Несбалансированность
инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на
будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен
останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно
рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность
вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может,
индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие
спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными,
несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в
территориальном аспектах.
С точки зрения
третьего критерия выделяют:
а)
ожидаемую;
б)
неожидаемую.
Ожидаемая инфляция
может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью
надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Фактор
ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на
стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка,
что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях
идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к
спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100
раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.).
Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в
случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная
инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение
доходности соответствующих предприятий.
Глава III. Методы устранения и предотвращения инфляции
§1. Экономические
последствия инфляции
Вначале кратко
перечислим основные последствия инфляции:
Ø перераспределение доходов и богатства;
Ø отставание цен государственных предприятий от рыночных;
Ø скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
Ø ускоренная материализация денежных средств;
Ø нестабильность экономической информации;
Ø падение реального процента;
Ø обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.
Рассмотрим
каждое из последствий более подробно. Первое из них - перераспределение доходов
и богатства. Предположим, что некий господин А взял ссуду у господина Б на 5
месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает,
что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита,
а реально - только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного
негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности
инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не
только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать
в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто
возьмет по той же причине - непредсказуемость инфляции. Например, в США бум
индивидуального жилищного строительства 70-х гг. (период сильной
непредсказуемой инфляции) финансировался за счет кредиторов.
Понятно,
что чем неожиданнее, быстрее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше
для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен
на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а
такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно
и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою
очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами других,
т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что
его цены выросли относительно быстрее и т. д.
Второе
последствие инфляции - отставание цен государственных предприятий от рыночных
цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек
производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В
условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены
обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это
долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного
роста инфляции подобный механизм даже технически трудно осуществим. В итоге
нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает
свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно
опасен.
Практический
совет предприятиям - вычленять из структуры мелкие и средние предприятия,
поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.
Третье
последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается
через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере
роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и
виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли
доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать
возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок.
Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается. Об
опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал
еще Дж. Койне в 30-х годах XX века.
Естественно,
что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с
учетом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к
сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит
перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от
реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное
время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных
нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу.
Еще
одно последствие несбалансированной инфляции - население и корпорации стремятся
материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы
разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов.
Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный,
поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому
- паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит
нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и
организаций, захламлением квартир населения.
Очередное
последствие инфляции - нестабильность и недостаточность экономической
информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор
рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. В ходе же
инфляции цены постоянно меняются, продавцы, и покупатели товаров все чаще
ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах,
население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
Яркую
аналогию проводит П. Самуэльсон: предположим, что ваш телефонный номер каждый
год растет (назовем это «инфляция телефонного номера»). Представьте, какие
неудобства причинил бы вам подобный рост номеров важнейших для вас телефонных
абонентов, - усиленный скачкообразным и непредсказуемым изменением номера
телефона самой справочной службы. Итак, непредсказуемыми скачками меняются
нужные вам телефоны, да к тому же еще меняется по неизвестным законам телефон
справочной службы АТС. Таким же образом, в силу отсутствия качественной
информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства,
снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий
возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным
изменениям, заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.
Следующее
последствие инфляции - реальная денежная процентная ставка уменьшается на
величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции
в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на
валюту на эти же 4% ниже.
И
в завершение особо отметим, что рост инфляции практически всегда сочетается с
высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального
производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом
производства и ростом безработицы. Пример - Польша весной 1990 г., где
частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом
производства и значительным ростом безработицы. (только за весну 1990 г.
безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек). Зависимость
между инфляционным ростом цен и сокращением безработицы была выведена в 1958
году английским экономистом А.Филлипсом. Используя данные статистики
Великобритании за 1861-1956гг. он построил кривую, отражающую обратную
зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы.
Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел экономист Р.Липси. В
дальнейшем американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу модифицировали кривую
Филлипса, заменив ставки заработной платы темпами роста товарных цен.
Где P - темп
роста товарных цен;
U -
уровень безработицы
Отметим заранее,
что зависимость снижения (стабилизации) инфляции ценою роста безработицы лежит
в основе многих государственных антиинфляционных программ (США, Великобритания,
Польша, Венгрия и, похоже, СНГ).
§2. Государственная система антиинфляционных мер
Отдельное
предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба
под силу только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией
выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Следовательно, борьба с
инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный
вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или
адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США,
Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают
комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста
цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию
доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада
деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет
множество вариантов.
1.Начнем с адаптационной политики. На частном
уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с
ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка
ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов
конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа
инфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще
больше. Государственное вмешательство и контроль над индексацией гораздо
сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ- это
90 млн. государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью
не ухудшить их положение в сравнении с занятыми людьми в частном секторе. В
случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации
приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной
«расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен
неизбежно.
2.Политика
доходов - одно из направлений адаптационной
антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг.
нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп - вперед»,
оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось
ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.
Другая
политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды
и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия 1967--1971
гг., США-- 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается.
3.Следующий
вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и
заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не
хватает надолго.
4.Наиболее
радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного
вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами.
Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А. Смита.
К сожалению, ни
один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты
с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой
политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую
безработицу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|