Государственный финансовый контроль в Московской области
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Принципы формирования
бюджетов субъектов РФ, их структура…………4
2. Контрольно-ревизионный аппарат в Московской
области………………...11
2.1. Финансовый контроль……………………………………………….11
2.2. Виды и органы
финансового контроля……………………………..13
3. Об утверждении временного
порядка организации работы финансовых органов города Москвы…………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной
литературы…………………………………………...33
Введение
Неотъемлемой составной частью
финансовой деятельности государства и муниципальных образований является
финансовый контроль.
Наличие финансового контроля
объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не
только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование
государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов
обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения
этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми
нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного
самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии
общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля
выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение
установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами
государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями,
организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и
эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и
муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения
законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
1. Принципы формирования
бюджетов субъектов РФ, их структура
Региональные финансовые ресурсы это совокупность денежных
средств, созданных и используемых на экономическое и социальное развитие
территорий, и денежные отношения, возникающие по поводу формирования,
распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для
решения многообразных задач субъектов РФ. Эти отношения складываются между
органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными образованиями и
населением, живущим на территории, а также хозяйствующими субъектами.
Принципы организации региональных финансов:
·
самостоятельность;
- сбалансированность;
- государственная финансовая
поддержка (целевая и нецелевая финансовая помощь из федерального бюджета);
- прозрачность;
- гласность.
Права собственника в отношении финансов субъекта РФ
осуществляются региональными органами власти в соответствии с конституцией или
уставом субъекта РФ. Финансы составляют экономическую основу государственной
власти наряду с собственностью, имуществом, переданным в управление
региональными органами власти, другой собственностью, служащей удовлетворению
общих потребностей. Власть субъекта РФ имеет право передавать объекты
собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим
лицам, сдавать в аренду, отчуждать. Порядок приватизации определяется ими в
соответствии с законодательством.
Финансирование расходов федерального бюджета на территории
субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального
казначейства, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на
территории и подлежащих зачислению в государственный бюджет.
Главным направлением использования региональных финансов
является финансовое обеспечение социальной и, частично, производственной
инфраструктуры. Кроме бюджетных ассигнований, для этого привлекаются и средства
субъектов хозяйствования (предприятий, организаций).
На современном этапе в РФ неуклонно повышается роль
региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они
получили большие права в области руководства жилищным строительством,
коммунальным хозяйством, народным образованием, здравоохранением, проводят
мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области
дорожного строительства.
Основной составной частью региональных финансов, безусловно,
являются: во-первых, региональные бюджеты, во-вторых, средства хозяйствующих
субъектов, к которым относятся финансовые ресурсы предприятий, фирм,
организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и
жилищно-коммунальных объектов.
Третьим компонентом региональных финансов являются
территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов
служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения,
специальные сборы (например, страховые), поступления из централизованных
внебюджетных фондов (например, пенсионного и др.). Внебюджетные фонды чаще
всего имеют целевое назначение.
Региональные внебюджетные фонды формируются законодательными
органами субъекта РФ за счет следующих источников:
·
добровольные
взносы и пожертвования юридических и физических лиц;
- административные штрафы за
загрязнение окружающей среды и другие нарушения природоохранного
законодательства;
- административные штрафы за порчу
историко-культурного наследия;
- доходы от проведения местных
займов и лотерей, аукционов.
Средства внебюджетных фондов используются на следующие цели:
·
строительство
объектов социально-бытового назначения;
- благоустройство территории;
- затраты, связанные с ростом
текущих расходов регионального бюджета;
- создание и содержание объектов
общерегионального значения.
Функционирование и развитие финансов субъекта РФ основываются
на концепции региональной экономической и финансовой политики.
Основные цели региональной финансовой политики:
·
обеспечение
основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом
пространстве;
- обеспечение единых минимальных
социальных стандартов и равной социальной защиты;
- выравнивание условий
социально-экономического и финансового развития регионов;
- приоритетное развитие регионов,
имеющих особо важное стратегическое значение;
- становление и обеспечение
гарантий местного самоуправления.
Региональная финансовая политика во многом зависит от системы
территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства
региона и обеспечивается следующими методами:
- финансирование модернизации
структуры индустриально развитых районов;
- обеспечение условий для
привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к
созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию
производств, в продукции которых заинтересована экономика;
- привлечение инвестиций регионов
и иностранных государств в развитие общероссийской инфраструктуры и ее
включение в систему мировых коммуникаций;
- обеспечение государственного
регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего
условия предпринимательской деятельности в различных районах.
Важнейшими исходными пунктами этой
политики являются
прогнозирование платежеспособного спроса и его региональное
распределение, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка
финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного
финансового потенциала для решения важнейших проблем.
Основными формами реализации региональной финансовой политики
наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с
долевыми государственным являются:
- участие государственных финансовых ресурсов в наиболее
эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной
систем их реализации;
- размещение федеральных заказов на поставку продукции для
общегосударственных нужд;
- финансовая поддержка наукоемких производств и развитие
высоких технологий;
- создание финансовых условий для формирования свободных
экономических зон и технополисов в регионах, высокий научный и кадровый
потенциал, а также развитую инфраструктуру;
- финансовое содействие малому и среднему бизнесу.
Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и
субъектами, а также органами государственной власти и местного самоуправления
направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения регионов и
муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ
постоянных финансовых, а прежде всего, налоговых доходов для самостоятельного
формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные финансовые потоки
между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой
поддержки регионов, способных к самофинансированию.
Бюджет субъекта РФ представляет собой форму образования и
расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций,
отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ свод бюджета региона и
бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в
сфере регулирования бюджетных правоотношений заключаются в:
- установление порядка составления и рассмотрения проектов
бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов, осуществлении
контроля за их исполнением и утверждении отчетов об исполнении;
- составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ,
консолидированных бюджетов, утверждении и исполнении бюджетов, осуществлении
контроля за исполнением и утверждении отчетов об исполнении бюджетов субъектов
РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;
- распределение доходов от региональных налогов и сборов,
иных доходов субъектов РФ между региональным бюджетом и местными бюджетами;
·
определение
порядка направления в бюджет субъектов РФ доходов от использования
собственности доходов от налогов и сборов субъектов РФ, иных доходов бюджета;
- разграничении полномочий по
осуществлению расходов между
уровнями бюджетной системы;
·
установлении
порядка и условий предоставления финансовой
помощи, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в бюджет
субъектов РФ и из него в местные;
·
осуществление
государственных внутренних заимствований
субъектов РФ, проведении внутренних и внешних заимствований и
управлении государственным долгом субъектов РФ;
Доходы регионального бюджета формируются за счет собственных
и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке
регулирования местным бюджетам, доходов от использования имущества,
находящегося в собственности субъекта РФ, и доходов от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении региона, иных
неналоговых доходов.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:
1.
собственные
налоговые доходы от закрепленных региональных налогов и сборов, перечень,
ставки, пропорции и разграничения которых определяются на основе налогового
законодательства РФ, закона о бюджете РФ на очередной финансовый год и порядка
формирования доходов местного бюджета;
2. отчисления от регулирующих
налоговых доходов поступающих от федеральных налогов и сборов, распределенных к
зачислению в бюджеты субъектов РФ, по нормативам, определенным федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением
доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного
регулирования местным бюджетам.
В неналоговые доходы региональных бюджетов поступает часть
прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов
и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами
субъектов РФ.
В соответствии с полномочиями законодательных
(представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ по формированию
доходов бюджета:
·
вводятся
региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним,
предоставляются налоговые льготы в пределах регионального налогового
законодательства;
- предоставляются налоговые
кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных
платежей в бюджеты субъектов РФ в пределах лимитов предоставления
кредитов.
Расходы региональных
бюджетов. Формирование расходов бюджетов субъектов РФ базируются на единых
методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности,
фактических затратах на оказание государственных услуг.
2. Контрольно-ревизионный
аппарат в Московской области
2.1. Финансовый контроль
Изменилась система
контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением
системы политической власти и установлением власти Президента Российской
Федерации организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным
управлением Президента Российской Федерации.
На основании Конституции РФ
1993 г. (ст. 101-103) палаты Федерального Собрания РФ образуют Счетную палату
РФ. Подобные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.
Сформированы также новые
органы финансового контроля: органы государственной налоговой службы,
государственного страхового надзора; функции финансового контроля осуществляют
и созданные в 1990-х гг. органы федерального казначейства. Широкое развитие
получил контроль в новой форме - аудиторской деятельности, проводимой
независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской
деятельности.
Преобразования в системе
банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений
обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на
особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и
надзора.
Впоследствии меры по
совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль,
продолжались: Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство
РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих
государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость
укрепления государственного финансового контроля, чему призван способствовать
намеченный к принятию Федеральный закон "О государственном финансовом
контроле в Российской Федерации".
Проблемы, связанные с
собиранием и расходованием государственных финансовых ресурсов обусловили
создание Межведомственного совета по государственному финансовому контролю,
обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других
платежей в федеральный
бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля
за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных
внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены
руководители финансово-контрольных и экономических органов, в том числе министр
финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и
др. Председатель Совета - министр финансов. В работе Совета могут
принимать участие представители Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ
России и др. заинтересованных органов.
Страницы: 1, 2, 3
|