рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)

Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ульяновский Государственный Технический Университет

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)

 

 

Группа МД-11

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА





Выполнил: Елисеев А.А.   

 

Научный руководитель: Д. Соц. Н., профессор Займалин Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2005

СОДЕРЖАНИЕ.

1.    ВВЕДЕНИЕ ----------------------------------------------------------3


2.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ----------------------------------------------4


2.1.        АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ --------5

2.2.        КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ СЕТЕЙ -----------------------------------------------------------------15

2.3.        СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ---------------------20

2.4.        СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ -26


3.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------30

4.   БИБЛИОГРАФИЯ -------------------------------------------------------32


1. ВСТУПЛЕНИЕ

В настоящее время в процессе формирования рыночной экономики в России формируются разветвленные розничные сети крупных торговых компаний. На пути этого формирования встает необходимость стратегического выбора траектории развития и борьбы за ниши сбыта с западными операторами.

Целью курсовой работы является ознакомление с основными чертами конкурентной ситуации в России.

Задачи определяются анализом проблемы существования как открытых рынков, так и российских розничных сетей, по причине конкуренции не только между собой, но и с западной экспансией.

В работе использованы периодические и специализированные издания, материалы интернета, и некоторая другая фактическая информация по данной тематике.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

 Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).

 Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

 В данной работе освещены основные аспекты возможной политики российских предпринимателей по улучшению эффективности своей деятельности в розничных сетях продаж и способы оптимального выхода из ситуации входа большого числа западных операторов на российский внутренний рынок.


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современные рынки являются динамичными образованиями, испытывающими воздействия множества экономических, политических и культурных факторов. Появляются новые продукты и услуги, видоизменяются деловые стратегии, на рынок входят новые участники, переутверждаются правила игры. Для того, чтобы проследить, как все это происходит и какие противоречия порождает, мы проанализируем один из сегментов российских рынков, связанный с деятельностью розничных торговых сетей. Он особенно интересен, ибо в настоящее время здесь наблюдаются поистине кардинальные и при этом достаточно быстрые сдвиги. Возникает совершенно новая конкурентная ситуация, сопровождаемая острой борьбой за передел рынков.

Пора расцвета открытых уличных рынков уходит в прошлое. Все чаще раздаются призывы к ликвидации этих «нецивилизованных форм торговли. Сначала их убирают с улиц и площадей под крыши павильонов, затем сносят и сами павильоны. На их место все более явно претендуют стремительно расширяющиеся сетевые структуры. Сумеют ли они занять это место? И какова будущая судьба открытых рынков? Таков первый немаловажный вопрос.

Между тем и сами российские розничные торговые сети оказались под серьезной угрозой. Над страной нависла тень крупных транснациональных операторов, первые из которых уже пришли в Россию. Оправдаются ли связанные с их приходом ожидания потребительского рая? И что произойдет в данном случае с российскими компаниями? Не поставит ли это их на грань исчезновения? Что они должны предпринимать в новой конкурентной ситуации? Это второй и намного более острый вопрос.


2.1. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ

Посмотрим, насколько серьезно изменилась в начале 2000-х годов конкурентная ситуация в сфере розничной торговли потребительскими товарами с точки зрения ведущих игроков – российских сетевых компаний. Под конкурентной ситуацией мы понимаем характер взаимного позиционирования и взаимодействия между хозяйственными агентами, работающими в одном или смежных сегментах рынка.

Опережающий рост сетевых структур. Рынок розничной торговли электробытовой техникой делится между тремя основными типами игроков: открытые рынки, обычные («независимые») магазины, торговые сети.

Развиваются они весьма неравномерно. Наблюдающийся в последнее время рост продаж сопровождается усилением концентрации бизнеса. Обороты более крупных компаний растут быстрее, а безусловным лидером расширения продаж стали российские розничные сети. Впрочем, здесь требуется серьезное уточнение. Наступление сетевых структур нельзя признать всеобщим и безоговорочным, оно касается скорее определенных рыночных ниш. Мы видим это на примере электробытовой техники. Здесь розничные сети одерживают серьезные победы в сфере крупной бытовой техники (холодильники, телевизоры и пр.), где потребителей беспокоит степень надежности техники, возможность ее гарантийного ремонта. В то же время в сфере мелкой бытовой техники (кухонные электрические приборы, утюги, пылесосы и пр.) потребитель пока склонен к экономии и направляется за покупками прежде всего на открытые рынки.

Далее, розничные сети выигрывают в большей степени по стоимостным, нежели по натуральным объемам продаж. Это связано с тем, что они в большей степени специализируются на более дорогой брэндовой продукции. А открытые рынки заполняются в первую очередь относительно более дешевыми товарами. Причем понижение цен здесь достигается за счет более дешевых торговых марок (преимущественно азиатских), а также путем параллельного («серого» и «черного») ввоза дорогих европейских марок с уходом от уплаты таможенных пошлин.

Обращает на себя внимание решительное вытеснение обычных («независимых») магазинов – в отношении как крупной, так и мелкой бытовой техники. Это касается и стоимостных, и натуральных объемов реализации, причем по стоимостным показателям вытеснение происходит быстрее (см. таблицу).


Динамика объема продаж крупной и мелкой бытовой техники в 2001 г. по сравнению с 2000 г. (данные GFK-Russia, в %)


Участники рынка

Крупная бытовая техника

Мелкая бытовая техника

Число единиц

Стоимостной объем

Число единиц

Стоимостной объем

Сетевые магазины

74,4

79,7

29,2

39,8

«Независимые» магазины

-5,1

-6,8

-7,5

-24,4

Открытые рынки

9,9

-2,6

61,4

57,5

Всего

21,3

18,6

34,3

30,9

 

Итак, все возрастающую роль играют сетевые структуры – ведущие участники данного рынка. В первую очередь это касается наиболее крупного, московского рынка, который в сфере той же электробытовой техники в значительной мере поделен между пятью ведущими сетевыми игроками: «СВ» («Техносила»), «М.Видео», «Мир», «Партия», «Эльдорадо» (включая «Электрический мир»). Все они были созданы в 1992-1994 гг., то есть к моменту обследования находились на рынке около 8-10 лет. В совокупности они овладели до 60% московского рынка электробытовой техники, объем продаж которого в 2002 г. перевалил за полтора миллиарда долларов.

Уплотнение рынка. Острота конкурентной ситуации определяется: со стороны спроса – общей насыщенностью рынка данного вида товаров; со стороны предложения – степенью сегментированности рынка и пересечением зон деятельности разных типов игроков.

В целом наблюдения свидетельствуют в пользу очевидного уплотнения рынка. В начале 20000-х годов конъюнктура была весьма благоприятная. Однако на 2004 г. прогнозируется замедление и даже прекращение роста спроса. Кроме того, рост объема продаж сопровождается снижением рентабельности. Она оценивается, как правило, на уровне 10-20%. Компании вынуждены теперь зарабатывать прежде всего за счет оборота (в еще большей степени, чем розницы, это касается оптовой торговли). К тому же потребитель (особенно в части более дорогих товаров) становится требовательнее в отношении качества продукции и сервисных услуг.

Однако нас больше интересует ситуация на стороне предложения, которая выглядит более тревожной. Главный источник обострения конкуренции таится в расширении зоны пересечения интересов разных типов игроков. Такие «спорные» зоны существуют всегда, однако степень напряжения на их границах может быть разной. В нашем случае с точки зрения российских сетевых компаний выстраиваются три пограничные зоны – с открытыми рынками, региональными операторами и западными сетями. Рассмотрим их более подробно.

Сетевые компании и открытые рынки. Развивающимся российским сетевым структурам по-прежнему противостоят сохраняющиеся открытые рынки с множеством маленьких магазинчиков и палаток, которые покрывают в среднем около ¼ всей розничной торговли. Сегодня проблема взаимоотношений с открытыми рынками обостряется. Дело в том, что до начала 2000-х годов ведущие рыночные игроки, формирующие свои сетевые структуры, и открытые рынки занимали во многом разные ниши. Сетевые магазины продавали более дорогие брэндовые товары, преимущественно европейского производства, оставляя открытым рынкам сегменты более дешевой и менее качественной азиатской продукции. Сейчас розничные сети строят большие магазины и торговые центры, в которых существенно расширяется ценовой спектр предлагаемых товаров. Соответственно они начинают претендовать и на нишу более дешевого товарного ассортимента. Конкуренция обостряется, но не потому, что наступают открытые рынки, а потому, что расширяются интересы розничных сетей.

В связи с этим ситуация вокруг стихийных рынков не может не волновать представителей розничных сетей. Демпинг через внемагазинные формы торговли способен серьезно «портить» рынок, который очень чувствителен к уровню цен. Причем это может происходить даже при относительно малом объеме выбрасываемого на рынок товара. «Портится» информационное поле, приходится ждать окончания «слива» дешевого товара, дополнительно убеждать дезориентированных клиентов. В отдельных случаях (например, в случае с мобильными телефонами) через рынки могут «сниматься сливки» от нелегального ввоза новых моделей, на продажу которых ведущими участниками еще не получены официальные разрешения. Через рынки также распространяется большой объем несертифицированной и откровенно фальсифицированной (контрафактной) продукции. Хотя доля подделок в последние годы заметно снижается, но по отдельным позициям, согласно выборочным данным Государственной торговой инспекции, они составляют 30-60% предложения товаров.

В организации самих открытых рынков произошли серьезные изменения. Традиционный для начального периода реформ индивидуальный челночный бизнес сошел со сцены. Еще сохраняются поставленные на поток организованные формы челночничества, когда группы физических лиц курсируют через границу, оформляя «на себя» минимально допустимое количество товара. Но челноки не представляют для ведущих операторов заметной угрозы. Если речь идет о сфере электроники, то, во-первых, челноки везут относительно дешевые и несертифицированные модели (в основном из Дубаи). А во-вторых, количество ввозимых ими товаров слишком мало по сравнению с оборотом крупных операторов.

Одновременно произошло укрупнение, концентрация бизнеса, что просто менее заметно, ибо не сопровождалось особым шумом. За мелкими фирмами, имеющими по две-три торговые точки, часто стоят крупные дистрибьюторы с отстроенными «серыми» и «черными» схемами ввоза товаров. В отличие от мелких фирм, «протаскивающих» через таможню по одной-две машины, они завозят крупные партии товара, а потом распределяют их по многочисленным контрагентам, в первую очередь на открытых рынках. Именно эти крупные полутеневые операторы и представляют здесь основную конкурентную силу. Таким образом, открытые рынки, которые порою называют «стихийными», на поверку оказываются не столь стихийными.

Давление на открытые рынки со стороны сетевых компаний постепенно возрастает. Преимущества более цивилизованных магазинных форм торговли достаточно очевидны. Это – не только более комфортные условия и лучшее обслуживание. Это – предоставление гарантий того, что проданный товар сертифицирован, соответствует заявленному качеству, и что в случае поломок может быть отремонтирован или заменен. Открытые рынки чаще всего подобных услуг предоставить не могут. Выдаваемые там гарантии весьма условны. Да и самих продавцов через короткое время уже можно не найти по причинам их постоянного передвижения, ротации мест, просто исчезновения. В целом опрошенные руководители указывают на тенденцию к оттоку части покупателей со стихийных рынков и переориентации на магазины.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.