рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инфляция: причины, виды, последствия, способы борьбы

Теперь постараемся обобщить причины, влияющие на проявления инфляции в России. К таким причинам можно отнести:

·                    во-первых, несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении.

·                    во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.

·                    в-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции через рост цен на импортное сырье, через потоки спекулятивных капиталов и т. д.

·                    в-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате инфляционных ожиданий. Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности.

    Причины инфляции заключаются в несбалансированности экономики – отставании производства товаров и услуг от размеров совокупного спроса (денежных доходов потребителей). В массовое сознание внедряются представления, что проведенные в стране рыночные преобразования устранили существовавший в советский период дефицит товаров и услуг, привели их предложение в большее и лучшее соответствие с платежеспособным спросом как денежным выражением реальных общественных потребностей. Это отчасти верно, хотя упомянутые констатации не отражают всей полноты и противоречивости реальной ситуации. Появились новые (уже рыночные) деформации структуры спроса, из которых выделим главные:

·                    концентрация потребительского спроса преимущественно у богатой части населения (пятая группа населения с наибольшими доходами получает после 1995 г. около 46-47% общей суммы доходов);

·                    низкая покупательная способность семей, чьи душевые доходы остаются ниже официально действующего (и заниженного) прожиточного минимума или в его зоне. Официальная статистика показывает уменьшение масштабов бедности, измеряемой по этому критерию, в 2007г. до 13,4%. При оценке российской бедности по европейским стандартам (менее 60,0% среднего по стране уровня душевых доходов) она охватывает около 40% численности населения;

·                    высокая доля теневых доходов – скрытая оплата труда составляет в 2006г. 26,9% общей ее суммы и почти 12% объема ВВП;

·                    сосредоточение инвестиционного спроса преимущественно в сырьевых, добывающих отраслях промышленности, торговле  финансовых видах деятельности при его ограниченности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и других отраслях реальной экономики. В 2006 г. при средней рентабельности проданной продукции 14,0% она составляла в добыче полезных ископаемых 30,9%, металлургическом производстве 36,3%, финансовой деятельности 17,6%, сельском хозяйстве 9,0%, машиностроении 6-10%.

    Большинство отраслей реальной экономики испытывают ставший хронический дефицит инвестиций, не в состоянии наращивать объемы производства при том, что доля сбережений в ВВП составляла в 2006 г. 30,7%, а уровень валовых инвестиций в основной капитал всего 17%. Рыночные механизмы саморегулирования работают так, что российская экономика в состоянии реально использовать на накопление 58-60 имеющихся финансовых ресурсов (при постоянных жалобах на нехватку капитала). Это обуславливает усиление диспропорций в самом производстве, а также сохранение в новых формах отставания динамики производства от увеличения номинальных и реальных параметров рыночного спроса на товары и услуги.

     Поскольку указанная сбалансированность предложения и спроса не достигнута, то для инфляции остается широкое поле действий, которое в лучшем случае можно только несколько ограничить. Не случайно, что все намерения правительства в этой области чаще всего в полном объеме не осуществлялись (уровень инфляции выходил за объявленные границы), а в 2007 г. отмечен очередной всплеск инфляции, который продолжался и в 2008г.

      Цели запуска механизма инфляции:

1.                  разрушение системы социалистической плановой экономики, использование инфляции как рычага ее разгосударствления и приватизации. Переход к рыночному ценообразованию сразу же ухудшил финансовое положение большинства государственных предприятий – возросли задолженность и неплатежи, многие предприятия стали убыточными, их активы резко обесценились. Все это подталкивало руководство предприятий к их приватизации и акционированию;

2.                  использование инфляции как инструмента первоначального накопления частного капитала. Государственные предприятия приобретались по заниженным (по отношению к реальной рыночной стоимости) ценам. Инфляция расширила возможности быстрого первоначального накопления путем легализации спекулятивных торговых и финансовых операций, разного рода посреднической деятельности, рейдерства. Через механизм инфляции частный капитал снижал реальную заработную плату наемного персонала, а формирующееся буржуазное государство уменьшило реальный размер (покупательную способность) пенсий, пособий и других социальных гарантий населению; фактически были демонтированы существовавшие ранее общественные фонды потребления. Быстрый рост числа частных состояний происходил на фоне снижения объемов производства и ухудшения качественных показателей работы большинства приватизированных предприятий;

3.                  использование государством и частным сектором экономики инфляции как ценового инструмента перераспределения доходов населения и предприятий. Благодаря инфляции государство получает дополнительный инфляционный налог, уплачиваемый потребителями товаров и услуг. При уровне инфляции один процент в месяц этот налог составит за год 12% к номинальной сумме конечных доходов (или конечных расходов) экономики. Соответственно в тех же размерах сократится покупательная способность конечных доходов. Те корпорации и банки, которые повышали цены производимых товаров и услуг в больших размерах, получили дополнительную прибыль. Наоборот, другие корпорации и предприятия, которые сделать это не смогли, столкнулись с увеличением издержек производства  снижением прибыли, их финансовое состояние ухудшилось; часть из них разорились или были поглощены конкурентами.


     2.2.  Анализ динамики уровня инфляции в период 2004-2009гг.

   Высокий уровень инфляции продолжает оставаться серьезной проблемой для экономики России.

     В период с 2000 по 2004г. в результате проведения последовательной политики по

сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 до 11,7%.

    Наше правительство всегда предполагает, какой будет процент инфляции в России на ближайший год или какой-нибудь период, но, как правило, эти цифры оказываются на порядок ниже, чем реальные факты. За последние шесть лет Центральному Банку России лишь однажды удалось уложиться в заявленные ориентиры по инфляции: в 2003г. уровень инфляции составлял 11,9% при ориентире ЦБ РФ в 10-12%.

   По итогам 2005 г. цены в России выросли в среднем на 12,5% по сравнению с 2004г. (110,88% декабрь 2005г. к декабрю 2004г.), при этом заявленный ориентир Центрального Банка по инфляции составлял 7,5-8,5%, однако это не удалось, и он составил 10,9%.

  «В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008гг.), утвержденной Правительством РФ в январе 2006г., поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции в 2006г. до 7,0-8,5%», хотя фактическая отметка составила 9,0%, в 2007г. – до 6,0-7,5%, а статистика показывает уровень инфляции 11,9%, в 2008г. – до 5,0-6,0%, но в действительности инфляция составила 13,3%, что на 1,4% больше аналогичного показателя за 2007г.

    При официальном прогнозе на 2009г. инфляция должна составлять 11-12% , а статистика показывает, что в этом году инфляция может быть 10,5-11% , за август и сеньтябрь этого года инфляция была нулевая, в первую неделю октября -тоже нулевая, в целом по октябрю -0,2-0,3%. Что показывает снижение уровня инфляции.

    Инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.


        2.3.    Антиинфляционная политика государства

    С сентября 2008г , когда мировой экономический кризис начал оказывать серьёзное воздействие на российскую экономику, правительство Р.Ф.  и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением президента Р.Ф. Д.А.Медведева в ноябре 2008г утверждён план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

   Программа антикризисных мер Правительства Р.Ф. на 2009г. является  документом, определяющим приоритетные задачи по преодалению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

 Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики.

   Программа учитывает решения глав государств и правительств, выработанные на саммите «Группы двадцати», который состоялся 2 апреля 2009г. в Лондоне. К их числу относятся меры по восстановлению темпов экономического роста и расширению числа рабочих мест, укреплению финансовой системы и финансового регулирования, возобновению полномасштабного кредитования, сдерживанию протекционизма.

 Основные положения программы были представлены в рамках отчёта Правительства Р.Ф. о результатах  его деятельности за 2008г., с которым выступил Председатель Правительства Р.Ф. В.В.Путин в Государственной Думе 6апреля 2009г.

 Программы мероприятия учтены в параметрах федерального бюджета на 2009г.,который имеет ярко выраженный антикризисный характер. Прогнозируемые доходы в 2009г. сокращаются до 6713,8млрд.рублей, утверждённых Федеральным законом от 24ноября  2008г №204-Ф3 «О федеральном бюджете на 2009г и на плановый период 2010 и 2011годов». Это потребовало существенной переструктуризации расходов федеральго бюджета в соответствии с приоритетами антикризисной политики. Общая величина расходов увеличивается до 9692,2млрд. рублей против 9024,7млрд. рублей, предусмотренных Федеральным законом №204-Ф3. При этом бюджетные расходы, не отвечающие приоритетам программы, сокращаются на 943,3млрд. рублей, а расходы, непосредственно связанные с финансовым обеспечением программных мероприятий, увеличены на 1379,9млрд. рублей.

   Приоритеты антикризисных мероприятий:

 Первый приоритет — выполнение в полном обьёме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала.

 Второй приоритет — сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста.

 Третий приоритет — активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Р.Ф. предпринимает усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

 Четвёртый приоритет — стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики.

  Пятый приоритет — создание благоприятных условий для экономического подъёма за счёт совершенствования важнейших рыночных институтов, снятие барьеров для предпринимательской деятельности.

  Шестой приоритет — формирование мощной финансовой системы как надёжной основы для развития национальной экономики.

  Седьмой приоритет — обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение российских и иностранных инвесторов.

    Реализация отмеченных приоритетов обьективно требует временного усиления роли роли государства в экономической жизни страны. Правительство Р.Ф. с максимальной ответственностью подходит ко всем своим действиям, с тем, что бы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы должна соблюдаться и в кризисных условиях. При этом участие государства в экономике по мере преодаления кризиса будет снижаться.

     Важную роль в преодалении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Были приняты меры по ускорению интеграционных процессов на на базе Содружества Независимых Государств, формирование Таможенного союза России, Белорусии и Казахстана.


           




















                            3. Методы борьбы с инфляцией

       Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

    Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.