рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Коммерческий кредит

Растущие специализация и кооперирование производства в рамках меж­дународного разделения труда требуют максимального развития внешней торговли. В большинстве развитых стран машиностроение, по существу, превратилось в "экспортную отрасль " промышленности. Отгрузка продук­ции отдельными отраслями машиностроения на экспорт подчас даже боль­ше, чем на внутренний рынок. Появился целый ряд дополнительных факто­ров, затрудняющих развитие международной торговли, а следовательно и требующих нового форсирования экспорта. Это прежде всего растущая региональная экономическая интеграция стран, а также введение все более жестких импортных ограничений в связи с ухудшением валютного положе­ния многих стран (в основном развивающихся) и т.д. В эти годы чрезвычай­но расширился арсенал средств форсирования сбыта. Западноевропейские экспортеры (в частности, фирмы ФРГ) все более теряли ценовые преиму­щества, которые они имели перед экспортерами США (в связи с более быстрым ростом издержек производства и, в первую очередь, номинальной заработной платы), что способствовало развитию внеценовых средств кон­куренции.

Решающую роль в качестве средства форсирования сбыта машин и оборудования и других инвестиционных товаров сохранил за собой меж­дународный кредит. Параллельно с ростом спроса на кредиты на мировом рынке росли возможности их предложения (особенно в западноевропей­ских странах).

В целом рост значения международного кредита во внешнеэкономических отношениях в эти годы, как и раньше, был связан в первую очередь с обостре­нием трудностей сбыта на рынке развивающихся стран. Вследствие валютно-финансовых затруднений развивающиеся страны были вынуждены еще более сократить ассигнования из собственных валютных ресурсов для импорта ма­шин и оборудования, отдав предпочтение импорту предметов первой необходимости, продовольствия, сырья, запчастей для ухе действовавших предприя­тий и т.д. Роль иностранного финансирования поставок машин и оборудования в эти страны, таким образом, существенно возросла. Больше того, значительно расширился круг поставок, при осуществлении которых покупатели стали все чаще требовать от экспортеров предоставления кредитов. Наряду с финанси­рованием дорогостоящего и сложного оборудования, а также крупных партий машин, часто стали кредитоваться на длительные сроки поставки отдельных машин промышленного назначения, поставки бытовых машин и даже запча­стей и узлов машин (главным образом для последующей сборки) , удобрений и продовольствия.

Все это вызвало необходимость перестройки систем финансирования экс­порта, а следовательно, и форм кредитов и в США, и в Западной Европе.

До тех пор, пока развивающиеся страны удовлетворялись среднесрочными кредитами, западноевропейские фирмы могли успешно конкурировать с аме­риканскими экспортерами несмотря на то, что сроки американских кредитов, достигавшие 10-15 лет и более, зачастую намного превышали сроки фирмен­ных кредитов западноевропейских поставщиков. Но, по вышеизложенным причинам, эти фирмы были вынуждены в целях сохранения рынков сбыта идти на значительное удлинение сроков кредитов.

Расширилась практика предоставления западноевропейскими поставщи­ками кредитов на сроки, превышающие 5 лет (максимальный срок, уста­новленный в 1953 г. " Бернским союзом страховщиков"). Причем, если в 50-х годах это делалось нелегально, при помощи уловок, то теперь, в 60-х годах сроки фирменных кредитов в 7-8 лет стали нормальным явлением. При этом все чаще предоставлялись кредиты до 10 лет и более. За 60-67 годы сумма фирменных кредитов сроком более 5 лет выросла ориентиро­вочно в 5 раз. Во многих странах были приняты постановления, идущие в разрез с рекомендациями " Бернского союза". Созданная в рамках ЕЭС система координации практики предоставления экспортных кредитов не ограничила их сроки, а лишь потребовала гласности в предоставлении кре­дитов на срок более 5 лет и в случае необходимости проведения соответст­вующих консультаций.

Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставляв­шую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами.

В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала при­меняться практика " комбинированного " финансирования, при которой част­ные банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты - непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно частные банки финансировали фирменные кредиты на срок до 4-5 лет после поставки, а государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).

В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого государ­ственного кредитования иностранных покупателей и предоставления фи­нансовых кредитов.

Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же, как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы- экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансиро­вании сделок. Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам наличными.

Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из западноев­ропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам, но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.

Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграниче­ние в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.

Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже 50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно уступали по темпам роста кредиты международных организаций.

Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банков­ских) кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолжен­ность развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8 млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим образом (использованная часть в млрд.долл.):

                                               1956          1960         1965         1967

ВИДЫ КРЕДИТА                               $     %       $     %      $      %     $    %

международный кредит(всего)             2,43  100     3.59  100   6,55   100   8,24 100

   - фирменные кредиты*                   1,30  61,7     2,00  55,7  2,90  44.3   3,8  6,1

   - прямые государственные               0.75 30,8     1,25  34,8   2,83 43.2    3,4 40,9

   - кредиты международных

     организаций                                0,18  7,4      0,34   9,5    0,82 12,5   1,1 13,0

*-подсчеты ориентировочные


Относительное значение частных кредитов ( основную массу которых со­ставляют фирменные кредиты ) в целом уменьшилось, но первенства они не уступили.

Что касается развития международного кредита в отношениях между развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых государственных кредитов с прекращением деятельности различных про­грамм и планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не мог компенсировать такое сокращение объема государст­венных кредитов.

Одновременно с этим укрепились кредитные связи между западноевропей­скими странами. Исключительную роль при этом играли частные кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для финансирования экспортных поставок военной техники.

Необходимость кредитования операций между промышленно развиты­ми странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения. Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны государственных организаций в торговле между развитыми стра­нами тоже по существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались исключительно экспортером и импортером. Поэтому, ос­новной причиной использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода, стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.

Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в развитых странах.

Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используе­мые для финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных пред­приятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных ком­паний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предостав­ляться без предварительного разрешения казначейства и министерства внеш­ней торговли.

Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.

В конце 60-х гг. роль фирменных кредитов как средства форсирования сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие прак­тика продажи в рассрочку бытовых машин и производственною оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков при­бегнуть к ней.

Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предо­ставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.

Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным по­купателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-им­портера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обра­щаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возни­кавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные опера­ции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.

Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кре­дитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблю­далась особенно плохая конъюнктура.

Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредито-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.

3. Коммерческий кредит на современном этапе

В начале 70-х годов коммерческое кредитование все еще оставалось глав­ным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовом звене. Однако свойственная коммерческому кредиту угроза нарушения цепной платежной зависимости в процессе купли-продажи товара делала другие виды кредитова­ния внешней торговли все более предпочтительными.

В современном мире львиная доля коммерческого кредита приходится на крупнейшие ТНК, которые имеют наиболее благоприятные условия реализа­ции товаров и получения причитающихся платежей. Сила таких ТНК состоит в их способности осуществлять широкий выбор вариантов тактической полити­ки по отношению к должникам и оценивать потенциальные возможности по­купателей в более раннем получении финансовых ресурсов через классический метод учета и залога векселей и другие более современные формы банковского рефинансирования коммерческого кредита.

В настоящее время преобладающей на рынке становится тенденция к удли­нению сроков реализации товаров, причем не только в фазах кризиса и депрес­сии, но и во время оживления и подъема. Если в прошлом веке наблюдалось ускорение реализации товаров (например, средний срок учета векселей в царской России сократился со 156 дней в 1870-1874 гг. до 92 дней в 1905-1909 гг. (аналогичные тенденции наблюдались и в других странах), и вплоть до 70-х годов типичным сроком учета векселя были 3 месяца), то сейчас получают развитие более длительные сроки учета векселей до 120-170 дней.

Наряду с развитием прямой продажи продукции ее конечному потребителю непосредственным производителем возрастает значение оптовых посредников, ' что способствует накоплению больших товарных запасов в различных торг­овых звеньях.

В последнее время ускоренно развивается торговля потребительскими то­варами, которая все больше влияет на торговлю в целом, на производственный процесс и на развитие кардинальных связей между производителями и потребителями. Резко возрос товарооборот между компаниями, входящими в состав одной ТНК.

Все это во многом предопределило уровень и формы развития кредита во внешней торговле в 80-е годы.

В последнее время все больше и больше становится заметным государст­венное субсидирование экспорта. Правительства развитых стран стали чаще и в больших объемах направлять на эти цели часть мобилизованных у налогоп­лательщиков в бюджет средств для улучшения платежного баланса страны, поддержания уровня занятости и экономической активности в экспортных отраслях промышленности.

Поскольку экспортные кредиты в первую очередь требуют наличия боль­ших денежных фондов, государство стремится снять с себя часть бремени по их аккумуляции и привлекает основную массу необходимых ресурсов с част­ных рынков капитала, а собственные бюджетные средства направляет только на доведение условий предоставления внешнеторговых кредитов до конкурен­тоспособного уровня, понижая процентные ставки по ним и увеличивая период кредитования. Соответственно, чем больше условия предоставления внешне­торговых кредитов отличаются от существующих на внутреннем рынке капи­тала, тем выше расходы правительства. Теоретически при такой системе суб­сидирования экспорта государство способно значительно "отрывать" условия своих кредитов от рыночных, но на практике его возможности в этом отноше­нии не безграничны. Это вынуждает развитые страны искать компромиссы в данной области, т.е. определять рамки взаимосогласованных условий государ­ственного финансирования внешней торговли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.