рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Идеологи кооперации

Кооперация, по мнению Шульце - Делича, должна подправить капитализм, сделать его более прочным. Исходя из нужд мелких собственников, Шульце-Делич наметил схему последовательного создания кооперативов различных видов: вначале ссудо-сберегательные, которые должны были обеспечить ремесленников и торговцев кредитом и освободить их от ростовщиков, затем снабженческо-сбытовые и, наконец, производственные ассоциации (кооперативы), которые должны действовать наряду с частнокапи­талистическими и акционерными компаниями.

Однако такая схема спасения мелких собственников была осу­ществлена лишь частично в Германии. Как показало развитие не­мецкого кооперативного движения, широкое распространение сре­ди мелких собственников получили в основном кредитные коопе­ративы, которые впоследствии так и не преобразовались, за  редким  исключением,  в производственные.

Шульце-Делич  был категорически против  государственной помощи кооперации, поскольку исходил из необходимости естественного отбора лучших, наиболее сильных в хозяйственном отно­шении кооперативов. Поэтому в ссудо-сберегательных кооперати­вах (народных банках), организованных по инициативе Шульцс-Дслича, как и в акционерных обществах, основная часть прибыли распределялась в виде процента на внесенные членами паи, и лишь управление строилось на принципах кооперативной демократии.

Если Шульце-Делич понимал неизбежность развития капитализма и пытался при помощи кооперации создать наиболее благо­приятные условия для функционирования мелкого производства и торговли, то Ф. Райффайзен хотел остановить проникновение ка­питализма   в   деревню   по   религиозно-нравственным   мотивам. Ф. Райффазен видел, что капитализм разрушает старые патриархальные  отношения,   вызывает расслоение  деревень,  нищету, ожесточение, жажду наживы, зависть и преступление. Ф. Райффай­зен надеялся, что кредитный кооператив, оказывая помощь деше­выми кредитами беднякам, сможет поднять их до среднего уровня; и предотвратить расслоение крестьянства. Вместе с тем он рассчитывал, что тот же кооператив, взяв на себя заботу о сбыте кресть­янских товаров и закупке необходимых материалов и средств, производства, отгородит крестьянство от непосредственного сопри­косновения с рынком, который, по его мнению, гибельно влияет на человеческие нравы.

По инициативе и под влиянием Ф. Райффайзена в Германии возникли «сельские кредитные банки» или «сельские народны банки», которые распространились в других странах Европы по названием «кооперативов райффайзенского типа».

Райффайзенские кредитные кооперативы существенно отлича­лись от кооперативов ремесленников и торговцев, созданных в инициативе Шульце - Делича. Они обслуживали, прежде всего, кре­стьян, и в том числе бедных. В этих кооперативах отсутствовали (или были очень низкими) паевые и вступительные взносы, что делало их доступными для всех слоев сельского населения; дивиденд на паевые взносы (если таковые существовали) не выплачивался, а ссуды выдавались под личное, так называемое «моральное обеспе­чение (гарантию)» члена-пайщика. Устанавливалась неограничен­ная ответственность членов всем их имуществом перед кредитора­ми кооператива.

Как правило, сельский кредитный кооператив при его организации получал некоторый капитал для начала своей дея­тельности на благотворительных основах (от местных муни­ципальных органов, церкви и т.д.), а затем основными источни­ками его кредитных операций становились вклады членов-пайщиков и займы как у частных лиц, так и у отдельных орга­низаций и учреждений, в том числе у кооперативных союзов.

Интересно, что Ф. Райффайзен полностью отрицал потреби­тельскую кооперацию для крестьян на том основании, что каждый
крестьянин все предметы личного потребления должен произво­дить в своем хозяйстве и чем меньше он будет покупать и прода­вать, тем лучше.

Вскоре практика кооперативного движения внесла существен­ные поправки в организационные принципы сельскохозяйственной кооперации Ф.Райффайзена. Появились кооперативы сбытовые, снабженческие, по переработке и сбыту отдельных видов сельско­хозяйственной продукции. Последователь Ф. Райффайзена Гааз ввел паевой взнос, отказался от принципа бесплатности органов управления. Сельскохозяйственные кооперативы стали распреде­лять прибыли.

Вслед за Германией кредитные кооперативы начали возникать и развиваться в других странах. С 50 - 60-х годов XIX в. кредит­ные кооперативы появились в Италии, Австрии, Венгрии, Бельгии и России; с 80-х годов - во Франции; с 90~х годов - в США, Канаде, на территории нынешней Югославии (Сербии и Хорватии), Болгарии, Румынии; с начала XX в .- в Индии, Бирме, на Кипре, в Испании и Японии.

Так теория Ф. Райффайзена, очищенная жизнью от всего уто­пического, явилась обоснованием кооперативного капитализма в сельском хозяйстве. Объединяясь в различные формы кооперации, крестьянские хозяйства получили возможность выхода на капита­листический путь развития.

Таким образом, основатели либерально-буржуазного направ­ления кооперативных теорий Шульце-Делич и Райффайзен твердо стояли на позициях сохранения и упрочения частной собст­венности. Они лишь хотели внести коррективы в отношения круп­ных и мелких собственников с тем, чтобы улучшить капиталисти­ческий строй.

     В 50 - 60-х годах XX в, американские буржуазные экономисты Р. Миллер, X. Хэмфри и другие пытались развивать тезисы Шульце - Делича и Райффайзена в применении к современному состоя­нию капитализма. Одни предлагали улучшить государственно-монополистический капитализм путем распространения на круп­ные монополии кооперативного принципа демократического управления и контроля. Другие считали, что капитализм освобо­дится от своих недугов, если экономика капиталистических стран будет состоять из равных по силе трёх секторов: частного, государственного и кооперативного. Третьи уверяли, что капитализм бу­дет исправлен, если развить кооперацию до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения.

Легко заметить, что эти варианты кооперативного капитализма очень похожи на концепции «смешанной экономики», «уравнове­шивающей силы» и другие, которые появились в 40 - 70-е года нашего века в США, Англии и других странах.

Характерно, что все три основных направления кооперативно­го реформизма (кооперативный социализм, кооперативизм или кооперативная республика, кооперативный капитализм) не отрицали частной собственности, выступая лишь за ограничение злоупот­реблений крупных монополистических объединений и корпораций.

     Таким образом, кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась в 20-30 годы 19 века в Англии,  Франции, Германии, России, и

 других европейских странах.

Она включала в себя морально-этические нормы христианства идеи утопического социализма и экономического либерал), Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она пред­лагала вполне реальный механизм улучшения материального по­ложения трудящихся — создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное? средство решения всех социально-экономических проблем.

Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема коопера­тивного движения в Европе и других странах.

С наступлением постиндустриальной эры влияние коопе­ративной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты.

Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппа­раты) оказали большое влияние не только на социально ориентиро­ванную хозяйственную деятельность и демократическое управле­ние кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую ци­вилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Уникальная особенность кооперативной идеологии и коопе­ративной хозяйственной деятельности - их мирный созидатель­ный характер в отличие от революционной теории и практики раз­личных левых и правых экстремистских организаций, а также за­бастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разру­шение и насилие.

Вторая особенность кооперативной идеологии - поощрение многообразия различных форм и методов управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, за­щита прав и свобод личности, получивших частично реализацию и кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов. Третья особенность - разработка практических рекоменда­ций для кооперативных организаций в области коммерческой рабо­ты и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, уче­ные, практические работники занимаются конкретными проблема­ми повышения рентабельности и конкурентоспособности коопера­тивных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демо­кратии и усиления социальной активности широких масс коопера­торов.


Заключение.

 

Таким образом, в 20-30-е годы XIX в. благодаря пропагандистской и орга­низаторской деятельности Р.Оуэна, У.Кинга и других оуэнистов понятия "кооперативный", "кооперация", "кооператор", "кооператив" вошли в сознание многих рабочих, ремесленников, батраков и представителей наименее обеспеченных прослоек сред­них городских слоев Англии как символы различных обществ вза­имной помощи, сотрудничества, объединения, союза (отсюда "союзные лавки" У. Кинга) на долевых, паевых началах средств и труда группы трудящихся для защиты своих интересов.

Призывы У.Кинга нашли отклик у разорявшихся ремесленни­ков и частично рабочих. В 1827-1834 гг. они организовали около 500 кооперативов. Большинство их было создано в г. Брайтоне, где жил и работал У. Кинг. Эта массовая организация потребительских и производственных кооперативов ("союзных лавок") известна в истории Англии под названием "брайтонбвской волны". Однако английские ремесленники и рабочие, находящиеся в крайней нуж­де, не могли длительное время отрывать от себя последние средст­ва для созданий "фонда общин". Недостаточный учет принципа материальной заинтересованности вскоре привел к развалу и этих кооперативов.

Английские промышленные рабочие в 30-40-х годах основные усилия направили на создание профсоюзов и участие в первом мас­совом сознательном политическом движении рабочего класса, ко­торое получило название "чартистское" от слова хартия. Основное требование чартистов - всеобщее избирательское право, с помо­щью которого они надеялись захватить политическую власть и улучшить свое положение. В 1842 г. всеобщая стачка чартистов, местами перераставшая в восстание, потерпела поражение.

Рабочие вновь обратились к экономическим формам борьбы, укреплению профсоюзов и созданию кооперативов. Но теперь, наученные неудачами предшествующего периода, рабочие Рочдей-ля, Лидса и других промышленных городов и поселков Англии, создали кооперативы, которые учитывали принцип материальной заинтересованности и оказывали, хотя небольшую, но очень, нуж­ную рабочим материальную помощь.

     Зарождение   и   развитие   кооперативного    движения неотделимо от пропагандистской и организаторской деятельности основоположников   потребительской,   производст­венной и кредитной кооперации.

Сами понятия - кооператив, кооперация, кооперативное дви­жение, возникли в ходе экспериментов по созданию различных объединений взаимопомощи трудящихся, «поселков единения и кооперации» Роберта Оуэна или свободных «ассоциаций», «фалан­стеров» (промышленно-землевладельческих общин) Шарля Фурье.

Уильям Кинг, Филипп Бюше, Луи Блан Герман Шульце-Делич и Фердинанд Райффайзен и другие идеологи, занимаясь коопера­тивным движением всю свою сознательную жизнь, разработали уставы, различные нормы и правила управления хозяйственной и финансовой работы, счетоводства (бухгалтерского учета и анали­за), которые помогли кооперативам стать конкурентоспособными общественно-хозяйственными организациями.

Огромную позитивную роль кооперативные идеологи сыграли в законодательном признании кооперации государством в середине XIX века, в защите интересов кооператоров в национальных и ме­стных органах власти, в создании первых национальных коопера­тивных союзов.

Кооперативные идеологи были также первыми историками, журналистами, учеными и популяризаторами кооперативной фор­мы хозяйствования. Они оставили огромное литературное наследство о формировании и развитии кооперативного движения и коо­перативного сектора экономики в странах Европы.

В 70-80-е годы в странах Европы, Японии стала распростра­няться практика захвата рабочими предприятий, брошенных обанкротившимися владельцами, и создание на их базе производ­ственных кооперативов. Это явление рассматривалось кооператив­ными социалистами как дополнительный аргумент в пользу строи­тельства кооперативного социализма через развитие производст­венной кооперации. Причем, правительство в Англии, например, охотно помогало кредитами таким кооперативам, поскольку эти займы были меньше, чем пособия по безработице.

В основе очередного в 80-х годах варианта «кооперативного социализма» лежала идея Ф. Бюше, Л. Блана и Ф. Лассаля о произ­водственной кооперации как главном средстве преобразования ка­питалистического общества. Этой концепции были посвящены ра­боты Д. Уоткинса «Индустриальная общественная собственность»: (1978   г.);   Дж.   Брея   «К   экономике,   управляемой   рабочими»

( 1978 г.); М. Гойдера «Социализм завтра: современное мышление лейбористской партии» (1980 г.); Р. Соутелла «Как преобразовать общество на кооперативной основе» (1980 г.); Дж. Радиса «Об­щинный социализм» (1980 г.) и др.

На этот раз оживление в разработке и рекламировании идей кооперативного социализма было связано с ускоренным развитием, почти бумом, производственной кооперации в 80-х годах в таких странах как Англия, Франция, Испания, Италия и др. Дело в том, что мелкие и средние предприятия, оснащенные высокопроизводи­тельным, малогабаритным оборудованием, стали успешно конку­рировать с крупными, что облегчало создание производственных кооперативов. В эти годы усилилась общемировая тенденция раз­укрупнения предприятий-гигантов, создания вокруг главного пред­приятия сотен мелких и мельчайших индивидуальных и коопера­тивных производственных единиц,

Получили широкую известность в мире успешно действовав­шие в 80-е годы многоотраслевой производственный кооператив Мондрагон в Испании и «Лонго Мэй», объединявший в 1980 г. 16 кооперативных обществ Австрии, Франции и Швейцарии.

Однако сравнение темпов роста и объемов хозяйственной дея­тельности кооперативного и частного сектора в промышленности не дает основания утверждать, что производственная кооперация в ближайшем историческом будущем сможет доминировать в про­мышленности.

Отдельные производственные кооперативы в
Европе работали рентабельнее, чем частные предприятия, а в Венг­рии, например, производственная кооперация в целом действовала
эффективнее, чем государственная легкая и пищевая промышлен­ность. Так, в 1976-1980 гг. среднегодовой выпуск продукции коо­перативной промышленности увеличивался на 6,5%, а государст­венной - на 4,6%.

Однако эти факты были временным явлением и не представля­ли общую закономерность. Успешная деятельность предприятий как известно зависит не только от его организационно-правовой формы, но и от менеджмента, квалификации работников, конъюнк­туры рынка, местоположения, рекламы и т.д.

     Кооперативная идеология или кооперативная мысль появилась в 20-30 годы 19 века в Англии,  Франции, Германии, России, и

 других европейских странах.

Она включала в себя морально-этические нормы христианства идеи утопического социализма и экономического либерал), Кооперативная мысль носила прагматический характер. Она пред­лагала вполне реальный механизм улучшения материального по­ложения трудящихся — создание кооперативов различных видов, но заблуждалась, рассматривая кооперативы как универсальное? средство решения всех социально-экономических проблем.

Наибольшего распространения кооперативный реформизм достиг в 20-60 годы нашего столетия в период подъема коопера­тивного движения в Европе и других странах.

С наступлением постиндустриальной эры влияние коопе­ративной идеологии пошло на убыль, поскольку многие социальные цели, к которым стремились кооперативные реформаторы, были достигнуты.

Вместе с тем кооперативные идеи, традиции, кооперативный образ жизни, кооперативная культура, (ее просветительный, образовательный, пропагандистский, научно-исследовательский аппа­раты) оказали большое влияние не только на социально ориентиро­ванную хозяйственную деятельность и демократическое управле­ние кооперативов, но и внесли значительный вклад в мировую ци­вилизацию, в формирование общечеловеческого суперэтноса.

Уникальная особенность кооперативной идеологии и коопе­ративной хозяйственной деятельности - их мирный созидатель­ный характер в отличие от революционной теории и практики раз­личных левых и правых экстремистских организаций, а также за­бастовочных действий профсоюзов, в которых преобладает разру­шение и насилие.

Вторая особенность кооперативной идеологии - поощрение многообразия различных форм и методов управления и хозяйствования, терпимость к социальному статусу, политическим взглядам и религиозным воззрениям членов кооперативов и всех людей, за­щита прав и свобод личности, получивших частично реализацию и кооперативах, поддержка общенародных, национальных интересов. Третья особенность - разработка практических рекоменда­ций для кооперативных организаций в области коммерческой рабо­ты и социальной политики. В условиях обострения конкуренции с транснациональными корпорациями кооперативные лидеры, уче­ные, практические работники занимаются конкретными проблема­ми повышения рентабельности и конкурентоспособности коопера­тивных предприятий, вопросами сохранения кооперативной демо­кратии и усиления социальной активности широких масс коопера­торов.


     Список использованных источников.

 

1.                        Теория кооперации.   Учебник для кооперативных вузов, М.
1982.

2.           Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М., 1925 (Репринтное воспроизведение этого издания в 1989 г.).

3.           Творцы кооперации. Сборник. Изд-во Московский рабочий, М., 1991.

4.           Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1, Москва,
 1995.

5.                        Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации.
М. 1997.

6.                        Закон о кооперации. М. 1998 г.

7.                        Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». М. 1997.

8.           Федеральный  закон о производственных кооперативах.  М.
1996.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.