рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Государственный долг и бюджетный дефицит

152,7

2,0

1,0

1997

163,8

2,4

0,7

1998

173

1,8

0,7

1999

393,7

3,1

3,0

2000

268,6

0,8

1,1

2001

190,5

1,5

1,0

 

Так как дефицит бюджета предус­матривает его финансирование, то непосредственное влияние на уро­вень инфляции оказывает не величи­на бюджетного дефицита, а источники, используемые для его покрытия.

Согласно бюджетной классифи­кации Республики Беларусь, утверж­денной Законом «О бюджетной клас­сификации Республики Беларусь» от 27 декабря 1999 года № 378 с изме­нениями и дополнениями, выделяют внутренние и внешние источники фи­нансирования дефицита бюджета.

 

 

Внутреннее финансирование дефицита включает:

 

1.                 Источники, получаемые от орга­нов денежно-кредитного регулирова­ния, в основном представленные кре­дитами Национального банка и цен­ными бумагами, приобретенными имнепосредственно у правительства.

2.                 Источники, получаемые от коммерческих банков и иных юриди­ческих и физических лиц (ГКО, ГДО, векселя Правительства Республики Беларусь и др.)

3.                 Источники, получаемые из дру­гих секторов государственного уп­равления: заемные средства, полу­ченные из государственных внебюджетных фондов, операции по средст­вам в иностранной валюте и др.

 

          Внешнее финансирование де­фицита включает:

 

1.                 Чистые кредиты международ­ных финансовых организаций.

2.                 Кредиты правительств иностранных государств.

3.                 Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, и др.

С момента образования бюджет­ного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.

В 1993-1994 годах преобладаю­щим источником финансирования  дефицита бюджета были внешние займы. Кредиты предоставлялись Российской Федерацией и Междуна­родным валютным фондом. В 1993 году они покрыли 97,1% дефи­цита бюджета, в 1994 — 63,7%. За­тем наблюдалось снижение доли внешнего финансирования, ас 1998 года погашение средств по ранее привлеченным внешним кредитам начало превышать поступление средств, поэтому в бюджете внеш­нее финансирование стало отра­жаться со знаком минус.

Со снижением поступлений внеш­них источников финансирования и в связи с отсутствием развитого рынка ценных бумаг правительство нашей страны для покрытия дефицита рес­публиканского бюджета увеличивало использование источников, получен­ных от органов денежно-кредитного регулирования. В 1993 году их удель­ный вес в источниках финансирова­ния дефицита составил 40%, в 1994—63%, в 1995—62%. Медлен­ное и непоследовательное реформи­рование отраслей экономики на фоне падающих объемов производства и продаж не позволяло правительству и Национальному банку прекратить эмиссионное кредитование. Хотя слу­чаи возврата полученных ссуд носили единичный характер, а сроки их воз­врата по решениям правительства не­однократно приходилось переносить. Фактически бюджетные средства ис­пользовались как дотации убыточным производствам. Закономерным ре­зультатом являлся рост цен (индекс потребительских цен в 1992 году со­ставил 1070,8%, в 1993— 1290,2%, в 1994 — 2321,0%, в 1995 — 809,3%).

Взаимосвязь уровня инфляции и эмиссионных кредитов Национального банка подтверждается корреляционно-регрессионным анализом, проведен­ным на основании данных таблицы 1., в результате которого получено следу­ющее уравнение регрессии:

 

 Y=121,207+2,26Х1,

          R=0,64,

R2=0,41,

где Y- индекс потребительских цен,

 X1-удельный вес кредитов Наци­онального банка в ВВП.

 

Коэффициент корреляции (0,64) свидетельствует о тесной взаимосвя­зи между указанными показателями, а коэффициент детерминации пока­зывает, что изменение индекса по­требительских цен на 41% обусловлена изменением удельного веса эмиссионных кредитов Националь­ного банка в ВВП.

С 1996 до 1999 года в Беларуси наметилась устойчивая тенденция снижения доли источников, получен­ных от органов денежно-кредитного регулирования, в финансировании дефицита бюджета в связи с разви­тием рынка государственных ценных бумаг: 45% — в 1996 году, 24% — в 1997, 11 % — в 1998 году. Произошло заметное снижение уровня инфля­ции в этот период. В 1996 году ин­декс потребительских цен составил 152,7% (против 809,3% в 1995), в 1998—163,8%, 1998-173%.

В 1999 году из-за неудовлетвори­тельных результатов привлечения средств с рынка государственных цен­ных бумаг, в связи с нехваткой средств для кредитования сельского хозяйства и жилищного строительства Нацио­нальный банк произвел значительную кредитную эмиссию, в результате чего удельный вес источников, полученных от органов денежно-кредитного регу­лирования, в структуре финансирова­ния дефицита возрос до 90%. Следст­вием этого стал резкий скачок индекса потребительских цен — до 393,7% по отношению к 1998 году.

В 2000 году удельный вес данного источника из-за сложностей в привле­чении средств с рынка государствен­ных ценных бумаг составил еще бо­лее значительную величину— 121%. Индекс потребительских цен в 2000 году сложился в размере 268,8%.

Таким образом, нельзя добиться снижения уровня инфляции при со­хранении практики финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка в условиях не­полной собираемости налогов и под­держки убыточных производств. Если Национальный банк и правительство решаются на дополнительную денеж­ную эмиссию, то эти средства долж­ны направляться в перспективные отрасли экономики, а не для финан­сирования жилищного строительства и компенсации вкладов населения.

Наиболее приемлемым для Бела­руси источником финансирования дефицита бюджета являются ценные государственные бумаги, так как в           условиях низкого кредитного рейтин­га республики возможности внешне­го финансирования ограничены, а эмиссионное кредитование неизбежно порождает инфляцию. Впервые средства от размещения ценных бу-„ маг были привлечены в республиканский бюджет в 1994 году в размере 9,6 млрд. руб., однако это составило лишь 1,4% объема привлеченных средств для финансирования дефицита. В последующие годы удельный вес государственных ценных бумаг в финансировании дефицита увеличивался: 14,9% — в 1995 году, 35,9% —в 1996, 54,3% — в 1997, 87,9%— в   1998 году, что является свидетельством оптимизации источников покры­тия несбалансированности бюджета. Однако в 1999 году доля государственных ценных бумаг в финансировании дефицита снизилась до 39,8%,
в следующем — до 34,3% из-за низкого спроса и недостаточной ликвидности основных инвесторов на рынке ценных бумаг рублевых ресурсов снижения привлекательности облигаций из-за отрицательных процентных ставок. Снижение ликвидности банковской системы обусловлено, в первую очередь, теми квазибюджетными операциями, которые вынуждены проводить банки. В частности, такого рода операции, связанные только с агропромышленным комплексом, в 2000 году составили 105 млрд. руб. и 114 млн. дол. США. К тому же в законе о бюджете предусматривается прямое финансирование Нацбанком  дефицита бюджета под нулевые процентные ставки, что делает эмиссионные кредиты более привлекательным для правительства источником финансирования дефицита по сравнению с государственными ценными бумагами, так как по последним нуж­но платить проценты по рыночной ставке.

          В то же время, несмотря на то что долговое финансирование дефицита является антиинфляционной альтер­нативой монетизации дефицита (за исключением случаев покупки ценных бумаг непосредственно Националь­ным банком), оно приводит к росту го­сударственного внутреннего долга. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефици­том, а его наличие является фактором увеличения и основной суммы долга, и расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию государ­ственной задолженности.

В Беларуси первичный дефицит (табл. 2) за все годы, кроме 2000-го, составлял положительную величину, что приводило к увеличению госу­дарственного долга.

С 1995 года спред между удель­ным весом общего дефицита в ВВП и первичного дефицита в ВВП (рис. 1) стал возрастать из-за увеличения до­ли стоимости обслуживания государ­ственного долга в расходах бюджета. Однако по итогам 2000 года бюджет за исключением процентных выплат имел положительное сальдо в разме­ре 0,3% ВВП. Если такая тенденция не изменится и в последующие годы, то, возможно, ситуация с государст­венным внутренним долгом в нашей стране стабилизируется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.