Такой
порядок налогообложения содержит в себе глубокое внутреннее противоречие. Оно
предполагает отсутствие конкурентной среды, монопольное положение субъектов
рыночной экономики, их способность устанавливать цены на затратной основе, то
есть, в сущности,— появление неработающих механизмов рыночного ценообразования.
Если бы те же предприятия действовали в нормальных рыночных условиях, в которых
цены устанавливаются не на затратной основе, а как равновесные цены механизма
рыночной конкуренции, то наверняка большая часть предприятий стала бы
убыточной, утратила бы главный мотив и основу своей деятельности — прибыль. В
реальных экономических условиях Украины монопольное завышение цен не столько
разоряет действующие предприятия, сколько препятствует созданию новых и, что
особенно существенно, неизбежно ведет к сокращению производства из-за
несоответствия покупательной способности населения уровням цен.
Принятая
в Украине система налогообложения прибыли и включаемых в издержки отчислений не
только тормозит развитие предпринимательства, но и деформирует его направления.
Свободный капитал явно избегает сферы производства товаров и услуг, где
необходимы относительно крупные первоначальные капитальные вложения с
проблематичными перспективами окупаемости. Он устремляется главным образом в
торгово-посредническую деятельность.
В
современной рыночной экономике налоговые рычаги считаются наиболее эффективным
инструментом ее регулирования. В Украине же эти рычаги, в сущности, практически
не используются ни для развития предпринимательства, ни для регулирования его
направлений. В настоящее время новые предприятия, в том числе малые, не
получают прав на налоговые льготы. Отсутствует дифференциация уровня налогов на
прибыль и размера отчислений в зависимости от видов и направлений
предпринимательской деятельности, а также от использования прибыли. Отсутствует
такая форма государственной поддержки малых предприятий, как льготные условия
их кредитования (например, путем обеспечения государственных гарантий банкам,
предоставляющим кредиты на создание предприятий и развитие предпринимательской
деятельности).
Общее направление
совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в
развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на
инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период
становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость
дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля
деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных,
приоритетных отраслей.
Также
можно выделить такие проблемы как, трудности с регистрацией открытия
собственного дела. Конечно, за последние 5 лет массового развития малого бизнеса
в Украине острота ее заметно уменьшилась. Многие желающие начать бизнес уже
располагают необходимой информацией о процедуре регистрации, могут получить в
органах регистрации, у консультантов-индивидуалов или в специализированных
фирмах образцы документов и необходимые советы. Тем не менее, по затратам
времени, денежных средств, нервных усилий действующая в Украине процедура
регистрации предприятия все еще остается громоздкой и излишне усложненной,
особенно по сравнению с той, что действует в развитых странах.
Предприниматели
отмечают также проблемы с реализацией продукции и с доступом к
сырью и материалам. В Украине еще не создан механизм свободной рыночной
реализации сырья и по-прежнему осуществляется его распределение между государственными
предприятиями, доля которых по отраслям колеблется от 60 до 90 %. Крупные биржи
с мелким бизнесом не работают, а мелкооптовая торговля решает вопросы снабжения
предпринимателей через неформальные каналы. Частично этим объясняется такой
феномен нынешней Украины, как расчеты между негосударственными предприятиями
преимущественно в виде наличных денег.
Проблема
реализации продукции имеет два аспекта — внутренний и внешний. Реализовать
продукцию на внутреннем рынке Украины трудно не потому, что она не нужна: спрос
есть, но у потребителей нет денег для расчетов. В многозвенной цепочке
предприятий, поставляющих друг другу продукцию, ни у кого нет денег для оплаты.
Эта ситуация длится уже не один год и известна как «кризис взаимных платежей».
Немаловажным
фактором развития малого бизнеса является участие государственных органов в
создании благоприятных условий для него. В данном направлении государство
сделало такие шаги. В конце 1991 г. был учрежден Государственный комитет по
содействию малым предприятиям и предпринимательству. Тогда же образован
Национальный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. В 1993 г. учреждается Государственный инновационный фонд и принимается долгосрочная программа
государственной поддержки предпринимательства. В составе местных органов власти
(областных, городских, районов города) имеются департаменты, призванные
осуществлять государственную политику поддержки предпринимательства, но из-за
малочисленности персонала, отсутствия оборудования и финансовых средств они
занимаются только лишь подготовкой справок и помогают начинающим
предпринимателям в процедуре регистрации. В целом же отношение местных властей
к частному предпринимательству все еще остается или индифферентным, или скрыто
негативным. Реальная помощь малому бизнесу на местах — явление настолько
редкое, что о начале положительных изменений в стереотипах поведения массы
чиновников говорить не приходится. Специальных консультационных пунктов,
которые могли бы внести весомый вклад в дело поддержки предпринимателей, при
местных органах государственной власти пока нет.
В
экономически развитых странах большое внимание уделяется сфере бизнес-услуг. В
инфраструктуру бизнеса принято включать сервисные службы для начинающих и
действующих предпринимателей (справочно-информационные, консалтинговые, учебные
фирмы), ассоциации и союзы, помогающие малому бизнесу. В Украине до настоящего
времени не создана сеть справочно-информационных и консалтинговых служб для
малых предприятий.
Особо
следует упомянуть такую комплексную по услугам форму помощи малому бизнесу, как
центры развития бизнеса. В развитом виде они оказывают консультационные услуги,
ведут подготовку к бизнесу. Развитие сети таких центров позволило бы
значительно повысить уровень бизнес-услуг и подготовки предпринимателей.
Примером эффективной помощи такого рода может служить работа открывшегося в 1995 г. в Киеве Агентства по развитию предпринимательства, которое оказывает консультационные услуги
начинающим и проводит обучение основам бизнеса.
К настоящему
времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном
обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора
экономики Украины. Комплекс первоочередных мер по развитию малого
предпринимательства в Украине, должен осуществляться в следующих направлениях:
1.
Нормативно-правовое – подразумевает формирование надлежащей законодательной
базы развития малого предпринимательства; разработку действенных законодательно
– нормативных актов, направленных на стимулирование малого бизнеса; создание
более благоприятного налогового, инвестиционного, инновационного и ценового
режимов для субъектов малого предпринимательства, а так же упорядочение
государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности.
2.
Финансово-кредитное – подразумевает создание развитой сети финансово –
кредитных учреждений и страховых фирм; разработку и внедрение системы
стимулирования коммерческих банков, которые предоставляли бы льготные кредиты
малым предприятиям. Финансовое обеспечение развития малого предпринимательства
может осуществляться за счет средств государственного и местных бюджетов,
внебюджетных фондов, частных отечественных и иностранных инвесторов.
3. Кадровое –
предусматривает организацию подготовки кадров через сеть центров
переподготовки, организацию курсов повышения квалификации, организацию обучения
основам предпринимательства в сфере государственного образования.
4. Внешнеэкономическая
деятельность. Государственная политика направляется на повышение экспортных
возможностей, развитие торговых, производственно – технологических и
информационных отношений с иностранными партнерами, создание благоприятных
условий для привлечения иностранных инвестиций в отечественный бизнес.
Осуществление внешнеэкономической деятельности следует стимулировать путем
создания механизма льготного кредитования экспортных операций, оказания помощи
для участия в международных выставках, презентациях, организации системы
страхования кредитов для экспортной деятельности.
Заключение
Подведя итоги работы, можно сделать следующие
выводы:
Предприятие создается для производства
необходимых обществу материальных благ, для предоставления разнообразных услуг
населению. Непосредственным стимулом для организации производства, основания
предприятия является перспектива получить прибыль и употребить ее для
удовлетворения соответствующих потребностей. Иначе говоря, заданием всех
производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является
удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и
реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов
трудового коллектива и собственника имущества предприятия.
Переход
к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной
работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало
изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно
предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые
выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных
работников и коллективов, социально- психологической обстановке. Недостаточное
уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе
организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что
обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто
характеризуется низкой экономической эффективностью.
Еще
одной группой немаловажных задач, которые следует решить Украине при выходе с
экономического кризиса, являются: стабилизация и увеличение производства,
нормализация товарно-денежных отношений. Пути стабилизации и возрастания
эффективности экономики нашей страны заключается в ее переходе к новому
состоянию- демократизации и рыночным отношениям, которые подтверждаются
многолетним опытом развитых стран мира. Но переход от централизованной системы
хозяйствования к рыночным отношениям оказался намного сложнее, чем
представлялось. Ново сформированный и еще незрелый аппарат законодательной и
исполнительной государственной власти не сумел своевременно сформировать
политическую и экономическую модели формирования нового демократического
общества, механизм перехода к рыночным отношениям.
Анализ опыта процветающих фирм в развитых
странах приводит к выводу, что их стабильно высокие результаты определяются
обеспечением взаимодействия технологических, организационных и социальных
элементов производства, которое достигается благодаря реализации новой
концепции развития экономики. Основу этой концепции составляет ориентация
управления на человека, в отличие от применяемых долгое время методов, при
которых главными объектами управления были комплексы машин и технологические
процессы.
Список литературы:
1.
1.Гражданский кодекс
Украины
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|