Таким образом, хотя каждый производитель
должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении
производителей многих аграрных продуктов.
Существуют и механизмы защиты от дешевого
импорта и поощрения экспорта. Это означает, что при ввозе устанавливается
ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же
государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой
мирового рынка.
Надо заметить, что данная политика
спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы
продовольствия, с другой недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их
прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия
получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят
концы с концами.
15
Таким образом, сельское хозяйство остается
слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение
дел в сельском хозяйстве останется неизменным.
Заключение.
Изучение данной темы дает обильную пищу для
размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений
экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых
правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на
микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она
поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных
условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства,
то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной
для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее
приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно
вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является
необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в
экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает
предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности
общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту
малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой
стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно
ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это
было во Франции в конце 70-х – начале 80-х годов. Из-за слишком активного
государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы
экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и
дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.
Как мне кажется, основная задача государства
состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную
экономику.
16
Список
использованной литературы.
1. В.
Варга, «Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, № 10-11, 1992.
2. В.
Максимова, А. Шишов, «Рыночная экономика. Учебник», Москва, СОМИНТЕК, 1992.
3. В.
Папава, «Роль государства в современной экономической системе», Вопросы
экономики, № 11, 1993.
4. Е.
Чувилин, В. Дмитриева, «Государственное регулирование и контроль цен в
капиталистических странах», Москва, «Финансы и статистика», 1991.
5. Заставенко,
Райзберг, «Государственные программы и рынок», Экономист, № 3, 1991.
6. И.
П. Мерзляков, «О становлении рыночной экономики», Финансы, № 1, 1994.
7. К.
Макконнелл, С. Брю, «Экономикс», Таллинн, 1993.
8. Лившиц,
«Государство в рыночной экономике», Российский экономический журнал, № 11-12,
1992, №1, 1993.
9. С.
Холланд, «Планирование и смешанная экономика», Вопросы экономики, № 1, 1993.
Сдавался: Ивановский Гос. Университет, кафедра
политэкономии, сентябрь 1998 года.
Принял: доцент Разгон В.И. (его же рецензия
(представлена в оригинале со всеми «оборотами», подчёркиваниями и некоторыми
ошибками)).
Рецензия:
Бородавко А.Е.
Государство в рыночной экономике.
Стр. 5 Заголовок «Неоклассическая теория»
Во-первых, не названы фамилии её основателей
Во-вторых, в тексте рассматривается «неоконсервативная модель», а не
сама теория.
Роль государства в эк-ке раскрыта довольно подробно.
Привлечённые периодич. Издания датируются 1991-1993 годами, одна статья
1994 г. С того времени вышла масса новых статей о роли гос-ва.
Неплохо изложены разделы 2 и 3. В ряде случаев высказывается собств.
мнение.
Вопрос:
Чем отличаются субсидии от субвенций?
Стр. 13-14. «Перескок» с проблем развитых стран на российское
сельское хозяйство
В целом тема раскрыта.
Следует дополнить работу современным материалом: 2-3 источника
1997-1998 гг.
Например: «Гос-во в меняющемся мире...» Вопросы экономики, 1997, №7.
(подпись) 30.09.98.
Примеч.: Предоставленный реферат и рецензию сохранить
Доработать
(подпись)
Доработка:
Дополнить к оглавлению пункт 4.1: «Возрастающая ответственность государства».
4.1.
Возрастающая
ответственность государства.
Пытаясь объективно оценить текущий момент
радикального реформирования российской экономики, происходящего уже более семи
лет, нельзя прежде всего не отметить определенное объединение соответствующих
оценок, которые дают самые разные общественные и политические силы. И в
президентском послании-98 Федеральному Собранию, и в ряде последних документов
обеих парламентских палат по вопросам курса экономических преобразований, и в
программах различных партий и движений, и в наработках коллективов ученых и
специалистов отчетливо ощущается осознание абсолютной, безальтернативной
необходимости серьезной корректировки реформационных стратегии и тактики в направлении
усиления роли государства в создании в России современной системы рыночного
хозяйства.
Это осознание, несомненно, отчасти проистекает
из более трезвого взгляда на главные процессы, разворачивающиеся в той самой
«современной цивилизации», вхождение в которую Россия провозгласила с началом
реформ. Опыт высокоразвитых стран наглядно демонстрирует следующие
закономерности эволюции взаимодействия государства и экономики:
1) сохранение существенного удельного веса
государственной собственности, а то и рост государственного присвоения и
потребления (только сфера финансово-бюджетного «огосударствления» охватывает
от 30 до 70% ВВП, в том числе в США — 40%);
2) интенсификацию государственного регулирования
хозяйственной деятельности предприятий, движения финансовых потоков,
формирования доходов и расходов юридических и физических лиц (финансовую «прозрачность»
коммерческой, семейной и личной жизни);
3) кардинальное изменение структуры и значимости
регуляторов рыночных отношений в пользу инструментов корпоративно-монополистического
и государственно-монополистического контроля;
4) все более ощутимое включение во взаимоотношения
государства и экономики «третьей силы», представленной общественными
(профсоюзными и предпринимательскими) объединениями;
5) «социализацию» капиталистической системы;
6) государственную поддержку ключевых направлений
технологического прогресса и использования результатов научно-технической
революции для создания экономической базы так называемого общества массового
потребления.
Сегодня нелепо отрицать общемировую закономерную
тенденцию расширения сфер и углубления меры воздействия государства на развитие
национальных хозяйств, отнюдь не связанную, как до сих пор подчас пытаются
уверить россиян, с происками «аппарата» («номенклатуры», «чиновничества»)[5].
Тенденция существенна, она коренится в
реальных потребностях общества, во внутреннем единстве общественных и
индивидуальных цивилизационных начал.
Главное же, конечно, состоит в том, что
рассматриваемый знаменательный сдвиг в российском общественном сознании
является его реакцией на конкретные народнохозяйственные итоги семи лет
реформирования, исходившего из модели тотально деэтатизированной экономики[6]. Теперь уже не на абстрактно-теоретическом,
а на конкретном уровне доказано: практическая реализация этой модели
(основанной на форсированной, с перспективой «нуллификации», минимизации
государственного сектора, на одномоментной всеобщей либерализации внутренних и
внешних экономических отношений, на сознательном отказе от проведения сильной
структурной и промышленной политики, и т.п.) оборачивается политикой тотального
государственного подавления отечественной экономики. Речь идет о политике
консервации спада производства и дальнейшего ухудшения народнохозяйственной
структуры, блокирования инвестиционного подъема и исключения перехода к экономическому
росту.
В условиях трансформационного движения
общества к рыночной экономике государство призвано решить прежде всего
следующие три главные задачи:
1) сохранить наличный потенциал производительных сил;
2) сформировать рыночную инфраструктуру и рыночную среду;
3) уменьшить социальную цену реформирования.
Решение этих задач, равно как и задачи налаживания
новых федеративных экономических отношений, требует усиления экономической
роли государства, реализуемой, правда, в ряде новых функций (а значит, и посредством
другого хозяйственного механизма и на иной законодательной основе). В рыночных
обстоятельствах экономика и общество в целом нуждаются в таких госфункциях,
как организующе-созидательная, бюджетно-налоговая, распределительно-регулирующая,
социально-защитная, контрольная, правоохранительная, обеспечения
государственной безопасности и национальной обороны. Кроме того, в
преобразованном виде сохраняются функции государства в качестве эффективного
собственника и управляющего субъекта — при тех, разумеется, ограничениях,
которые вытекают из конкуренции, существования негосударственных форм
собственности и гражданских правоотношений.
Упразднение системы централизованного
планового управления, в частности, ликвидация многих производственных
министерств и ведомств, вовсе не освобождает государство от необходимости
решения проблемы создания эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения
материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от миссии
регулирования экономических процессов, включающего макропрограммирование и
макропрогнозирование, в том числе с помощью инструментов индикативного, т.е.
недирективного характера, планирования[7].
Что касается главных «микро-» и
«мезоуровневых» объектов внимания государства, то ими на этапе создания
предпосылок для перехода к экономическому подъему должны, как я думаю,
послужить не только и не столько реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве,
сколько реформирование и реструктурирование предприятий, нацеленные на
капитализацию экономики, т.е. на восстановление и обеспечение расширенного
воспроизводства как крупного негосударственного (корпоративного, частного,
смешанного), так и государственного капитала при их оптимальном соотношении,
отвечающем историческим особенностям национальной российской промышленности и
традициям российского государства (всегда развивавшего «казенный» сектор в качестве
опоры частного капитала и предпринимательства, создававшего соответствующую
производственную инфраструктуру, трансконтинентальные средства транспорта и
связи, мощную систему государственных заказов). Я думаю, что для полного
успеха рыночных реформ экономика России в целом должна оставаться смешанной с
сохранением значительного по объему и дееспособного госсектора. Можно
надеяться, что прошедшая поспешная приватизация многих объектов
производственной сферы с насильственным раздроблением вертикальных структур сменится
в постприватизационный период частичным огосударствлением капитала и появлением
мощных государственно-частных корпоративных образований, в том числе финансово-промышленных
групп, что соответствовало бы технико-технологическим задачам модернизации
народного хозяйства и целям экономического роста[8].
Использованная
литература (дополнительно):
1. Винслав
Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. //
Российский экономический журнал. – 1997. – №1.
2. Глазьев
С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и
сценариях ближайшего будущего. // Российский экономический журнал. – 1998. –
№1.
3. Дудкин
В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию:
возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. – 1997.
–№10.
4. Реформы
глазами американских и российских учёных / Общ. ред. О.Т. Богомолова. – М.:
Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1996.
5. Шупыро
В. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ.
М., 1997.
[1] Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО № 11, 1992 г.,
С. 131.
[3] Economic Report of the President, Wash., 1989, P. 188.
[4] В. Варга
«Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, 1992г., № 11, С. 139.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|