Вместе с тем, существуют переходные формы, так называемые "прибиржевые"
рынки, которые размывают четкую границу между
биржевыми и внебиржевыми рынками. Это "вторые", "третьи",
"параллельные" рынки, создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под
их регулирующим воздействием. Как правило, подобные рынки имеют более низкие
требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних
компаний, поддерживая при этом регулярность торговли, котировки и единство
правил. Возникновение этих рынков было обусловлено стремлением фондовых бирж расширить
свой рынок, а также желанием создать упорядоченный, регулируемый рынок ценных
бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся носителями
наиболее современных технологий.
С другой стороны, из чисто внебиржевого оборота возникают организованные
системы торговли ценными бумагами, имеющие компьютерную основу и аналоги
территориально распределенной электронной бирже.
Российская
практика.
В настоящее время российский внебиржевой рынок состоит из
следующих сегментов:
Государственные ценные бумаги
Ø
система торговли долгосрочными облигациями для юридических лиц,
созданная Центральным банком России (в качестве дилерской/брокерской сети
выступают Главные территориальные управления ЦБР);
Ø
система торговли государственными краткосрочными облигациями
(электронный межбанковский рынок, созданный ЦБР совместно с Московской
межбанковской валютной биржей;
Ø
торговая сеть Сберегательного банка по операциям с мелкономинальными
государственными облигациями и другими долговыми обязательствами государства
для физических лиц (в качестве брокерской сети выступают отделения
Сберегательного банка и их филиалы;
Ø
аукционная сеть Государственного комитета по имуществу РФ
(торговля акциями приватизируемых предприятий, обмен акций на ваучеры, рынок
приватизационных сделок, совершаемых при акционировании предприятий, на основе
региональной сети Госкомимущества);
Ø
"телефонные" внебиржевые рынки валютных облигаций, казначейских
векселей и т.д.
Ценные бумаги частных эмитентов
Ø
внебиржевое первичное размещение акций вновь созданных акционерных
обществ, долговых ценных бумаг;
Ø
внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг коммерческих банков
(депозитных и сберегательных сертификатов, финансовых векселей);
Ø
стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг (оборот по ценным бумагам
как между предприятиями, так и между физическими лицами);
Ø
электронные внебиржевые рынки, имеющие организованные системы
торговли (электронный рынок ELM (акции на нем котируются наряду с
продовольствием, химической продукцией и т.п.), проекты корпорации
"АСТ", "Национальной торгово-банковской системы" и др.
Электронные фондовые рынки находятся в процессе формирования;
Ø
стихийный рынок суррогатов ценных бумаг (коммерческие сертификаты,
кредитные опционы, стандартизированные страховые полисы, обращающиеся товарные
контракты, "билеты", свидетельства о депонировании и т.п.);
Рынок
ценных бумаг как фактор инвестиций.
Рынок ценных бумаг, являясь одной из составляющих рыночной
экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать
инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно - технического
прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств.
Недостаточное развитие рынка ценных бумаг, в основном по причине отсутствия
эффективного механизма государственного регулирования, приводит к ухудшению
инвестиционного климата, недоверию потенциальных инвесторов и в результате —
к угрозе экономической безопасности личности, региона и страны.
В ситуации
отсутствия бюджетных средств, неспособности
коммерческих банков обеспечить долгосрочных кредитов для реального сектора экономики привлечение инвестиций через механизм рынка ценных бумаг выходит на первое место.
Однако дополнительные выпуски акций акционерными обществами в целях
привлечения инвестиций, к сожалению не стали правилом. Главными причинами
сложившейся ситуации, кроме указанных выше проблем, мешающих развитию
рынка ценных бумаг, являются:
противодействие держателей значительных пакетов акций, поскольку это
ведет к уменьшению доли принадлежащих им ценных бумаг общества и
ослабляет контроль над ним;
незаинтересованность в раскрытии финансовой информации
предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
недостаточное
развитие коллективных инвестиций;
относительно
более высокая стоимость по отношению к другим способам привлечения денежных
средств;
разочарование большей части инвесторов по отношению к фондовому
рынку, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых является как
государство, так и акционерные общества, как объектов инвестирования;
неуверенность инвесторов ввиду изменения политической ситуации;
слабая правовая и гарантийная защита инвестиций, отсутствие
системы защиты прав собственности;
наличие на рынке государства, как эмитента, достаточно
высокодоходных и надежных государственных облигаций (до 18 августа
1998 года это имело большое значение);
неразвитость отдельных составляющих инфраструктуры и субъектов
рынка ценных бумаг;
неэффективность существующего механизма государственного
регулирования рынка ценных бумаг;
отсутствие подготовленных кадров в области рынка ценных бумаг и
низкая правовая культура потенциальных инвесторов.
Именно государству необходимо на данном этапе найти
механизм решения вышеперечисленных проблем, связанных с выполнением функций
рынка ценных бумаг, привлечения инвестиций как одного из факторов
обеспечения экономической безопасности страны.
Как отмечено выше, одним из главных препятствий масштабных
дополнительных эмиссий является противодействие держателей значительных
пакетов акций, так как это ведет к уменьшению доли принадлежащих им
ценных бумаг акционерного общества.
Среди вариантов решения данной проблемы, могло бы стать
принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию дополнительных
эмиссий. Конечно, можно дать налоговые льготы акционерным обществам,
эмитируемым дополнительные акции. Однако, это не решит вопрос с точки зрения
интересов акционеров владельцев контрольных пакетов акций. Потому что владелец
крупного пакета, например, 30% акций общества решает многие
вопросы, связанные с управлением предприятия. А при дополнительной эмиссии в целях привлечения
уставного капитала доля (в варианте 30%)
владельца крупного пакета уменьшается.
Если еще учесть, что у многих акционерных обществ сегодня уставные капиталы минимальные,
то инвестиций нужно гораздо больше. Но это не
интересно владельцу крупного пакета и он проголосует против
увеличения уставного
капитала. Следовательно, необходимо учесть интересы
владельцев крупных пакетов акций.
В этих целях целесообразно использовать в качестве инвестиционного
ресурса земельные участки, занимаемые акционерными обществами, находящиеся в
государственной
собственности. В целях вовлечений в хозяйственный
оборот земли в качестве инвестиционного ресурса государство (собственник
земельных участков) может внести
стоимость земельных участков,
занимаемых акционерным обществом, в уставный капитал данных акционерных обществ в процессе проведения
дополнительных эмиссий, их акций, опосредующих
привлечение инвестиций. Таким образом, государство
станет владеть определенным пакетом акций акционерного общества.
Вариант очень реальный, если исходить из
факта, что сегодня акционерные общества,
не имея возможность выкупить землю, занимаемую данным акционерным
обществом, заключают договор аренды с
государством. А с точки зрения привлечения инвестиций вопрос "кому
же принадлежит земля?", занимаемая
данным акционерным обществом, самому
хозяйственному субъекту или государству, становится важным. Поэтому само по себе решение о покупке земельных участков для акционерного общества
в целом, для его дальнейшего
развития, а не для держателей
контрольных пакетов является жизненным. Видимо, здесь еще необходимо государству принять нормативный документ, обязывающий акционерные общества приобрести земельные участки, которые они
занимают в силу своей деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|