Государство в рыночной экономике
Министерство общего и профессионального образования
РФ
Ивановский Государственный Университет
Кафедра политической экономии
Реферат
на тему:
Государство в рыночной экономике.
Выполнил: студент 2 курса 2 группы
бюджетного отделения заочного обучения
Бородавко А. Е.
Иваново 1998
Оглавление:
Введение.................................................................................................. 3
1)
История эволюции
представлений о роли государства в экономике.... 3
·
Меркантелисты
·
Классическая теория
·
Кейнсианская теория
·
Неоклассическая теория
2)
Функции государства в
экономике......................................................... 6
·
антитрестовское
регулирование
3)
Методы государственного
воздействия на рынок................................. 8
·
государственные расходы
·
налогообложение
·
государственное
регулирование
·
государственное
предпринимательство
4)
Проблемы и ограничения
государственного вмешательства............... 11
·
дерегулирование и
приватизация
·
государственное
регулирование в сельском хозяйстве
Заключение............................................................................................ 15
Список использованной литературы.............................................................. 16
3
Введение.
Проблема государственного вмешательства в
экономику является, по моему мнению, основной для любого государства,
независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В
распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и
обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о
регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В
таком случае речь идет о замещениии всего многообразия форм собственности и
способов ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» одной единственной
формой собственности – государственной, а ответ на основной экономический
вопрос – строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле
показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном
хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния.
Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и
распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно
распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается
в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно
балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная
система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со
стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика
просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно
превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую
надстройку, тормозящую развитие экономики.
1.
Эволюция
представлений о роли государства в экономике.
а) Меркантелисты.
История государственного регулирования
восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была
школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в
экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны –
количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать
импорт.
4
б) Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о
роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах
богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил (принцип
"laissez faire") создает гармоничное устройство»[1].
В соответствии с классическим подходом
государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его
собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо
не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем
описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление
предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей
силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как
его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов
хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические
свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и
свобода торговли.
в) Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего
спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг
взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной»
так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории,
государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у нее
свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход
экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на
рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов –
перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая
кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и другое. Гибкая
кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших
барьеров – неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс,
путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы
реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и
рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал
государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать
нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет
социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования
являются:
– высокая доля национального дохода,
перераспределяемая через госбюджет;
5
– создание обширной зоны государственного
предпринимательства на основе образования государственных и смешанных
предприятий;
– широкое использование бюджетно-финансовых и
кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры,
сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого
уровня занятости.
Модель государственного регулирования,
предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более
чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало
проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и
объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть
устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста
национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба
накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились.
Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не
могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только
раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла
кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая,
неоконсервативная модель регулирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|