рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Фондовый рынок и его формирование в России: специфика, тенденции

Вместе с тем, существуют переходные формы, так называемые "прибиржевые" рынки, которые размывают четкую границу между

биржевыми и внебиржевыми рынками. Это "вторые", "третьи", "параллельные" рынки, создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под их регулирующим воздействием. Как правило, подобные рынки имеют более низкие требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних компаний, поддерживая при этом регулярность торговли, котировки и единство правил. Возникновение этих рынков было обусловлено стремлением фондовых бирж расширить свой рынок, а также желанием создать упорядоченный, регулируемый рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся носителями наиболее современных технологий.

С другой стороны, из чисто внебиржевого оборота возникают организованные системы торговли ценными бумагами, имеющие компьютерную основу и аналоги территориально распределенной электронной бирже.

Российская практика.

В настоящее время российский внебиржевой рынок состоит из следующих сегментов:

*                     Государственные ценные бумаги

Ø                     система торговли долгосрочными облигациями для юридических лиц, созданная Центральным банком России (в качестве дилерской/брокерской сети выступают Главные территориальные управления ЦБР);

Ø                     система торговли государственными краткосрочными облигациями (электронный межбанковский рынок, созданный ЦБР совместно с Московской межбанковской валютной биржей;

Ø                     торговая сеть Сберегательного банка по операциям с мелкономинальными государственными облигациями и другими долговыми обязательствами государства для физических лиц (в качестве брокерской сети выступают отделения Сберегательного банка и их филиалы;

Ø                     аукционная сеть Государственного комитета по имуществу РФ (торговля акциями приватизируемых предприятий, обмен акций на ваучеры, рынок приватизационных сделок, совершаемых при акционировании предприятий, на основе региональной сети Госкомимущества);

Ø                     "телефонные" внебиржевые рынки валютных облигаций, казначейских векселей и т.д.

*                     Ценные бумаги частных эмитентов

Ø                     внебиржевое первичное размещение акций вновь созданных акционерных обществ, долговых ценных бумаг;

Ø                     внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг коммерческих банков (депозитных и сберегательных сертификатов, финансовых векселей);

Ø                     стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг (оборот по ценным бумагам как между предприятиями, так и между физическими лицами);

Ø                     электронные внебиржевые рынки, имеющие организованные системы торговли (электронный рынок ELM (акции на нем котируются наряду с продовольствием, химической продукцией и т.п.), проекты корпорации "АСТ", "Национальной торгово-банковской системы" и др. Электронные фондовые рынки находятся в процессе формирования;

Ø                     стихийный рынок суррогатов ценных бумаг (коммерческие сертификаты, кредитные опционы, стандартизированные страховые полисы, обращающиеся товарные контракты, "билеты", свидетельства о депонировании и т.п.);

Рынок ценных бумаг как фактор инвестиций.

Рынок ценных бумаг, являясь одной из составляю­щих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресур­сы в целях экономического роста, развития научно -  технического прогресса, инновационной деятельнос­ти, освоения новых производств. Недостаточное раз­витие рынка ценных бумаг, в основном по причине отсутствия эффективного механизма государственно­го регулирования, приводит к ухудшению инвестици­онного климата, недоверию потенциальных инвесто­ров и в результате — к угрозе экономической безопас­ности личности, региона и страны.

В ситуации отсутствия бюджетных средств, неспо­собности коммерческих банков обеспечить долгосроч­ных кредитов для реального сектора экономики при­влечение инвестиций через механизм рынка ценных бумаг выходит на первое место.

Однако дополнительные выпуски акций акционерны­ми обществами в целях привлечения инвестиций, к сожалению не стали правилом. Главными причинами сложившейся ситуации, кроме указанных выше проблем, мешающих развитию рынка ценных бумаг, являются:

*                     противодействие держателей значительных паке­тов акций, поскольку это ведет к уменьшению доли принадлежащих  им ценных бумаг общества и ослабляет контроль над ним;

*                     незаинтересованность в раскрытии финансовой информации предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

*                     недостаточное развитие коллективных инвестиций;

*                     относительно более высокая стоимость по отноше­нию к другим способам привлечения денежных средств;

*                     разочарование большей части инвесторов по от­ношению к фондовому рынку, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых является как государ­ство, так и акционерные общества, как объектов ин­вестирования;

*                     неуверенность инвесторов ввиду изменения поли­тической ситуации;

*                     слабая правовая и гарантийная защита инвести­ций, отсутствие системы защиты прав собственности;

*                     наличие на рынке государства, как эмитента, доста­точно высокодоходных и надежных государственных обли­гаций (до 18 августа 1998 года это имело большое значение);

*                     неразвитость отдельных составляющих инфра­структуры и субъектов рынка ценных бумаг;

*                     неэффективность существующего механизма го­сударственного регулирования рынка ценных бумаг;

*                     отсутствие подготовленных кадров в области рын­ка ценных бумаг и низкая правовая культура потенциальных инвесторов.

Именно государству необходимо на дан­ном этапе найти механизм решения вышеперечисленных проблем, связанных с выполнением функций рынка цен­ных бумаг, привлечения инвестиций как одного из факто­ров обеспечения экономической безопасности страны.

Как отмечено выше, одним из главных пре­пятствий масштабных дополнительных эмиссий являет­ся противодействие держателей значительных пакетов акций, так как это ведет к уменьшению доли принадле­жащих им ценных бумаг акционерного общества.

Среди вариантов решения данной проблемы, могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию допол­нительных эмиссий. Конечно, можно дать налоговые льготы акционерным обществам, эмитируемым дополнительные акции. Однако, это не решит вопрос с точки зрения интересов   акционеров владельцев контрольных пакетов акций. Потому что владелец крупного пакета, например, 30% акций об­щества решает многие  вопросы, связанные с управле­нием предприятия. А при дополнительной эмиссии в целях привлечения уставного капитала доля (в варианте 30%) владельца крупного пакета уменьшается. Если еще учесть, что у многих акци­онерных обществ сегодня уставные капиталы мини­мальные, то инвестиций нужно гораздо больше. Но это не интересно владельцу круп­ного пакета и он проголосует против увеличения устав­ного капитала. Следовательно, необходимо учесть ин­тересы владельцев крупных пакетов акций.

В этих целях целесообразно использовать в качестве инвестиционного ресурса земельные участки, занима­емые акционерными обществами, находящиеся в го­сударственной собственности. В целях вовлечений в хозяйственный оборот земли в качестве инвестицион­ного ресурса государство (собственник земельных участков) может внести стоимость земельных участков, занимаемых акционерным обществом, в устав­ный капитал данных акционерных обществ в процессе проведения дополнительных эмиссий, их акций, опос­редующих привлечение инвестиций. Таким образом, государство станет владеть определенным пакетом ак­ций акционерного общества. Вариант очень реальный, если исходить из факта, что сегодня акционерные обще­ства, не имея возможность выкупить землю, занимае­мую данным акционерным обществом, заключают до­говор аренды с государством. А с точки зрения привлече­ния инвестиций вопрос "кому же принадлежит земля?", занимаемая данным акционерным обществом, само­му хозяйственному субъекту или государству, стано­вится важным. Поэтому само по себе решение о по­купке земельных участков для акционерного общества в целом, для его дальнейшего развития, а не для дер­жателей контрольных пакетов является жизненным. Видимо, здесь еще необходимо государству принять нормативный документ, обязывающий акционерные общества приобрести земельные участки, которые они занимают в силу своей деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.