Имидж менеджера и пути его совершенствования
Содержание
Введение________________________________________________________________1
Глава 1
Формирование понятия
имиджа___________________________________________3
Глава 2
Практические рекомендации по
созданию имиджа____________________________7
2.1 Внешний
вид_________________________________________________________7
2.2. Три стиля
одежды___________________________________________________8
2.3Одежда для деловой
женщины_________________________________________10
Сочетание
цветов______________________________________________________12
Аксессуары____________________________________________________________13
Обувь________________________________________________________________14
Макияж______________________________________________________________15
2.4 Одежда для деловых
мужчин_________________________________________17
Рубашка______________________________________________________________17
Обувь и
носки__________________________________________________________18
Галстуки______________________________________________________________18
2.5 Деловые возможности
голоса_________________________________________19
Глава 3
Этикет менеджера
_____________________________________________________22
Деловые отношения
____________________________________________________ 23
Взаимодействия менеджера с
окружающими ______________________________24
Деловая переписка
______________________________________________________26
Визитная карточка
_____________________________________________________26
Практическая часть
____________________________________________________28
\Заключение
___________________________________________________________30
Список используемой
литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Введение
Имидж — это искусство
управлять впечатлением.
Э. Гофман
Часть культуры
делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Без этого наивно
рассчитывать на достойную репутацию в обществе. Слово "имидж" прочно
вошло в наш язык, оно употребляется в разговорной речи, встречается в прессе.
Но еще есть деловые люди, которые не придают значения своему имиджу или уделяют
ему второстепенное значение.
Техника
элегантного общения подвластна каждому, кто настойчиво упражняется в мастерстве
овладения этим искусством. Делать самого себя — наиболее сложная работа, но она
и очень интересная.
Помочь в формировании собственного
имиджа могут имиджмейкеры — специалисты по формированию имиджа.
Хочется
привести в пример предвыборную кампанию президента Ельцина в 1996 году. Тогда с
помощью грамотной работы его имиджмейкеров его популярность среди населения
бывшая не более 5% поднялась до 50%, что и позволило ему тогда выиграть
президентские выборы.
Однако часто в
нашей стране имидж лидера не строится, а пристраивается к нему. Имиджмейкеры
работают в режиме пристройки к уже имеющимся возможностям руководителя, так как
большинство наших лидеров считают, что они и так наделены харизмой. Роль
руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно
возможной помощи имиджмейкерам, т.е. к полной открытости навстречу им,
готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий.
Руководители же часто настолько психически зажаты, что не способны это делать.
И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от
скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым.
Какая-либо
самоуверенность и стереотипное поведение негативно воздействуют на восприятие
людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе
отношении. Во многих случаях имидж — это результат умелой ориентации в
конкретной ситуации, а поэтому — правильного выбора своей модели поведения.
Во время
общения между людьми складывается определенное мнение о другом человеке или
объекте, и сформированное в сознании или в подсознании отношение формирует
определенную готовность действовать применительно к этому объекту (человеку)
определенным образом.
Так, например,
если некий объект (человек, предмет) Вам нравится (таково Ваше положительное к
нему отношение), то Вы будете стремиться к этому объекту, стремиться находиться
рядом с ним или обладать им. И наоборот, если некий объект Вам совсем не
нравится (вызывает у Вас отрицательные чувства), то Вы будете стремиться
уходить от этого объекта, избегать контактов с ним.
Значит,
сложившееся о человеке мнение окружающих будет определять и их психологическую
готовность действовать в отношении него определенным образом, причем
действовать подчас на подсознательном уровне.
И тогда
получается: если Вы хотите, чтобы у людей в отношении Вас была готовность
действовать таким-то образом (допустим, разговаривать с Вами почтительно), а не
иным (допустим, вообще не разговаривать с Вами, игнорировать Вас), то надо и
соответствующую установку на себя у них сформировать. Для этого надо, чтобы у
них было определенное мнение о Вас.
Как известно,
менеджеру приходится все время иметь дело с людьми, а от их отношения к
личности руководителя во многом зависит успех предприятия.
Поэтому от менеджера требуется
воспитать в себе постоянное умение вести себя в обществе, умение создавать в
глазах окружающих то, что называют своим неповторимым лицом, образом, имиджем.
Роль имиджа в
деловом мире огромна. Это воистину волшебная палочка делового человека. Имидж —
это своего рода фирменный знак. Чем лучше он представлен, тем выше репутация
человека. А она является ключом к решению многих жизненных и деловых проблем.
Глава
1
Формирование понятия имиджа
Имидж (англ. image, от лат. imago – образ, вид), целенаправленно
формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), признанный оказать
эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо.[1]
С тех пор, как у человека зарождается самосознание,
чувство “Я” и способность воспринимать другого как подобного себе, возникают и
«имиджевые» вопросы: как я выгляжу в глазах другого человека? Что он обо мне
думает? Как оценивает? Сравнительно рано в истории человечества появились и
люди, специализирующиеся на деятельности, которую сегодня именую имиджмейкингом.
Первымтеоретиком имиджа считают
Макиавелли. Это – один их тех немногих умов, которым свойственно
обостренное «чувство имиджа». Макиавелли обращался к
самому государю, то есть он выступал в
качестве имиджмейкера-консультанта, полагая достаточным дать государю совет[2].
По
Джеймсу, имидж человека – это его социальное «EGO», то, чем признают данного
человека окружающие. Мы не только стадные животные, жаждущие пребывать на виду
у наших близких, но мы имеем прирожденное желание привлекать к себе внимание
посторонних и производить на ближних выгодное впечатление. Нельзя бы и придумать
более жестокого наказания — будь это вообще физически осуществимо — как если бы
кто-нибудь, свободно вращаясь в общества, оставался абсолютно никем не
замечаемым. Представьте себе, что никто при вашем входе не оборачивался бы к
вам, никто не отвечал бы на ваши речи, все оставляли бы без внимания ваши
поступки, игнорируя самое ваше существование; ведь, вы не замедлили бы впасть в
такое бешенство и бессильное отчаяние, по сравнение с которыми любая физическая
мука была бы облегчением.
С развитием общества, возникновением новых наук
понятие имиджа начинают рассматривать с разных сторон.
Человек (группа, организация), а также рыночно или
политически и социально ориентированные результаты его деятельности: идеи,
товары, услуги. Все это составляет объект имиджа. Понятие объекта имиджа
соотносится с его содержанием. В качестве объекта имиджа может выступать все,
что способно произвести определенное впечатление на некоторое число людей.
Именно способность производить социальное впечатление является основным
свойством объекта имиджа. Люди, в сознании которых формируется имидж данного
объекта (целевые группы, сегменты потребительского рынка, категории
избирателей). Это – субъект имиджа. Как правило, субъект имиджа является
коллективным.[3]
В экономике с этим понятием первыми активно в
практическом аспекте начали работать зарубежные экономисты, занимающиеся
предпринимательской деятельностью. Известно, что в 60-е годы американский
экономист Болдуинг ввел в оборот понятие «имидж» и обосновал его необходимость
в деловом преуспевании. Впоследствии имидж был взят на вооружение зарождающейся
политологией, специалисты которой сделали имиджирование важной составляющей
своей работы.
В настоящее время имидж стал ходовым товаром у всех,
кто занимается предпринимательской и особенно политической деятельностью. В
связи с постоянно возрастающим спросом на профессиональное имиджирование стало
возможным появление новой профессии - имиджмейкер, то есть специалист по
созданию имиджа личности и различных деловых и политических структур.
В переводе с английского слово «имидж» обозначает -
образ или изображение. Тогда, как на самом деле это преднамеренно создаваемое
визуальное впечатление о личности или социальной структуре, именно впечатление,
а не оценка, как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается
на такой первоначальной познавательной стадии, как представление. Можно
говорить о том, что имидж располагается в подсознательной сфере или в слоях обыденного
сознания. Тогда в чем же его доступность для восприятия людьми и что позволяет
ему задерживаться в их сознании? Имидж, как конкретная психологическая
продукция, является ценностным стереотипом, социальной установкой и конечно
мечтой, к которой стремятся. Не всегда семантическое толкование какого-либо
понятия однозначно приемлемо. Например, для многих учителей, учеников и их
родителей школа давно уже перестала быть «домом радости» (в переводе с
греческого «школа» - дом радости), они уже не вкладывают в это понятие подобный
смысл. В «Толковом словаре» В.Даля понятие «облик» имеет следующее
разъяснение: «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица, физиономия».
По тому же В.Далю «образ» обозначает: «вещь подлинную или снимок с нее, точное
ее подражание». Таким образом, и в русском, и в английском толковании понятие
«образ» семантически гораздо беднее понятия «облик», что дает возможность
признать последнее понятие в качестве ключевого понятия имиджелогии. Исходя из
культурных традиций и национального менталитета русского человека, внешний
образ только тогда является достаточным, когда он находится в гармонии с
духовным внутренним миром личности. Поэтому в политической рекламе имидж
часто выступает как образ, наделенный характеристиками, совершенно далекими
от реальной сущности личности. Не случайно есть его понимание как идола
времени или «легенды», или представителя какой-то социальной страты, например,
супермен или плейбой. Все это совершенно неприемлемо для практики бизнеса. В
данном виде профессиональной деятельности другие правила общения с людьми и
оказания на них целевого воздействия, нежели чем на политической арене или
театральных подмостках. Но это не освобождает менеджера и особенно высших административных
уровней от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости
серьезной работы над ним.
Конечно, никто не потребует от менеджера быть похожим
на фотомодель или античную статую, однако умение пользоваться внешними данными
весьма важно при работе с людьми. Психологи отмечают, что красивый человек
более уверен в себе и способен произвести хорошее впечатление на оппонента.
Однако отсутствие привлекательной внешности не закрывает дорогу к формированию
положительного имиджа. Личность может компенсировать недостаток одних качеств
развитием и подчеркиванием других. Обаяние - это не только приятная внешность,
но и умение общаться, слушать собеседника, одеваться со вкусом, вести себя соответственно
правилам этикета.
Имидж - как увеличительное стекло, позволяет наиболее
зрительно проявиться деловым и личностным качествам человека. Благодаря ему
можно привнести в повседневное общение комфорт, создать доброжелательную
обстановку в рабочем офисе.
Менеджерская деятельность немыслима без располагающего
облика того, кто занимается организацией и общением с клиентами. Сегодня очень
сложно стать магнетически привлекательным менеджером, но еще больше возникает
трудностей у того менеджера, который не стремится к достижению быть таковым.
Имиджелогии - сугубо прагматическая дисциплина. Блез Паскаль как-то писал о
соотношении «способа убеждать» и «способа понравиться», отмечая при этом, что
из двух этих способов воздействия на людей наиболее эффективный - последний.
Глава 2
Практические рекомендации по созданию имиджа
Профессионалы по созданию имиджа считают, что люди судят о нас по внешнему
впечатлению, которое мы производим в течение первых пятнадцати секунд общения.
Именно такие качества личности как внешность, голос и умение вести диалог,
могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни. Если ваш
внешний вид не внушает почтения или ваша манера держаться оставляет желать
лучшего, то партнеры или клиенты просто не захотят в дальнейшем поддерживать с
вами деловые взаимоотношения. И вовсе не потому, что ваше общение было
непродуктивным, а потому, что что-то в вашей манере говорить или в вашей
внешности поставило барьер между вами и деловыми партнерами.
2.1.
Внешний вид
Как известно, люди формируют свое мнение о вас уже в течение первых секунд,
просто бросив взгляд - даже до того, как вы откроете рот и произнесете первое
слово. Организовываете вы деловую презентацию, встречу с клиентом или
партнером, выступаете или общаетесь с коллегами по работе - в любом варианте
очень важно, какое впечатление вы производите. Если ваша внешность привлекательна,
то вы можете уже с самого начала привлечь к себе внимание клиентов, и точно
также можно оттолкнуть от себя человека, если ваш внешний вид неуместен.
Но просто иметь соответствующий внешний вид еще не самое главное. Необходимо,
чтобы вы сами чувствовали себя комфортно, и чтобы ваша уверенность
передавалась клиентам. Если вы знаете, что хорошо одеты, прекрасно причесаны,
находитесь в нормальной физической форме, то вы будете прямо излучать
уверенность в себе. Если же вы почувствуете, что у вас что-то не так, что-то не
соответствует вашим собственным стандартам, то неосознанно начнете
сосредотачиваться на этой детали. Даже если окружающие скажут, что вы выглядите
прекрасно, вы-то знаете, что находитесь в далеко не лучшей форме и невольно
будете передавать это негативное ощущение другим. Необходимо потратить усилия,
чтобы повысить собственную самооценку, вы сами должны получать удовольствие от
своего внешнего облика.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|