Для решения проблемы недоимки по налогам необходимо:
•
законодательно обеспечить преимущество налоговых платежей при установлении
порядка списания средств со счета предприятия-должника;
•
наладить работу по обращению взыскания задолженности на имущество недоимщиков;
• осуществлять
процедуру банкротства при наличии устойчивой задолженности по налогам;
•
установить ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату
налогов в бюджет;
•
отказаться от использования зачетных схем уплаты налогов в бюджет, вызывающих
рост отсроченных недоимок;
•
наладить индивидуальную работу с крупными неплательщиками налогов путем
установления налоговых постов, введения представителей налоговой администрации
в аппарат управления;
•
перевести счета крупных налогоплательщиков в ЦБ РФ и федеральное казначейство;
•
предусмотреть возможность оплаты налогов за счет средств, полученных от продажи
пакетов акций предприятий-должников, в том числе за счет выпуска новых акций.
Скорейшее введение в действие указанных мер позволит существенно
повысить собираемость налогов, соотнести налоговую систему с задачами
достижения экономического роста.
2.3. Расходы бюджета РФ.
В настоящее время в Российской Федерации применяется
классификация расходов по 19 целевых направлениям:
1.
заработная плата;
2.
начисления на заработную
плату;
3.
канцелярские и
хозяйственные расходы;
4.
командировки и служебные
разъезды;
5.
стипендии;
6.
расходы на питание;
7.
приобретение медикаментов
и перевязочных средств;
8.
приобретение оборудования
и инвентаря;
9.
приобретение мягкого
инвентаря и обмундирования;
10.государственные
капитальные вложения;
11.капитальный
ремонт;
12.содержание
сооружений благоустройства;
13.геологоразведочные
работы;
14.проектирование;
15.государственная
дотация;
16.операционные
расходы;
17.платежи
по ссудам;
18.возмещение
разницы в ценах;
19.прочие
расходы.
Кроме того, по отдельным группам расходов (в
частности, по расходам на оборону ) применяется классификация, отличная от
общей по целевому признаку.
Важной проблемой осуществления целевых бюджетных
расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов
инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны (18 %). Принцип
защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном
объеме с учетом их инфляционного увеличения.
Осуществление финансирования отдельных статей
расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны,
обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных
ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим
совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие
инфляции издержек производства.
Последним признаком классификации расходов является
территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в
Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального
бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.
Осуществление расходов бюджета достигается при
помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления
денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение
мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на
определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами
предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования
выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее
функционирования.
Важную роль в организации рациональной системы
бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу
этих принципов относятся:
·
получение максимального
эффекта при минимуме затрат;
·
целевой характер
использования бюджетных ассигнований;
·
предоставление бюджетных
средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом
использования ранее отпущенных ассигнований;
·
безвозвратность бюджетных
ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в
государственный бюджет.
·
Однако помимо
безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется
кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд.
В качестве примера рассмотрим структурные показатели
расходов проекта
федерального бюджета на 2001 год
(см. таб. 3, 4)
2.4.
Внебюджетные и целевые бюджетные фонды РФ.
Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в
Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения
на основе Закона РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса
в РСФСР” от 10.10.91 г. № 1734-1. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные
фонды. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача
“разгрузить” бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках
бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были
созданы иные внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс
от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло
решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность
таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, т.е.
трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус
внебюджетных.
В состав государственных социальных внебюджетных
фондов Российской Федерации в настоящее время входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ. Эти фонды аккумулируют
средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного
пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной
медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время
отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
Социальные внебюджетные фонды, за исключением Фонда занятости,
— самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако эта самостоятельность
имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой
самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных
предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию
и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные
государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает
решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
По условиям жизни населения, в первую очередь
пенсионеров и инвалидов, можно судить о социальной ориентации экономики, о
гражданской ответственности общества. За последние 15 лет расходы западных
стран на государственные пенсии по старости и инвалидности увеличились вдвое.
Имеют устойчивую тенденцию к росту соответствующие расходы и в России. Но так
было не всегда. До второй мировой войны во многих странах, в том числе и в США,
на получение пенсии могли рассчитывать только государственные служащие,
ветераны войн, отставные военные, железнодорожники. Не был в этом отношении
исключением и Советский Союз. В 1941 г. в огромной стране с населением 196
млн. человек, из которых 12 млн. составляли старики, получали пенсии по
старости только 200 тыс. человек. Пенсионное обеспечение по старости и
инвалидности, в его современном понимании, было введено в СССР только в 1956
г.
Современные пенсионные реформы предполагают создание
так называемых накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы,
аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его
работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а
накапливаются. Деньги инвестируются и приносят доход до тех пор, пока
плательщик не вышел на пенсию. Все сбережения плательщика и весь инвестиционный
доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью,
которая и обеспечит выплату пенсии. Пожилой человек при данной системе не
зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может
быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы
для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев
сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде
случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту
обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система
конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Основные принципы, по которым все большее число стран
мира переходят с распределительной системы на накопительную следующие:
1.
Демографическая тенденция в мире сегодня такова, что на одного человека
преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих. По
данным Министерства социальной защиты населения РФ, показатель соотношения
количества работающих к количеству пенсионеров в России в 1995 г. составлял
1,8, а на конец 1996 г. он был уже равен 1,76. Прогнозные оценки на следующие
четыре десятилетия показывают, что число лиц в возрасте 65 лет и старше
увеличится при одновременном существенном снижении за этот же период
численности людей трудоспособного возраста. В такой ситуации при распределительной
системе в будущем придется либо сокращать пенсии, либо увеличивать взносы
каждого трудоспособного человека в пенсионный фонд.
2. При
накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько
человек зарабатывал, и тем, каков будет размер его пенсии. Деньги на
пенсионных счетах — собственность граждан, а не государства, поэтому
надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается.
3.
Накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для
ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий
низкий уровень пенсий в России, — состояние экономики и производительность
труда.
Кризис пенсионной системы наблюдается не только в
России, в мировой практике существуют примеры похожих кризисов. Поэтому, для
того чтобы понять, как решать пенсионную проблему, необходимо изучить опыт
проведения пенсионных реформ в других странах, что позволит выбрать наиболее
эффективные пути выхода из кризиса. Требуют серьезного реформирования и другие
внебюджетные социальные фонды, действующие в настоящее время в Российской
Федерации.
Расходы на пенсионное обеспечение — самый объемный поток
социальных трансфертных платежей в России. В течение 1993-1996 гг. эти
финансовые потоки составляли от 25 до 47% по отношению к расходам федерального
бюджета. На 1 января 1999 г. в стране насчитывалось свыше 38 млн. пенсионеров –
более 1/5 всего населения.
Основной источник доходов Пенсионного фонда — страховые
взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают
страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных
организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок
устанавливается не позднее 15-го числа месяца, за который исчислены страховые
взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные
страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы
в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной
форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных,
нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по
совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.
Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд,
утверждает Правительство РФ.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением
Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. На Долю Пенсионного фонда
Российской Федерации (ПФР) приходится почти 75% средств внебюджетных
социальных фондов. Основные задачи Пенсионного фонда как самостоятельного
финансово-кредитного учреждения – аккумуляция страховых взносов и расходование
средств фонда в соответствии с действующим законодательством.
Понятие “целевые бюджетные фонды” появилось в 1995 г.,
когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными
фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных
государственных расходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|