рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инфляция: сущность, виды и последствия

 Инфляция: сущность, виды и последствия
 

 

 

 

 

 

 

 

 Инфляция: сущность, виды и последствия
 


График 5. Дефицитный вариант инфляции предложения

 

Нагнетание дефицитного спроса делает невыгодным стратегию постоянного наращивания объема производства. Предприятию выгоднее в ожидании дальнейшего скачка цен заблаговременно готовиться к незначительному и эпизодическому увеличению выпуска. Так, за 1991 г. количество реализованной продукции даже сократилось, а цена возросла. Налицо дефицитная инфляция.

Таким образом, в условиях дефицитной рыночной экономики инфляция предложения как бы вторична по сравнению с инфляцией спроса. Рост издержек предприятий смещает линию предложения вверх, и цена равновесия растет; но главная составляющая роста цены даже в такой ситуации неизменна -- это дефицитный, накапливающийся спрос.

Стратегия поведения фирмы в условиях дефицитной инфляции по-своему уникальна. «Предприятие можно образно сравнить с автомобилем, разогревающим свой мотор. Водитель не знает, куда ему ехать, и чаще всего ему невыгодно ехать куда-либо, даже если он знает направление: расход бензина в силу несбалансированности инфляции может не окупиться даже при кажущейся на первый взгляд выгодности перевозки пассажира или товара. К сожалению, топливо расходуется даже тогда, когда реального движения нет: двигатель должен быть разогрет, готовность к движению должна быть максимальной. Затраты топлива на разогрев двигателя--это как бы издержки предприятия по сохранению трудоспособного коллектива, поддержанию технических параметров производства и прочие сопряженные издержки.»[4]

Можно высказать следующие рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в СНГ.

1. Постараться сохранить основной профиль бизнеса (продукт или вид услуги).

2. Диверсификация, как в пределах основного профиля, так и шире.

3. Выделение из структуры предприятия или создание преимущественно малых торгово - посреднических фирм.

4. Акцент на разнообразные и многочисленные короткие по времени и высокодоходные операции с высокой степенью риска.

5. Создание общего страхового фонда для минимизации риска по всей совокупности отмеченных выше операций.

Ориентация на товарные группы со стабильной доходностью недостаточна, поскольку реально их трудно «отследить», вычленить и зафиксировать по причине скачкообразной несбалансированности роста соотносительных цен. Сейчас идет постоянный текущий пересчет отношения затратности и доходности всех вариантов практически любого бизнеса.

Таким образом, реальный вариант выживания--многовариантность и скачкообразность торгово-производственных операций. В этом суть тактики инфляционного ожидания предприятия. Естественно, что в наименее выгодном положении оказываются коллективы, технология производства которых не позволяет работать рывками, прерывание производства невозможно. Пример--доменную печь нельзя остановить с целью ожидания более благоприятного соотношения цен между затратами и доходностью ее эксплуатирования. Добавим, что непрерывность можно понимать и как необходимость поддержания квалификационного уровня специалистов.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

 

Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:

-- перераспределение доходов и богатства;

-- отставание цен государственных предприятий от рыночных;

-- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

-- ускоренная материализация денежных средств;

-- нестабильность экономической информации;

-- падение реального процента;

-- обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Рассмотрим каждое из последствий более подробно. Первое из них--перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А взял ссуду у господина Б на 5 месяцев и за эти пять месяцев инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает, что через положенный срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально - только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Если же давать в долг под слишком высокий процент нарастания, то подобные ссуды вряд ли кто возьмет по той же причине--непредсказуемость инфляции. Например, в США бум индивидуального жилищного строительства 70-х гг. (период сильной непредсказуемой инфляции) финансировался за счет кредиторов.

Понятно, что чем неожиданнее, быстрее а несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д.

Второе последствие инфляции -- отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

Практический совет предприятиям--вычленять из структуры мелкие и средние предприятия, поскольку они свободны для самостоятельного проведения ценовой стратегии.

Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается. Об опасности подобной скрытой государственной конфискации денежных средств писал еще Дж. Койне в ЗО-х годах XX века.

Естественно, что промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%. Налоговая система этого не может гибко учесть.

Еще одно последствие несбалансированной инфляции -- население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Пример тому--паническая материализация денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, захламлением квартир населения.

Очередное последствие инфляции -- нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация--главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

Яркую аналогию проводит П. Самуэльсон: предположим, что ваш телефонный номер каждый год растет (назовем это «инфляция телефонного номера»). Представьте, какие неудобства причинил бы вам подобный рост номеров важнейших для вас телефонных абонентов, -усиленный скачкообразным и непредсказуемым изменением номера телефона самой справочной службы. Итак, непредсказуемыми скачками меняются нужные вам телефоны, да к тому же еще меняется по неизвестным законам телефон справочной службы АТС. Таким же образом, в силу отсутствия качественной информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям, заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.