|
|
Так как дефицит бюджета предусматривает его финансирование, то непосредственное влияние на уровень инфляции оказывает не величина бюджетного дефицита, а источники, используемые для его покрытия. Согласно бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 27 декабря 1999 года № 378 с изменениями и дополнениями, выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.
Внутреннее финансирование дефицита включает:
1. Источники, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования, в основном представленные кредитами Национального банка и ценными бумагами, приобретенными имнепосредственно у правительства. 2. Источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц (ГКО, ГДО, векселя Правительства Республики Беларусь и др.) 3. Источники, получаемые из других секторов государственного управления: заемные средства, полученные из государственных внебюджетных фондов, операции по средствам в иностранной валюте и др.
Внешнее финансирование дефицита включает:
1. Чистые кредиты международных финансовых организаций. 2. Кредиты правительств иностранных государств. 3. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, и др. С момента образования бюджетного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка. В 1993-1994 годах преобладающим источником финансирования дефицита бюджета были внешние займы. Кредиты предоставлялись Российской Федерацией и Международным валютным фондом. В 1993 году они покрыли 97,1% дефицита бюджета, в 1994 — 63,7%. Затем наблюдалось снижение доли внешнего финансирования, ас 1998 года погашение средств по ранее привлеченным внешним кредитам начало превышать поступление средств, поэтому в бюджете внешнее финансирование стало отражаться со знаком минус. Со снижением поступлений внешних источников финансирования и в связи с отсутствием развитого рынка ценных бумаг правительство нашей страны для покрытия дефицита республиканского бюджета увеличивало использование источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования. В 1993 году их удельный вес в источниках финансирования дефицита составил 40%, в 1994—63%, в 1995—62%. Медленное и непоследовательное реформирование отраслей экономики на фоне падающих объемов производства и продаж не позволяло правительству и Национальному банку прекратить эмиссионное кредитование. Хотя случаи возврата полученных ссуд носили единичный характер, а сроки их возврата по решениям правительства неоднократно приходилось переносить. Фактически бюджетные средства использовались как дотации убыточным производствам. Закономерным результатом являлся рост цен (индекс потребительских цен в 1992 году составил 1070,8%, в 1993— 1290,2%, в 1994 — 2321,0%, в 1995 — 809,3%). Взаимосвязь уровня инфляции и эмиссионных кредитов Национального банка подтверждается корреляционно-регрессионным анализом, проведенным на основании данных таблицы 1., в результате которого получено следующее уравнение регрессии:
Y=121,207+2,26Х1, R=0,64, R2=0,41, где Y- индекс потребительских цен, X1-удельный вес кредитов Национального банка в ВВП.
Коэффициент корреляции (0,64) свидетельствует о тесной взаимосвязи между указанными показателями, а коэффициент детерминации показывает, что изменение индекса потребительских цен на 41% обусловлена изменением удельного веса эмиссионных кредитов Национального банка в ВВП. С 1996 до 1999 года в Беларуси наметилась устойчивая тенденция снижения доли источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования, в финансировании дефицита бюджета в связи с развитием рынка государственных ценных бумаг: 45% — в 1996 году, 24% — в 1997, 11 % — в 1998 году. Произошло заметное снижение уровня инфляции в этот период. В 1996 году индекс потребительских цен составил 152,7% (против 809,3% в 1995), в 1998—163,8%, 1998-173%. В 1999 году из-за неудовлетворительных результатов привлечения средств с рынка государственных ценных бумаг, в связи с нехваткой средств для кредитования сельского хозяйства и жилищного строительства Национальный банк произвел значительную кредитную эмиссию, в результате чего удельный вес источников, полученных от органов денежно-кредитного регулирования, в структуре финансирования дефицита возрос до 90%. Следствием этого стал резкий скачок индекса потребительских цен — до 393,7% по отношению к 1998 году. В 2000 году удельный вес данного источника из-за сложностей в привлечении средств с рынка государственных ценных бумаг составил еще более значительную величину— 121%. Индекс потребительских цен в 2000 году сложился в размере 268,8%. Таким образом, нельзя добиться снижения уровня инфляции при сохранении практики финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка в условиях неполной собираемости налогов и поддержки убыточных производств. Если Национальный банк и правительство решаются на дополнительную денежную эмиссию, то эти средства должны направляться в перспективные отрасли экономики, а не для финансирования жилищного строительства и компенсации вкладов населения. Наиболее приемлемым для Беларуси источником
финансирования дефицита бюджета являются ценные государственные бумаги, так как
в условиях низкого кредитного рейтинга республики возможности внешнего
финансирования ограничены, а эмиссионное кредитование неизбежно порождает
инфляцию. Впервые средства от размещения ценных бу-„ маг были привлечены в
республиканский бюджет в 1994 году в размере 9,6 млрд. руб., однако это
составило лишь 1,4% объема привлеченных средств для финансирования дефицита. В
последующие годы удельный вес государственных ценных бумаг в финансировании
дефицита увеличивался: 14,9% — в 1995 году, 35,9% —в 1996, 54,3% — в 1997,
87,9%— в 1998 году, что является свидетельством оптимизации источников покрытия
несбалансированности бюджета. Однако в 1999 году доля государственных ценных
бумаг в финансировании дефицита снизилась до 39,8%, В то же время, несмотря на то что долговое финансирование дефицита является антиинфляционной альтернативой монетизации дефицита (за исключением случаев покупки ценных бумаг непосредственно Национальным банком), оно приводит к росту государственного внутреннего долга. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефицитом, а его наличие является фактором увеличения и основной суммы долга, и расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию государственной задолженности. В Беларуси первичный дефицит (табл. 2) за все годы, кроме 2000-го, составлял положительную величину, что приводило к увеличению государственного долга. С 1995 года спред между удельным весом общего дефицита в ВВП и первичного дефицита в ВВП (рис. 1) стал возрастать из-за увеличения доли стоимости обслуживания государственного долга в расходах бюджета. Однако по итогам 2000 года бюджет за исключением процентных выплат имел положительное сальдо в размере 0,3% ВВП. Если такая тенденция не изменится и в последующие годы, то, возможно, ситуация с государственным внутренним долгом в нашей стране стабилизируется. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.