество.
2). Предприятия городского транспорта (их услуги) не
облагаются НДС (кроме такси).
Вопрос 4. Основные фонды и оборотные средства
предприятий коммунального хозяйства.
Существует отличие в организации основных фондов
предприятий коммунального хозяйства:
1). К основным фондам относятся средства внешнего
благоустройства (набережные, мосты, тротуары).
2). Предприятия существенно отличаются друг от друга по
структуре основных фондов.
Если речь идет о сетях, то передаточные устройства
имеют подавляющую долю в ОсФ.
Коммунальный транспорт - подвижной состав составляет
80% от общей стоимости ОсФ.
Гостиничное хозяйство - 90% приходится на здания.
Техническое перевооружение и капитальный ремонт нужны
для постоянного осуществления деятельности предприятия. Источники их
финансирования:
·амортизация;
·отчисления из прибыли;
·долгосрочный банковский кредит;
·средства местных бюджетов.
Для предприятий, не являющихся доходными, источником
финансирования капитальных вложений и ремонта являются средства местных
бюджетов в общей смете затрат по содержанию этого предприятия коммунального
хозяйства.
Организация оборотных средств.
Весьма существенные особенности:
1). Здесь в перечне статей оборотных средств
отсутствуют такие статьи как:
·сырье и основные материалы;
·готовая продукция;
·незавершенное производство;
Это обусловлено тем, что предприятия коммунального
хозяйства обеспечивают непрерывное предоставление услуг, т.е. нет
незавершенного производства.
2). Однако существует необходимость выделения
нормируемых и ненормируемых статей.
Нормируемые:
·
вспомогательные материалы;
·
топливо, ГСМ;
·
тара;
·
запчасти для ремонта;
·
МБП;
·
расходы будущих периодов;
·
абоненты.
Ненормируемые:
·
денежные средства в кассе;
·
на расчетном счете и т.д.
Расчет норм и нормативов производится методом прямого
счета или упрощенным методом исходя из средних остатков за период.
“Абоненты” - для каждого плательщика имеется льготный
период для расчетов - отсрочка платежа за услуги. Поэтому в обороте предприятия
должны быть дополнительные средства. Рассчитывается норматив:
Плановая
себестоимость однодневной реализации*длительность льготного срока по платежу
По источникам формирования оборотных средств особых
отличий от промышленности нет. Но, если предприятие коммунального хозяйства,
находясь в ведении органа власти, не имеет собственных средств на восполнение
недостатка оборотных средств, могут быть использованы средства бюджета.
Существует специфический устойчивый пассив у
предприятия городского транспорта - оплата авансом проездных билетов, что
позволяет использовать эти средства предприятия для финансирования потребности
в оборотных средствах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|