| Инфляция: сущности, виды и последствия |
§2. Измерение инфляции
Одно
из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься
очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными
темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей
наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен.
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы
- это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они
рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Темп
инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен
прошедшего года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс
прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 1994 г. индекс цен
на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г.- 118,3. Следовательно,
уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:
темп инфляции
= 118,З - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1% (Уровень инфляции в странах Европейского
союза см. Приложение 1)
Существует
несколько индексов цен:
- Индекс
потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные
виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
- Индекс розничных
цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
- Индексы
количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
- Индекс стоимости
жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора
потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой
потребительских расходов населения).
Выделяют и другие,
менее известные индексы цен:
- Индекс оптовых
цен производителя;
- Дефлятор валового
национального продукта (ВНП), т. е. отношение
номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП,
накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с
индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских,
но и всех других цен.)
В
качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении
товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост
вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.) Данные
о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут
характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково
с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
§3. Виды инфляции
Существует
несколько видов инфляции. Различные виды инфляции схематически можно изобразить
следующим образом:(см. Приложение 2. Рис.1) Прежде всего, те, которые выделяют
с позиции темпа роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
1. Ползучая (умеренная) инфляция, для
которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или
несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству
стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.
Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским
странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень
инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около
3-3,5%;
2.Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000%
в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих
странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам
Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г.
поднялся до 2200%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов
населения. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных
денежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в количество раз):[4]
|
|
Потребительские
цены
|
Среднедушевой
доход
|
Азербайджан
|
12,1
|
5,0
|
Армения
|
9,0
|
2,8
|
Белоруссия
|
11,6
|
8,2
|
Казахстан
|
10,7
|
6,7
|
Киргизия
|
11,9
|
4,3
|
Молдавия
|
12,1
|
4,9
|
Россия
|
15,7
|
7,5
|
Таджикистан
|
10,1
|
3,4
|
Туркменистан
|
8,7
|
7,1
|
Узбекистан
|
5,1
|
5,2
|
Украина
|
12,5
|
--
|
3.Гиперинфляция - цены растут астрономически,
расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается
благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и
убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас
принимает 50%-й рост цен в месяц).
Так, в Аргентине на
апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции -- 2000 %).
Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское
хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время. Недавний
рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост
цен достигала 33000%. Наиболее ошеломляющим в истории является пример
гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица
Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единица с 22 нулями), а доллар
США обменивался на 3*1022 форинтов.[5]
Вести
успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти
только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и
самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей,
натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще
промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже
мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
Теперь рассмотрим виды инфляции с
точки зрения второго критерия -соотносительности роста цен по различным
товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
а)
сбалансированная инфляция;
б)
несбалансированная инфляция.
При
сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг
друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются
по отношению друг другу, причем в различных пропорциях. Сбалансированная
инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены
товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей
конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям,
которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило,
производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних
кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен
внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверх дорогой продукции
конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих
фирм лучше не приобретать.
В
России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье
опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента
превышает цену всего сложного прибора и т. п. Например, завод «Русский дизель» (Санкт-
Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливается манометр.
Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя
поставка) чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую
цену манометра в цену изделия, то насосы будет трудно продать. Варианты выхода
из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид
продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же
удастся реализовать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|