Государственный бюдежет РФ - назначение, порядок разработки и утверждения
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.5
1.1 Понятие и особенности бюджета и
бюджетной системы в Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.2 Бюджетная
классификация и ее роль в кассовом исполнении государственного
бюджета……………………………………………………...11
1.3 Доходы и
расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы
исполнения…………………………………22
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ.
НАЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ. УТВЕРЖДЕНИЕ……………………………...47
2.1. Разработка и утверждение
государственного бюджета……………..47
2.1.1. Бюджетный процесс и
финансово-бюджетная политика……48
2.1.2. Сводное финансовое
планирование…………………………..51
2.1.3. Составление проектов
бюджетов……………….……………..59
2.1.4. Рассмотрение и утверждение
проекта бюджета……………...65
2.1.5.
Исполнение бюджета…………………………………………..75
2.2. Бюджетный
контроль………………………………………………….86
2.3. Рассмотрение
и утверждение бюджета РФ…………………………..89
3. Анализ
элементов бюджета за 2001-2006год………………………….....101
Заключение……………………………………………………………………...106
Список
использованной литературы………………………………………….108
ВВЕДЕНИЕ
Объектом
дипломной работы является бюджетная система и проблемы исполнения бюджетов
разных уровней в РФ.
Актуальность
выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета
для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении,
регулирующей роли в использовании ВВП.
Целью
исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и
финансирования государственного бюджета на макро- и микро- уровнях.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и
принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках
формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных
уровней;
- вскрыть возможности
оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную
классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ
банков;
- охарактеризовать отдельные
звенья бюджетной системы (бюджеты территорий, как основную финансовую базу
органов местного самоуправления) и вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного
бюджетного дефицита и методы его финансирования;
- рассмотреть понятие
государственного долга, его размер и ситуацию с погашением в России.
Цели и задачи
работы определили её композицию. Дипломная работа со- стоит из следующих
частей:
- Введение, в котором
определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой
работы;
- Теоретическая часть, в
которой излагается понятийный механизм бюджетной категории;
- Практическое исследование, в
котором характеризуются бюджеты разных уровней с использованием цифрового
материала, раскрываются проблемы межбюджетных отношений;
- Рекомендательная часть, в
которой приводятся условия возникновения бюджетного дефицита и способы его
финансирования; анализируется величина государственного долга в динамике за ряд
лет и предлагаются пути его погашения.
- Заключение, содержащее общие
выводы и предложения в целом по работе;
- Библиографический список 18
наименований использованных источников.
В качестве
исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования
различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы
о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и
местном).
Представляется,
что проведенное исследование может иметь определенное практическое значение.
1.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В
ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1
Понятие и особенности бюджета и бюджетной
системы в Российской Федерации
Центральное место в системе
государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона
финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс
Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и
функций государства и местного самоуправления» [3, с. 32]. Таким образом,
аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство
через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него
обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание
государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение
социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде
никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на
покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования
общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и
расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по
срокам поступления и использования.
Как правило,
сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами
общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с
социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности
на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей
было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы
подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения
населения.
Перемены в
экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов,
вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм
собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе
денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в
основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования
государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три
самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и
местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений.
В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу
обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные
отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к
принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её
бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс
РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на
экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,
регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных
фондов» [3, ст.6]. Под бюджетным устройством принято понимать организацию
бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение бюджетной
системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная
система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет
и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с
федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации
(штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и
автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных
государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих
уровней.
Таким образом,
бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх
уровней:
·
первый
уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
·
второй
уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55
краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет
автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
·
третий
уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и
сельских бюджетов).
Совокупность
бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.
Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех
уровней на соответствующей территории [БК РФ, стр.6].
Консолидированный
бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов
находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный
бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:
Консолидированный бюджет области
|
3.Бюджеты районов
области
|
2.Бюджеты
городов
областного подчинения,
в т.ч. областного центра
|
3.2.Бюджеты
городов
районного
подчинения
|
2.3.Бюджеты
городских
районов
|
3.3.Сельские
поселковые
и пр. бюджеты
|
Рис. 1 Схема
консолидированного бюджета области
Консолидированный
бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить
полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом,
они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Принципы бюджетной системы
Бюджетным
кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной
системы Российской Федерации:
·
единства
бюджетной системы Российской Федерации;
·
разграничения
доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
·
самостоятельности
бюджетов;
·
полноты
отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
·
сбалансированности
бюджета;
·
эффективности
и экономности использования бюджетных средств;
·
общего
(совокупного) покрытия расходов бюджетов;
·
гласности;
·
достоверности
бюджета;
·
адресности
и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства
бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм
бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за
нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования
расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает
закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий
по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов,
органами местного самоуправления.
Принцип
самостоятельности бюджетов означает:
- право
законодательных органов государственной власти и органов местного
самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
- наличие
собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
законодательное
закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов
соответствующих бюджетов;
- право органов
государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в
соответствии с законодательством определять направления расходования средств
соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов;
- недопустимость
изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о
бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по
расходам бюджетов;
- недопустимость
компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов,
возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением
установленных законом случаев.
Принцип полноты
учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных
фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению
в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном
объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет
бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной
системе Российской Федерации.
Принцип
сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и
исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости
минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип
эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при
составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных
средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с
использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата
с использованием определенного бюджетом объема средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|