В США компания располагает 90 центрами
по сбору информации о фирмах. Ее банки данных хранят информацию по 8 млн.
американских фирм, которая предоставляется почти 80 тыс. пользователей, включая
крупнейшие концерны страны. С начала 80-х компания активизировала проникновение
на рынок фирменной информации стран Западной Европы. Так, она приобрела крупную
информационную компанию ФРГ "Шиммельпфенг" с сетью ее дочерних фирм и
отделений во многих странах этого региона, а также ведущую фирму по предоставлению
деловой информации Великобритании "Дэйтастрим", ведущее
кредитно-справочное бюро Италии "Космос" и т.д.
Примером другой многопрофильной
информационной компании может служить французская ДАФСА, которая выпускает
фирменные справочники и предоставляет информацию о фирмах в любой форме - от
телефонных ответов до магнитных носителей, а также составляет тематические
обзоры.
Система взаимоотношений с заказчиками
информации у кредит-бюро строится не на разовом запросе, а на абонементном
обслуживании. Так, вы не можете заказать только одну справку об интересующей
вас фирме, необходимо подписаться на абонемент для стандартных справок, при
желании можно получить дополнение к справке - на дополнительный абонемент. По
годовой подписке могут предоставляться ежемесячные списки фирм, специальные
обзоры, научно-информационные обзоры по рынкам и фирмам-производителям.
Очень ценно, что кредит-бюро оказывает
помощь в выборе контрагента и дает сведения по вашим контрагентам.
2. Торгово-промышленные палаты
стран, городов, административных территорий. Палаты, которые по своей сути являются объединением фирм и
коммерсантов на данной территории, охотно помогают всем желающим в установлении
деловых контактов. Для этого они осуществляют издания, ведут
информационно-коммерческую деятельность, включаются в коммерческие компьютерные
сети.
3. Банки. Современные банки стали огромными хранилищами деловой
информации. Причем эта информация касается не только их клиентов (тех, кто
ведет в банке счет и получает от него кредит, банк знает до мельчайших подробностей),
но и всего рынка, с которыми имеет дело банк.
Банк может выдавать на своих клиентов
краткие характеристики, рекомендательные письма и справки о платежеспособности.
Конечно, зависит это от того, кто и для каких целей запрашивает информацию.
4. Отдельные фирмы, которые специализируются на информационном
обслуживании, консультациях, инжиниринговых, брокерских услугах, либо находятся
в тесных связях с исковым партнером. Например, международная кооперативная
аудиторская и консалтинговая фирма с юридическим адресом в Швейцарии имеет свои
филиалы во многих странах, в том числе и в России.
5. Государственные учреждения, где регистрируются вновь созданные предприятия (в
торговых судах, у нотариусов и т.д.). Они же могут выдавать выписки из реестра
и регистрационных книг.
6. Союзы предпринимателей.
Организации содействия развитию
производства и экспорта.
Фондовые биржи.
Члены биржи и биржевые комитеты в силу
специфики своей деятельности имеют всегда под рукой информацию о финансовых
связях фирм, их финансовом состоянии и репутации.
ГЛАВА 2
Публикации по зарубежным фирмам
Информацию по зарубежным фирмам можно
получить и самим. Достаточно знать, что ее можно найти в фирменных
справочниках, монографиях, прессе, каталогах, брошюрах, рекламе, с помощью компьютерных
сетей, на выставках, в годовых отчетах, некоторых специальных источниках.
Подробное описание каждого источника
информации поможет научиться работать с ним. Самую общую систематизированную по
многим параметрам информацию можно получить из справочников. Их можно
классифицировать.
Прежде всего следует выделить фирменные
справочники.
Справочники
Справочники издаются
информационно-справочными агентствами, как правило, ежегодно. Сведения,
содержащиеся в них, берутся из отчетов и публикаций фирм, материалов
торгово-промышленных палат, различных ассоциаций, союзов предпринимателей, бюро
и агентов по регистрации фирм.
Имеются справочники о фирмах одной
страны (национальные) и о фирмах разных стран (международные). Из одних
справочников можно узнать координаты (почтовый адрес, телекс, телефон), из
других - сведения о характере деятельности фирмы, ее экономических и финансовых
показателях, производственной базе, руководящем составе и т.д. Число
выпускаемых фирменных справочников, по имеющимся оценкам, около 1,5 тыс. и
издаются они более чем в 96 странах. Справочники -- практически единственный
вид информации о фирмах, где сведения публикуются регулярно и в
систематизированном виде.
Конечно, публикуемая информация за
время подготовки к изданию несколько устаревает. Даже в наиболее солидных
справочниках, таких, как американский Moody's Industrial Manual и
английский Stock Exchange Official Yearbook, публикуются сведения на
один - два года. Поэтому при составлении характеристики на фирму необходимо
привлекать более оперативные источники информации: статистические подборки
крупнейших компаний, материалы деловой
прессы, годовые отчеты фирм.
В целом справочники содержат такие
сведения по фирмам разных стран: полное и сокращенное наименования; почтовый,
телеграфный адреса, телекс, телефон; год основания и основные этапы развития
фирмы; сфера деятельности; основные производимые товары и виды услуг; банки,
клиентом которых является фирма; владельцы фирмы или материнская компания;
cостав руководящих органов; число и местонахождение предприятии ; дочерние и
ассоциированные фирмы; число занятых; основные показатели деятельности фирмы
(годовой объем продаж, прибыль, активы, собственный капитал и др.);
принадлежность к отраслевым (или национальным) союзам предпринимателей; связи с
другими фирмами через участие в капитале; персональные связи с другими фирмами:
биографические данные о руководителях фирмы.
Так, по этим данным можно определить
объем производства, производственные мощности, площадь предприятия, некоторые
технические характеристики выпускаемой продукции отдельных фирм.
Многие справочники, в основном по
фирмам развивающихся стран, публикуют информацию по стране, в том числе обзоры
по отдельным отраслям экономики. В справочниках помещают рекламу по фирмам - рекламодателям.
Однако не по всем фирмам можно получить
перечисленный набор информации. Наиболее полные сведения, можно подобрать по
средним и крупным промышленным компаниям, выступающим в форме акционерного
общества.
Справочники различаются по количеству
включаемых фирм, объему, характеру и принципам систематизации сведений о них, и
в связи с этим - по целям их использования.
Фирменные справочники в зависимости от
назначения условно можно разделить на несколько групп:
адресные,
товаро-фирменные,
общефирменные,
отраслевые,
по акционерным компаниям,
по финансовым связям,
директорские, биографические,
тематические.
Общефирменные, по акционерным обществам
и отраслевые справочники приводят информацию о фирме в целом, а остальные - по
отдельным конкретным вопросам.
Адресные справочники охватывают наибольшее количество фирм и содержат
почтовый и телеграфный адреса фирм, их телексы, телефоны. Наименование фирмы
часто содержит указание на сферу, а иногда и на предмет ее деятельности
(промышленность, торговля, транспорт, отрасль или товар) и
правовую форму. Это позволяет
определить, какой объем информации о данной фирме можно получить из других
источников.
Наиболее представительный адресный
справочник -- .Yaegers + Waldmann International, охватывающий около 1,3
млн. фирм различной правовой формы более 200 стран и территорий мира.
Известны также международные адресные
справочники: Teleurope , издаваемый в ФРГ и охватывающий фирмы 19 стран
Западной Европы издаваемый в, и выпускаемый в Великобритании Marsoni's
International Register.
Товаро-фирменные справочники охватывают большое число фирм, созданных в
различных правовых формах. Они предназначены для определения фирм, выпускающих
тот или иной товар или торгующих им.
Построены справочники по принципу
"товар-фирма". Все фирмы сгруппированы по товарным рубрикам; под
названием каждого товара (или вида услуг) в алфавитном порядке перечисляются
компании, занимающиеся его производством или торговлей им.
Отдельные справочники этой группы,
особенно по фирмам развивающихся стран, группируют фирмы одновременно по
товарному и географическому принципу. Например, внутри товарной группы -- по
городам и провинциям (штатам и т.п.) и, наоборот, внутри регионального раздела
- по товарам.
Такие справочники, издаваемые, например
в США, дают информацию о 150 тыс. фирм во Франции, о 80 тыс. фирм Италии, а
число наименований товаров достигает 70 тыс.
Для удобства пользования
товаро-фирменные справочники снабжены алфавитным перечнем товаров и услуг или
товарных групп, которые часто даются на нескольких языках (английском,
французском, немецком, иногда испанском). К этой группе относится широко
известный Kompass, издаваемый в большинстве стран Западной Европы.
Структура справочника Kompass
Первый и второй том - сборник по
продукции и услугам (алфавитный указатель предприятий, их продукции и услуг,
алфавитный указатель марок, таблица разделения предприятий по отраслям).
Третий и четвертый том - указатели
официальных государственных органов и организаций (министерства, ведомства,
торгово-промышленные палаты, торговые представительства, алфавитный указатель
предприятий, коды видов деятельности и продукции, коды отраслей, справки по
предприятиям (схема: департамент- коммуна - фирма), список зарубежных
предприятий, представленных во Франции.
Как пользоваться Kompass. ?
1. Например, вам нужно найти
издательство, причем издателей справочников. Первый шаг - обратитесь к
алфавитному указателю продукции и услуг в начале первого тома. Три группы цифр
напротив искомого (28) указывают на отрасль экономики -- "Графическая"
-- индустрия, издательство;
далее (620) -- подотрасль -- издание
справочников;
далее (....) -- конкретные справочники.
Второй шаг -- отрасль 28620 находится в
первом томе. Начиная с номера необходимой услуги, читаете по вертикали
соответствующую колонку. Все производители (поставщики) указаны собственным
символом (производитель, дистрибьютор).
Вам нужны данные по компании, название
которой вы знаете. Свертесь с алфавитным указателем предприятия в начале
третьего тома, где сразу обнаружите общество или филиал, наименование
департамента и коммуны, где оно расположено. По последним территориальным
данным в третьем и четвертом томах ищите справку по фирме.
Отдельные товаро-фирменные справочники
помещают также некоторую дополнительную информацию или имеют специальный раздел
(том), где фирмы перечислены в алфавитном порядке (например, американский
Thomas Repster of American Manufactures.
Определив по товаро-фирменным
справочникам фирмы, выпускающие интересующий товар, можно обратиться к другим
справочникам для подбора более полной информации о них.
Большая часть товаро-фирменных
справочников охватывает фирмы одной страны, но имеются также международные
справочники этого типа, к которым, в частности, относятся издаваемые в ФРГ ABC
Europe Production и в Великобритании Merchants Directory.
Общефирменные справочники охватывают значительное, но меньшее, чем адресные
и товаро-фирменные, число фирм. В США такие справочники включают 45 тыс. фирм,
ФРГ и Великобритании -- 20 тыс., Японии - 8,5 тыс.
Они приводят информацию о фирмах вне
зависимости от их правовой формы и отраслевой принадлежности.
В справочниках содержатся данные о
предмете и характере деятельности фирмы, год основания, сведения о владельцах,
величине акционерного или паевого капитала, обслуживающих фирму банках, составе
руководящих органов, величине годового оборота и числе занятых. Многие
справочники этой группы публикуют товарные и отраслевые списки, позволяющие
определить фирмы, занимающиеся производством или торговлей определенным
товарам. К числу общефирменных справочников относятся американский Poors'
Register of Corporation Directors and Execuflues, западногерманский Handbuch
der Cross - Unternehmen, английский Guide to Key British
Еnterprises.
Наиболее полные по объему информации - справочники
по акционерным обществам. В них включаются фирмы, созданные в форме
акционерного общества, акции которых котируются на фондовых биржах
соответствующей страны. В таких справочниках - история создания фирмы, сведения
о характере ее деятельности, производственной базе, размере и структуре
собственных и заемных средств, количестве занятых, дочерних и ассоциированных
компаниях и др. Наиболее известен ежегодно издаваемый в США Moody's
Industrial Manual, содержащий сведения о промышленных фирмах США и других
стран, акции которых котируются на американских фондовых биржах. В этом
справочнике приводятся данные об изменениях в наименовании фирмы, поглощениях,
производственной деятельности и производственных мощностях, затратах на
капиталовложения, расходах на проведение научно-исследовательских работ,
перечень основных дочерних компаний, действующих в США и других странах,
статистические данные о производстве продукции и ряд других сведений. В
справочнике публикуется финансовая отчетность фирм: баланс, счет прибылей и
убытков, счет поступления и расходования средств. Два раза в неделю выпускаются
специальные дополнения к справочнику.
В ФРГ издается справочник Handbuch
der Deutshen, содержащий материалы об акционерных компаниях ФРГ и отдельных
компаниях других стран, акции которых котируются на биржах ФРГ.
Английский справочник The Stock
Exchange Official содержит сведения приблизительно о 5 тыс. компаниях,
действующих в различных сферах экономики, акции которых котируются на фондовых
биржах Великобритании. Приводятся выборочные данные баланса и счета прибылей и
убытков. Подобные справочники выпускаются во всех промышленно развитых странах.
Наряду со страновыми справочниками по
акционерным компаниям издаются и международные по крупнейшим фирмам отдельных
регионов или всего капиталистического мира. Так, например, справочник Jane's
Major Cornpanies of Europe содержит сведения (краткие) о 1500 компаниях и
более подробные данные о 1100 компаниях, действующих в сфере производства,
торговли, финансов. Это фирмы Австрии, Бельгии, Великобритании, Голландии,
Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Норвегии, ФРГ, Франции, Швейцарии и
Швеции. Справочник позволяет получить краткие сведения об истории фирмы,
номенклатуре производства и торговли (удельный вес отдельных видов продукции в
продажах фирмы), результатах деятельности компании за последние два года,
включая продажи (при этом иногда выделяются продажи зарубежных предприятий),
экспорте (либо абсолютный объем экспортных операций, либо их удельный вес в
общем обороте), размере получаемой прибыли, капиталовложениях. Приводятся также
сведения об основных акционерах с указанием доли их участия в акционерном
капитале фирмы, числе занятых, а в некоторых случаях - перечень заводов
основных видов продукции.
С начала 80-х годов выпускается
международный справочник по акционерным компаниям Moody's International
Manual, охватывающий более и тыс.фирм почти 100 стран.
Отраслевые справочники помещают информацию о фирмах одной или нескольких
смежных отраслей. Такие справочники выпускаются по нефтяным фирмам, компаниям
черной и цветной металлургии, горнодобывающей, лесоперерабатывающей, сахарной,
судостроительной промышленности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|