Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
• достигнуть
единства в экономическом и социальном развитии территории;
• точнее
определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для
выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
• сбалансировать
материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
• повысить
качество бюджетного планирования;
• скоординировать
использование финансовых ресурсов, как территориальных органов, так и
предприятий, расположенных в регионе;
• концентрировать
финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях
экономического и социального развития территории;
• изыскать внутри
региональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных
территориальными программами;
• осуществлять
действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
• активнее
воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
• добиваться
сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Координация и
концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно
отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в
финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.
2.1.3.
Составление проектов бюджетов
Следующий этап бюджетного планирования –
процесс составления проекта бюджета. Главная задача разработки проекта бюджета
– определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью
финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и
органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического
и социального развития государства и территории.
Составление
проекта бюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации,
исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством
финансов РФ и территориальными финансовыми органами.
Главным
источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз
социально-экономического развития государства или территории, который в свою
очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития
за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей.
При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения
финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый период.
Проект
федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению
Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев
до начала планируемого года.
В задачу
Министерства финансов входит разработка:
• проекта
федерального бюджета;
• проектировок
основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, которые
разрабатываются на базе среднесрочной программы Правительства Российской
Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и
сводного финансового баланса;
• проекта
федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.
На первой стадии формирования проекта
бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные
условия экономического и социального развития на планируемый год, и которых
отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения
параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития
страны.
После
одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ
разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета
на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов
федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются
предложения о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации
заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на
среднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчеты направляются на
рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть
представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по их запросу.
Затем Министерство финансов РФ направляет
основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным
органом исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений
Российской Федерации с субъектами Российской
Федерации на плановый год и среднесрочную
перспективу.
На второй стадии
разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти
производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям
бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов
между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство
экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие
финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в
среднесрочной перспективе.
Для проведения
работы по составлению проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются
материалы, расчеты и обоснования, поступающие от субъектов Российской
Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти материалы сначала
анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами.
В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств,
бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизаций дополнительных доходов
и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у
руководителей департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный
департамент, который рассматривает представленные расчеты. Вносит в них в
случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства
финансов РФ.
В случае, если у
бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то
несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение
Межведомственной правительственной комиссии.
Все работы по подготовке и согласованию с
федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального
бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.)
должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.
После
согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами Федерации
бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект
федерального бюджета, который представляется в Правительство Российской
Федерации.
Проекты
территориальных бюджетов составляются финансовыми органами субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.
Для составления
проектов бюджетов территориальные финансовые органы имеют право на получение
информации не только от территориальных органов исполнительной власти, но и от
вышестоящих финансовых органов.
Финансовые органы
субъектов Российской Федерации получают из Министерства финансов РФ следующие
материалы:
• предполагаемые
изменения налогообложения;
• расходы,
передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих
средств;
• порядок
формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его
средств;
• субвенции и
дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.
Финансовые органы
муниципальных образований получают
от финансовых
органов субъектов Российской Федерации следующие материалы:
• предполагаемые
изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами доходам;
• порядок
формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных
образований и распределение его средств;
•
субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.
Порядок
организации и проведения работ по составлению проекта территориального бюджета
аналогичен работам, проводимым в Министерстве финансов РФ.
В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае
несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных
бюджетов территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий
исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров
нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня
доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные
об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
Исполнительный орган субъекта Федерации и
муниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган
власти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом
власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам
рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты
рассмотрения разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором
содержатся обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости
решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная комиссия,
решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих органов власти.
Окончательное решение принимается вышестоящим представительным органом власти.
Кроме составления
проекта бюджета на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов
Федерации и муниципальных образований в целях составления консолидированного
бюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансово-бюджетной политики
государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной
власти следующие документы и материалы:
• прогноз
социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и
муниципального образования на очередной год;
• основные
направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и
муниципального образования на очередной год;
• прогноз
сводного финансового баланса по территории субъекта Российской Федерации и
муниципального образования на очередной год;
• прогноз
консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на очередной год;
• адресную
инвестиционную программу на очередной год;
• программу
приватизации государственных предприятий на очередной год.
Дополнительно к
этим материалам исполнительные органы субъектов Российской Федерации
подготавливают:
• структуру
внутреннего долга субъекта Российской Федерации и программу внутренних
заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования дефицита
бюджета субъекта Российской Федерации;
• программу
предоставления гарантий исполнительного органа субъекта Российской Федерации на
планируемый год;
• оценку
ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за текущий год.
2.1.4.
Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
Получив от финансовых органов проекты
соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и при
необходимости вносят поправки и дополнения.
Правительство Российской Федерации до 15 августа
года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз
социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов
государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и
материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.
1. После изучения этих документов и работы с ними
Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на
планируемый год. Вместе с этим документом в Государственную Думу направляются:
• предварительные итоги социально-экономического
развития Российской Федерации за истекший период текущего года;
• прогноз социально-экономического развития
Российской Федерации на планируемый год;
• основные направления бюджетной и налоговой
политики на планируемый год;
• прогноз сводного финансового баланса по
территории Российской Федерации на планируемый год;
• прогноз консолидированного бюджета Российской
Федерации на планируемый год;
• основные принципы и расчеты по взаимоотношениям
федерального бюджета субъектов Российской Федерации в планируемом году;
• порядок индексации заработной платы работников
бюджетной сферы на планируемый год;
• федеральные целевые программы и федеральные
программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из
федерального бюджета на планируемый год;
• федеральная адресная инвестиционная программа
на планируемый год;
• расчеты по статьям классификации доходов
федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации
расходов и дефициту федерального бюджета на планируемый год;
• международные договора Российской Федерации,
вступившие в силу для Российской Федерации и содержащие ее финансовые
обязательства на планируемый год, включая нератифицированные международные
договоры Российской Федерации о государственных внешних заимствованиях и
государственных кредитах;
• программа государственных внешних заимствований
Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской
Федерацией иностранным государствам на планируемый год, структура внешнего
долга Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным
государствам в планируемом году;
• структура государственного внутреннего долга
Российской Федерации и программа внутренних заимствований, предусмотренных на
планируемый год для финансирования дефицита федерального бюджета;
• программа предоставления гарантий Правительства
Российской Федерации на планируемый год и отчет о предоставлении гарантий за
истекший период текущего года;
• программа развития государственных казенных
предприятий и государственных унитарных предприятий. Вместе с проектом
федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год Правительство
Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов
о бюджетах государственных федеральных внебюджетных фондов, о повышении
минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных
пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда, о приостановке или
отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов,
но не предусмотрена в федеральном бюджете на планируемый год. Если требуется
внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, о
налогах, а также о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды на планируемый год, то Правительство Российской Федерации одновременно с
проектом федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год вносит
проекты соответствующих федеральных законов.
Кроме того, до 1 октября года, предшествующего
планируемому, Правительство РФ представляет в Государственную Думу:
1) оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета
за текущий год и консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный
год;
2) программу предоставления средств федерального
бюджета на планируемый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет
о предоставлении средств на возвратной основе за отчетный год и истекший период
текущего года;
3) поквартальное распределение доходов и расходов
федерального бюджета на планируемый год.
Центральный банк Российской Федерации до 1 октября
текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый год,
предварительно согласованный с Президентом РФ и Правительством РФ.
2. Получив указанные выше документы и материалы,
Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или в
период парламентский каникул Председатель Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации направляет его в Комитет Государственной Думы по
бюджету, налогам, банкам и финансам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|