рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Фирма, как единица рыночной экономики

На всех предприятиях основным обобществленным показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль (доход). Порядок использования дохода определяет собственник предприятия или уполномоченный им орган в соответствии с уставом предприятия.

Государственное влияние на выбор направлений и объемов использования прибыли (дохода) осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции в соответствии с законодательством Украины.

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его увеличения со стороны государственных органов. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, который устанавливается законодательными актами Украины. Предприятия могут использовать тарифные ставки, должностные оклады как ориентиры для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемых ими работ и услуг.

Предприятие самостоятельно осуществляет материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства через систему прямых соглашений (контрактов) или через товарные биржи и другие посреднические организации Украины.

Предприятие реализует свою продукцию, имущество по ценам и тарифам, которые устанавливаются самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины,— по государственным ценам и тарифам. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены, формирующиеся согласно условиям и ценам мирового рынка. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, которые определяют масштаб цен в экономике и социальную защищенность населения, допускается государственное регулирование согласно с Законом Украины “О ценах и ценообразовании”. При этом государственное цены должны учитывать среднеотраслевую себестоимость продукции и обеспечивать минимальный уровень рентабельности продукции, на которую они распространяются.

Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни, здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования, страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом при участии собственника согласно уставу предприятия, коллективному договору и законодательным актам Украины.

Государство гарантирует неприкосновенность прав и законных интересов предприятия. Вмешательство в хозяйственную и другую деятельность предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов, политических партий и движений не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Убытки (включая ожидаемый и не полученный доход), принесенные предприятию в результате исполнения директив государственных или других органов или их служебных лиц, которые нарушили права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их служебными лицами предусмотренных законодательством обязательств по отношению к предприятиям, подлежат возмещению за их счет. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражем соответственно их компетенции.

Государство помогает развитию рынка, осуществляя его регулирование с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольную программу, обеспечивает социальную защищенность всех трудящихся. Государство обеспечивает льготные условия предприятием, которые внедряют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места, используют труд граждан, требующих социальной защиты. Государство должно стимулировать развитие малых предприятий в Украине: давать льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создает фонды помощи развитию малых предприятий.

Под коммерческой тайной предприятия понимаются ведомости, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной, но разглашение (передача, утечка) которых может принести вред его интересам.

Предприятие обязано:

-             охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных действий;

-             возмещать соответствующему Совету народных депутатов убытки, нанесенные нерациональным использованием земли и других природных ресурсов и загрязнением окружающей Среды;

-             обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.

Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственная налоговая инспекция, государственные органы, на которые возложено наблюдение за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью.

Ликвидация и реорганизация (соединение, раздел, выход, преобразование) предприятия проводятся по решению собственника и при участии трудового коллектива или по решению суда, арбитража. Предприятие ликвидируется также в случаях:

-             признания его банкротом;

-             если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено выполнение этих условий или не изменен вид деятельности;

-             если решением суда будут признаны недействительными документы и решение о создании предприятия.(ист. 10)


2. Закон Украины о предпринимательстве.

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные начала осуществления предпринимательской деятельности (предпринимательства) гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии свободы предпринимательства и его государственной поддержки.

Предпринимательство — это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли.

Субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть:

-             граждане Украины, других государств, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности;

-             юридические лица всех форм собственности, установленных Законом Украины “О собственности”.

В отношении юридических лиц и граждан, для которых предпринимательская деятельность не является основной, настоящий Закон применяется к той части их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц, органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий.

Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности до истечения срока, установленного приговором суда.

Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Особенности регулирования отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательством Украины.

Деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, военного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ может осуществляться только государственными предприятиями, а проведение ломбардных операций — также и полными обществами.

Без специального разрешения (лицензии), выдаваемого кабинетом министров Украины или уполномоченным им органом не могут осуществляться:

-             поиск и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;

-             производство и ремонт, реализация спортивного, охотничьего, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия;

-             изготовление и реализация медикаментов и химических веществ;

-             изготовление пива и вина;

-             изготовление спирта, водочных, ликерных и коньячных изделий;

-             изготовление табачных изделий;

-             медицинская практика;

-             ветеринарная практика;

-             юридическая практика;

-             создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;

-             торговля алкогольными напитками;

-             внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов воздушным, речным, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом;

-             агентирование и фрахтование морского торгового флота;

-             изготовление ценных бумаг и знаков почтовой оплаты;

-             посредническая деятельность с приватизационными бумагами;

-             оказание услуг по охране государственной, коллективной и частной собственности;

-             монтаж, ремонт и профилактическое обслуживание средств охранной сигнализации;

-             добыча, производство и использование радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, переработка и захоронение радиоактивных отходов;

-             добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовление и реализация изделий с их использованием;

-             сбор, переработка твердых и жидких отходов производств, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и их лом;

-             выполнение авиационно-химических работ и аэрофотосъемок;

-             проектирование, строительство и эксплуатация объектов атомной энергетики, а также оказание услуг по их обслуживанию;

-             аудиторская деятельность;

-             страховая деятельность;

-             изготовление и реализация ветеринарных медикаментов и препаратов;

-             строительство и техническое обслуживание общегосударственных сетей передачи данных и документальной связи;

-             строительство и техническое обслуживание передающих станций спутниковых связей;

-             международные и междугородние почтовые перевозки;

-             обработка почтовой корреспонденции;

-             выдача и прием денежных переводов;

-             использование радиочастот;

-             производство и ремонт средств измерения и контроля;

-             выполнение топографо-геодезических, картографических работ и кадастровых съемок;

-             выполнение инженерно-изыскательских и проектных работ для объектов энергетики, государственной связи, оборонного комплекса, а также для газопроводов, магистральных трубопроводов, мостов, туннелей, электростанций, аэропортов, морских портов, выполняемых на территориях, подверженных действию сейсмичности, а также карстообразованию, подтоплению, просадкам другого типа, доработке, оползням и обвалам.

Разрешение на осуществление предпринимательской деятельности выдается Кабинетом министров Украины или уполномоченным им органом в срок не более 30 дней со дня получения заявления. Отказ о выдаче разрешения выдается в тот же срок и является актом письменной формы.

Предпринимательство осуществляется на основе следующих принципов:

-             свободный выбор видов деятельности;

-             привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

-             самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, установление цен в соответствии с законодательством;

-             свободный наем работников;

-             привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

-             свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;

-             самостоятельное осуществление предпринимателем — юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, использование любым предпринимателем причитающейся ему доли валютной выручки по своему усмотрению.

-             Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется по заявочному принципу в течение не более 15 дней. Орган, осуществляющий регистрацию, обязан в течение этого срока выдать удостоверение о регистрации и представить сведения в соответствующую налоговую инспекцию и в органы государственной статистики.

Свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательства служит основанием для открытия счетов в учреждениях банков по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности или в любых других учреждениях банков по соглашению сторон. Банк обязан открыть банковский счет и в трехдневный срок уведомить об этом налоговую инспекцию.

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель имеет право заключать с гражданами договоры об использовании их труда. При заключении трудового договора предприниматель обязан обеспечить условия и охрану труда, его оплату не ниже установленного в государстве минимального прожиточного уровня, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Предприниматель обязан не причинять ущерба окружающей среде, не нарушать охраняемые законом права и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Деятельность предпринимателя прекращается:

-             по собственной инициативе предпринимателя;

-             на основании решения суда или арбитражного суда в случаях, предусмотренных законодательством Украины;

-             в случае истечения срока действия лицензии;

-             по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Украины.

Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам.

Государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищая потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности. Органы государственного управления строят свои отношения с предпринимателями, используя:

-             налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и процентов по государственным кредитам; налоговых льгот; цен и правил ценообразования; целевых дотаций; валютного курса; размеров экономических санкций;

-             государственное имущество и систему резервов, лицензии, концессии, лизинг, социальные, экологические и другие нормы и нормативы;

-             научно-технические, экономические и социальные, государственные и региональные программы.

(ист.11)










Заключение.


Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы  надеяться, что  в  ближайшее  время и наша страна,  учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий  малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.  Следовательно лучшим выходом из создавшейся  в  Украины кризисной  ситуации  была  бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора  малого  и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики,  естественным  образом  обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода.  Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого  предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих  отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного  приложения  ресурсов  и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.



Список использованной литературы:

1.    В.Н. Лисовицкий. Микроэкономика. Харьков, РИП «Оригинал», 1993

2.    О. Ястремський, О. Грищенко. “Основи мікроекономіки”, Київ 1998

3.    В.Ф. Максимова. Микроекономика. Москва 1996

4.    Р. Пиндайк, Д. Рибинфельд, Микроекономика. Москва 1992

5.    Э. Дж. Долан. Микроекономика. Санкт-Петербург, 1994

6.    Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство «Республика», 1992г., том 2.

7.    «Мелкий бизнес в Западной Европе». Москва, 1992г.

8.    «Как добиться успеха» (под общей редакцией В. Хруцкого) Москва, издательство «политическая литература», 1991г.

9.    «Мелкий бизнес и эффективность американской экономики», Москва, «Факт», 1991г.

10.    Закон Украины о предприятиях от 27.03.91.

11.    Закон Украины о предпринимательстве.

12.    Стэплейк Дж.Ф - “Экономикс для начинающих”, Москва, 1994г

13. Под редакцией Булатова А.С. - Учебник по курсу “Экономическая теория”, 2-е издание, Москва, 1997г.

14. Я.Баранов “Предприятие в системе регионального управления” //  “Экономика Украины”, №10 1994 г.

15. Валентин Вернодубенко “Малые предприятия” // “Киевский вестник”, 26 апреля 1995 г.

16. Р.Заботина “Внутрихозяйственная инфраструктура предприятий” //  “Экономика Украины”, №3  1994 г.





 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.