рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Функции государства в экономике

Государству не хватает средств,  оно повышает налоги, предпри-

ниматели  все чаще уклоняются от их уплаты,  следовательно,  в

бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает на-

логи. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуа-

ции резонно понизить налоги.  Это уменьшит стимулы к неуплате,

сделает  3честное  0предпринимательство более прибыльным, приведет

к большим доходам государства и снизит уровень  криминализации

бизнеса.

      _ 3Государственное регулирование    . 0призвано   координировать

экономические процессы и увязывать частные и общественные  ин-

тересы.  Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кре-

дитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулиро-

вания  регламентирует деятельность предпринимателей.  Примером

могут служить антимонопольные законы.  Налоговая  и  кредитная

формы  регулирования  предусматривают  использование налогов и

кредитов для воздействия на национальный  объем  производства.

Изменяя налоговые ставки и льготы,  правительство воздействует


 

                            - 17 -

на сужение или расширение производства.  При изменении условий

кредитования  государство  влияет на уменьшение или увеличение

объема производства.

     Субвенционная форма регулирования предполагает предостав-

ление государственных субсидий или налоговых  льгот  отдельным

отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли,

формирующие общие условия для формирования общественного капи-

тала(инфраструктуры).  На  основе  субсидий  может оказываться

поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в

решении  социальных программ.  Существуют также и специальные,

или целевые  субсидии,  которые  предусматривают  расходование

средств  бюджета по строго определенным программам.  Доля суб-

венций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя

субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изме-

няет распределение ресурсов,  и субсидируемые отрасли получают

возможность возмещать издержки,  которые невозможно покрыть по

рыночных ценах.

      _ 3Государственное предпринимательство   . 0осуществляется в тех

областях,  где хозяйственность  противоречит  природе  частных

фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основ-

ное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что

первоочередная   цель   государственного   предпринимательства

состоит не в получении дохода,  а в решении социально-экономи-

ческих задач,  таких как обеспечение необходимых темпов роста,

сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, сти-

мулирование научно-технического прогресса и т.д.  Данная форма

регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предпри-


 

                            - 18 -

ятий и отраслей хозяйства,  которые жизненно важны для воспро-

изводства.  Это прежде всего отрасли экономической инфраструк-

туры(энергетика,  транспорт,  связь).  К  проблемам,  решаемым

государственным  предпринимательством,  относятся  также  пре-

доставление  населению  льгот  в различных областях социальной

инфраструктуры,  помощь жизненно важным науко- и капиталоемким

отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прог-

ресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хо-

зяйстве,  проведение  региональной  политики - строительство в

экономически отсталых районах промышленных предприятий, созда-

ние рабочих мест,  охрана окружающей среды путем внедрения бе-

зотходных технологий,  строительства очистных сооружений, раз-

витие фундаментальных научных исследований, производство това-

ров, являющееся по закону государственной монополией.

     Я считаю,  что государственное предпринимательство должно

развиваться  2только  0в тех сферах,  где просто нет иного выхода.

Дело в том, что по сравнению с частными государственные предп-

риятия являются менее эффективными.  Государственное предприя-

тие,  пусть  даже  наделенное  самыми  широкими  правами и от-

ветственностью,  всегда отстает  от  частного  в  степени  хо-

зяйственной  самостоятельности.  В деятельности госпредприятия

наверняка присутствуют как рыночные,  так и нерыночные, идущие

от  государства мотивы.  Политические мотивы переменчивы,  они

зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэ-

тому  госпредприятия  часто  оказываются  в  сложной и неясной

обстановке,  предсказать которую намного сложнее, чем рыночную

конъюнктуру.  Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен


 

                            - 19 -

гораздо легче,  чем предугадать поведение нового министра  или

же  чиновника,  решения  которого  зачастую  определяют судьбу

предприятия.  За ними могут стоять политические цели,  которые

не  имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление

увеличить поступления в бюджет,  желание сохранить штаты и по-

высить заработную плату и т.д.).

     Как правило,  государственные предприятия не готовы к ры-

ночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на се-

бя,  но и на особое отношение со стороны властей (дотации, на-

логовые льготы,  гарантии сбыта в рамках госзаказов).  У госу-

дарственных предприятий нет  обязательств  перед  акционерами,

банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается

на динамике затрат и цен,  скорости освоения новых технологий,

качестве организации производства и т.д.

     Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима

еще и потому,  что частный сектор втягивается в коррупцию: че-

рез взятку чиновнику можно добиться больших  результатов,  чем

за счет снижения издержек.

     Если экономика обременена  избыточным  количеством  госу-

дарственных  предприятий,  в сложное положение попадают их ра-

ботники.  Именно они становятся первой жертвой правительствен-

ной политики,  направленной на преодоление чрезвычайных ситуа-

ций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают за-

мораживание зарплаты.  Видимо поэтому волна приватизации, про-

катившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала

широких  протестов  со  стороны основной массы занятых в госу-

дарственном секторе.  Люди рассчитывали, что, освободившись от


 

                            - 20 -

государственного давления,  они сумеют в полной мере использо-

вать преимущества  рыночного  хозяйства,  стать  совладельцами

частных предприятий.

 

 

      _ 34. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

 

 

     Очевидно, что  современная рыночная система немыслима без

вмешательства государства. Однако существует грань, за которой

происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность

производства.  Тогда рано или поздно встает вопрос о  разгосу-

дарствлении  экономики,  избавление  ее  от  чрезмерной  госу-

дарственной активности.  Существуют важные ограничения для ре-

гулирования. Например, недопустимы любые действия государства,

разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное  планиро-

вание, всеохватный административный контроль за ценами и др.).

Это не означает,  что государство снимает с  себя  ответствен-

ность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от пла-

нирования. Рыночная система не исключает планирования на уров-

не предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в

последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по

срокам,  масштабам  и другим параметрам,  и выступающим в виде

национальных целевых программ. Также следует отметить, что ры-

нок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому

влиять на него следует только косвенными, экономическими мето-

дами. Однако в ряде случаев, применение административных мето-


 

                            - 21 -

дов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать толь-

ко  на  экономические либо только на административные меры.  С

одной стороны,  элементы администрирования несет в себе  любой

экономический регулятор.  Например,  денежное обращение ощутит

влияние такого известного экономического метода, как ставка по

кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято адми-

нистративное решение.  С другой стороны,  в каждом администра-

тивном  регуляторе есть нечто экономическое в том смысле,  что

он косвенно сказывается на поведении участников экономического

процесса.  Прибегая,  скажем,  к  прямому  контролю за ценами,

государство создает для  производителей  особый  экономический

режим, вынуждает их пересматривать производственные программы,

искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

     Среди методов государственного регулирования не существу-

ет совершенно непригодных  и  абсолютно  неэффективных.  Нужны

все,  и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те си-

туации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйствен-

ные  потери начинаются тогда,  когда власти выходят за границы

разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим,

либо административным методам.

     Нельзя забывать и о том,  что самими экономическими регу-

ляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя

и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это

требование,  запускает регуляторы,  не думая,  как их действие

отразится на механизме рынка,  последний начинает давать сбои.

Ведь  денежная  или  налоговая  политика  по  силе своего воз-

действия на экономику сравнима с централизованным планировани-


 

                            - 22 -

ем.

     Надо иметь в виду,  что среди  экономических  регуляторов

нет ни одного идеального.  Любой из них, принося положительный

эффект в одной сфере  экономики,  непременно  дает  негативные

последствия  в  других.  Здесь  ничего нельзя изменить.  Госу-

дарство, использующее экономические инструменты регулирования,

обязано их контролировать и своевременно останавливать. Напри-

мер, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая при-

рост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта ме-

ра эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и

банковского кредита.  А если процентные ставки растут,  стано-

вится все труднее финансировать инвестиции,  начинается тормо-

жение экономического развития. Именно так ситуация развивается

в России.

 

      _ 3Дерегулирование и приватизация.

 

     Вмешательство государства в  экономику  требует  довольно

крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (под-

готовка законодательных актов и контроль за  их  исполнением),

так  и  косвенные  (со стороны фирм,  которые должны исполнять

государственные инструкции и отчетности).  Кроме того,  счита-

ется,  что  государственные регламентации снижают стимул к но-

вовведениям,  к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как

для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

     По оценкам  американских  специалистов,   государственное

воздействие  на  экономическую жизнь приводит к падению темпов


 

                            - 23 -

роста приблизительно на 0,4%  в год (Lipsey  R.,  Steiner  P.,

Purvis D. Economics, N.Y. 1987, P.422).

     В силу определенных несовершенств государственное  вмеша-

тельство  иногда  влечет  за  собой  потери.  В связи с этим в

последние годы обострился вопрос о  1дерегулировании  0экономики и

о приватизации.  Дерегулирование предполагает снятие законода-

тельных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных кон-

курентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и

услуги.  Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло

грузовой   автотранспорт,  железнодорожный  и  воздушный  виды

транспорта.  В результате снизилися цены и улучшилось обслужи-

вание пассажиров.  Американскому обществу дерегулирование гру-

зовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта при-

несло выгоду,  оцениваемую соответственно в 39-63 млрд.  дол.,

15 млрд.  дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the

President, Wash., 1989. P. 188).

     Приватизация - продажа государственных предприятий  част-

ным  лицам  или  организациям  -  направлена  на повышение хо-

зяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государствен-

ные  предприятия оказываются убыточными и неэффективными.  За-

падные экономисты подчеркивают,  что государственный сектор не

дает  такого  мощного  стимула к снижению издержек и получению

мощной прибыли,  как это делает  частное  предпринимательство.

Для предпринимателя - одно из двух:  прибыль или убытки.  Если

частное предприятие терпит убытки долгое время,  то оно закры-

вается.  Государственному  же  предприятию оказывается помощь,

поэтому оно может не стремиться к повышению  своей  рентабель-


 

                            - 24 -

ности.

     Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство

нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех осталь-

ных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономи-

ческие задачи.

     

       _ 3Государственное регулирование в сельском хозяйстве.

 

     В современной западной экономике сельское хозяйство - од-

на  из важнейших сфер активного вмешательства.  В этой области

производства главный принцип свободного  рынка,а  именно  игра

спроса  и  предложения,  оказывается  практически  неприменим.

Правда,  и государственное вмешательство - далеко не  панацея.

Например,  в Западной Европе правительства традиционно уделяют

большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни произво-

дители,  ни  потребители не удовлетворены положением дел в аг-

рарном секторе.

     Источник проблем в том,  что в развитых странах благодаря

высокой производительности труда производство аграрной продук-

ции значительно превышает потребности населения.

     Цели государственного регулирования в сфере сельского хо-

зяйства включают:

     а) повышение производительности  путем  внедрения  техни-

ческого  прогресса и рационализации производства,  максимально

эффективному  использованию  всех  производственных  факторов,

особенно рабочей силы;

     б) обеспечение  занятости  в  аграрном  секторе  и  соот-


 

                            - 25 -

ветствующего уровня жизни сельского населения;

     в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции; г)

     гарантированное снабжение внутреннего рынка;  д) забота о

     поставках аграрной продукции потребителям по

"разумным ценам".  (В.Варга  "Роль  государства в рыночном хо-

зяйстве"-МЭиМО,1992г.,N 11, стр.139.)

     Государством устанавливаются  и ежегодно пересматриваются

минимальные цены на важнейшие  сельскохозяйственные  продукты.

Тем  самым производители защищаются от резкого падения цен.  В

то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и

чрезмерных  колебаний  цен  с  помощью  системы дополнительных

ввозных пошлин.  Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания

заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением

аграрной политики несет государственный бюджет.

     Функционирование этого  механизма можно проиллюстрировать

на примере рынка зерна.  Исходным пунктом является  ориентиро-

вочноя цена,  рекомендуемая государством. Она несколько превы-

шает  рыночную  цену,  чем  гарантируются  не  только   доходы

сельских  хозяев,  но  и создаются стимулы к расширению произ-

водства.  В результате предложение превышает спрос.  Когда ры-

ночная  цена  снижается до определенного уровня,  предлагаемое

сельскими хозяевами зерно скупается государством по так  назы-

ваемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.

     Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести

риск сбыта,  на деле это правило не действует в отношении про-

изводителей многих аграрных продуктов.

     Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощ-


 

                            - 26 -

рения экспорта.  Это означает,  что при ввозе  устанавливается

ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней це-

не.  При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу

между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

     Надо заметить,  что данная политика спровоцировала  много

проблем.  С  одной  стороны,  накоплены огромные запасы продо-

вольствия, с другой - недовольства крестьян, считающих, что не

обеспечен  их  прожиточный минимум.  В данной ситуации крупные

агропромышленные предприятия получают приличные доходы,  в  то

время как мелкие производители едва сводят концы с концами.

     Таким образом,  сельское хозяйство остается слабым местом

государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение

дел в сельском хозяйстве останется неизменным.

              

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    


 

                            - 27 -

    

                           _ 3ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    

     Изучение данной темы дает обильную пищу для  размышлений.

Очень часто  государство является первопричиной изменений эко-

номического поведения предпринимателей.  От решений, принимае-

мых правительством,  зависят решения, принимаемые (или не при-

нимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает

цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в дирек-

тивном порядке.  При создании благоприятных условий предприни-

мателям их  частный  интерес совпадет с интересом государства,

то есть общества.  Следовательно,  государство  должно  просто

сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономи-

ки, которая является для него наиболее приоритетной.

     Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в

те сферы экономики,  где его вмешательство не является необхо-

димым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

     В целом трудно переоценить роль государства в  экономике.

Оно создает  условия для экономической деятельности,  защищает

предпринимателей от угрозы со стороны монополий,  обеспечивает

потребности общества в общественных товарах,  обеспечивает со-

циальную защиту малообеспеченных слоев населения,  решает воп-

росы национальной обороны.  С другой стороны,  государственное

вмешательство может в некоторых случаях заметно  ослабить  ры-

ночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как

это было во Франции в конце 70-х - начале  80-х  годов.  Из-за

слишком активного государственного вмешательства из страны на-


 

                            - 28 -

чался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упа-

ли. В  таком случае необходима приватизация и дерегулирование,

что и было сделано в 1986 году.

     Как мне  кажется,  основная  задача государства состоит в

том, чтобы удерживать "золотую середину" в  сфере  влияния  на

рыночную экономику.

 

 

 

       

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    


 

                            - 29 -

    

    

    

             _ 3СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

     1. В.Папава "Роль государства в современной экономической

системе", Вопросы экономики, N 11, 1993.

     2. Лившиц "Государство в рыночной экономике",  Российский

экономический журнал, N 11-12, 1992, N1, 1993.

     3. С.Холланд "Планирование и смешанная  экономика",  Воп-

росы экономики, N 1, 1993.

     4. В.Варга "Роль государства в рыночном хозяйстве",  МЭи-

МО, N 10-11, 1992.

     5. Заставенко,  Райзберг "Государственные программы и ры-

нок", Экономист, N 3, 1991.

     6. И.П.Мерзляков "О становлении рыночной экономики",  Фи-

нансы, N 1, 1994.

     7. Е.Чувилин,  В.Дмитриева "Государственное регулирование

и контроль цен в капиталистических странах",  Москва, "Финансы

и статистика", 1991.

     8. К.Макконнелл, С.Брю "Экономикс", Таллинн, 1993.

     9. В.Максимова,  А.Шишов  "Рыночная экономика.  Учебник",

Москва, СОМИНТЕК, 1992.

     


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.