1) выделение средств на капитальные вложение
из государственного бюджета;
2) на практике в качестве прямого
регулирующего воздействия на инвестирование считается предоставление финансовой
помощи в виде дотаций, субсидий, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных
регионе, отраслей, производств;
3) государственное воздействие на инвестирование
выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования,
амортизационной политики
4) разработка (формирования) и реализация
федеральных строительных программ;
5) разработка и проведение единой
государственной, научно-технической политики;
6) стимулирование инвестиционной активности с
помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации,
регулирования учетной ставки банковского кредита. Важным методом прямого
государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за
соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех
предприятий и организаций, независимо от формы собственности. Методом
государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза
инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения
инвестиционных проектов устанавливается Правительством России. Особое
государственное регулирование градостроительной деятельности заключается в
следующем. Согласно Градостроительному кодексу особому регулированию подлежит
градостроительная деятельность в случаях, когда без введения специальных правил
градостроительство невозможно или затруднено. Особое регулирование
градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется
посредством:
1) введения специальных государственных
стандартов, нормативов и правил;
2) введения особого порядка разработки,
согласования и утверждения градостроительной документации;
3) выдачи специальных разрешений на
строительство. Например, разрешения на строительство объектов недвижимости,
составляющих государственную тайну, выдаются на основании лицензий на
проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне. К поселениям,
которые являются объектами градостроительной деятельности особого
регулирования, могут быть отнесены (ст. 4 Градостроительного кодекса РФ):
§
город Москва — столица
Российской Федерации;
§
город Санкт-Петербург;
§
города — центры субъектов
РФ;
§
города-курорты;
§
исторические поселения, на
территории которых имеются памятники истории и культуры:
§
городские и сельские
поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки, закрытые
админисративно-территориальные образования, государственные заповедники,
национальные парки);
§
поселения, расположенные в
районах повышенной сейсмической опасности. Инвестиционная деятельность в
капитальном
строительстве может осуществляться во всех
отраслях и сферах народного хозяйства и применима в отношении любых объектов. В
то же время исключительной особой инвестицинной деятельностью государства
являются объекты, связанные с обороной, созданием космических систем,
федеральных систем связи и информации, железнодорожного, морского, а также
магистрального трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность
государства по этим объектам, а также по жилью отражена в Государственных
инвестиционных программах. Инвестиционные проекты целевых программ наиболее
важных и крупных объектов федерального значения обсуждаются населением
регионов, чьи интересы затрагиваются при их реализации.
Методы
государственного регулирования инвестиционной деятельности в России
Инвестиционная политика зависит от внутренней
и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня инвестиционной активности,
тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную
инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами
действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые
мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на
много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.
Основные принципы
государственной инвестиционной политики нашли правовое оформление в «Комплексной
программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России».
Этот документ определял направление деятельности правительства по выходу из
инвестиционного кризиса в создание необходимых предпосылок для активизации
инвестиционных процессов.
Программа
была принята в 1996 г., т.е. в период относительной экономической стабилизации,
и рассчитана на срок до 2000 г. В ней была дана характеристика ситуации, сложившейся в
тот период в инвестиционной
сфере, рассматривались предпосылки роста инвестиций, меры по их стимулированию
и основные направления государственной поддержки инвестиционной деятельности,
а также выработка организационно-правовых условий инвестирования.
Мероприятия
программы были направлены на повышение объема капитальных вложений в
экономику России за счет всех источников финансирования, в том числе путем увеличения
доли государственных инвестиций.
Основная часть государственных инвестиций должна была быть предоставлена
частным инвесторам на конкурсной основе. И хотя многие положения программы по
причине кризиса не были реализованы, содержащиеся в ней конкретные планы
мероприятий по правовому обеспечению эффективного инвестиционного процесса, от
основополагающих законодательных актов до инструкций и методических
рекомендаций, не утратили своей актуальности.
Как ранее указывалось, в феврале 1999 г. был опубликован Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений». Рядок статей этого Закона
определены формы и методы государственной регулирования инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, которые проводятся
органами государственной власти РФ и субъектов Федерации.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений,
предусматривает:
1)создание благоприятных условий
для развития инвестиционной деятельности путем:
совершенствования системы
налогов;
применения механизма начисления
амортизации и использования амортизационных отчислений;
установления субъектам инвестиционной
деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального
характера;
защиты интересов инвестора;
предоставления субъектам инвестиционной
деятельности льготных условий пользования землей и другими природными
ресурсами не противоречащих законодательству
РФ;
принятия антимонопольных мер;
расширения возможностей использования залогов
при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга;
проведения переоценки основных фондов в
соответствии с темпами инфляции;
2) прямое участие государства в инвестиционной
деятельности,
которое осуществляется в форме капитальных
вложений путем:
разработки, утверждения и финансирования
инвестиционных
проектов, осуществляемых Россией совместно с
иностранными государствами;
формирования перечня строек и объектов,
подлежащих техническому
перевооружению для федеральных
государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
предоставления на конкурсной
основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
размещения на конкурсной основе
средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов
субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов;
проведения экспертизы инвестиционных
проектов в соответствии с законодательством России;
защиты российских организаций от
поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких
технологий, оборудования, конструкций и материалов;
разработки и утверждения
стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
выпуска облигационных займов,
гарантированных целевых займов;
предоставления концессий
российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в
соответствии с законодательством.
Значительное место в
системе мер государственного регулирования инвестиционной деятельности занимает
экспертиза инвестиционных проектов. Все инвестиционные проекты независимо от
источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до
их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания
объектов, использование, которых нарушает права физических и юридических лиц и
интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном
порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности
осуществляемых капитальных вложений.
Строго регламентируя
порядок реализации инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений,
государство предоставляет гарантии субъектам инвестиционной деятельности и
защищает капитальные вложения. Так, всем потенциальным инвесторам обеспечиваются
равные права при осуществлении инвестиционной деятельности. Капиталовложения
могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного
возмещения убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности; они
могут быть реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке
и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.
В настоящее время утвержден
статистический инструментарий по определению эффективности инвестиций в
основной капитал по проектам — победителям конкурсов, имеющих государственную
поддержку. Инструментарий состоит из единовременной формы федерального
статистического наблюдения № 1-эфк «Сведения о результатах реализации
инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов — победителей конкурсов
по состоянию на 1 октября 1999 г.».
Целью обследования является получение информационной
базы для расчетов фактической эффективности и окупаемости по введенным стройкам
и объектам.
Система показателей включает следующие
характеристики, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившим
государственную поддержку:
§
фактический срок
окупаемости инвестиций в основной капитал;
§
фактический бюджетный
эффект от реализации инвестиционных проектов;
§
фактический чистый доход;
§
количество созданных
рабочих мест;
§
продолжительность
строительства (срок реализации инвестиционного проекта).
Наряду с Федеральным законом «Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений» большое значение для привлечения иностранных инвесторов
имеет Федеральный закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации
изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашении о
разделе продукции» (№ 32-ФЗ от 10 февраля 1999 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|