рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике

       Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России: «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.95 г. № 81; «О порядке публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 г. № 101;

«О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112; приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006)"О формах бухгалтерской отчетности организаций".  

           Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчетность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и не формирует       ее параллельно по российским правилам.     

   Необходимость выделения вариантов формирования отчетности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности    при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа – организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по расширенному варианту оставшиеся акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа – закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

 Кроме того, организация должна руководствоваться: планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. №56 с изм.); нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг); другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятель­ность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, немате­риальные активы и др.).

 Основным же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.

 В данном Положении устанавливается состав, содержание и мето­дические основы формирования бухгалтерской отчетности организа­ций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.




           1.3. Документальное оформление бухгалтерской отчетности

        Целью финансовой отчетности, как известно, является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) хозяйствующего субъекта. При этом особое значение приобретает такое понятие, как прозрачность отчетности, которое означает доступность и понятность информации о существующей ситуации, принятых решениях и действиях всем участникам рынка.

           Как свидетельствует мировая практика, предоставление прозрачной и полезной информации является необходимым условием функционирования организованного и эффективного рынка.  В случае отсутствия полезности информации могут не знать истинного финансового положения предприятия даже его руководители, а другие участники рынка тем более могут быть введены в заблуждение, что негативно сказывается на работе рынка.

 Надежность выводов, полученных внешними пользователями на основе бухгалтерской отчетности, предопределяется качеством содержащихся в ней данных. Во избежание неправильного информирования пользователей, сведения в отчете проверяются на предмет соответствия их действующим положениям нормативных актов. Эта работа выполняется непосредственно в организации, а также аудиторами, имеющими лицензии на проведение аудиторских проверок.

       Информация должна быть объективной по отношению к различным пользователям. Хотя бухгалтерские (финансовые) отчеты по своему содержанию предназначены для целей предоставления информации, необходимой в процессе принятия решений, сама их структура не должна влиять на выбор решения, предопределять какой-либо результат.

   При оценке достоверности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, необходимо учитывать факторы неопределенности. Хотя эти отчеты основываются на событиях, имевших место в прошлом, смысл многих из них раскрывается только при их рассмотрении с точки зрения последствий для будущего (например, размеры сомнительных долгов). В момент подготовки отчетов точно определить эти последствия невозможно. Поэтому составителям бухгалтерских отчетов при оценке этих последствий необходимо проявлять осмотрительность; возможность проверки. Данные об операции или событии, содержащиеся в бухгалтерских отчетах, могут быть проведены в том случае, если независимые аудиторы согласятся, что они с разумной степенью точности соответствуют основным операциям или событиям.

Сопоставимость позволяет пользователям проводить как динамический, так и структурный анализ. Составление бухгалтерских (финансовых) отчетов в сопоставимом виде дает возможность исследовать коммерческую деятельность различных организаций или одной; и той же организации за определенный период.

Закон «О бухгалтерской отчетности», ПБУ 4/99, а также приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13.01.2000 г. № 4н установили составные части бухгалтерской отчетности. Начиная с 1 января 2000 г. в годовой бухгалтерский отчет включаются:

- бухгалтерский баланс — форма № 1;

- отчет о прибылях и убытках — форма № 2;

- пояснения к отчетности, куда входят:

- отчет об изменениях капитала — форма № 3;

- отчет о движении денежных средств — форма № 4;

- приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

- отчет о целевом использовании полученных средств — форма №6; .

- пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета;          

           5.Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с требования-ми законодательства подлежит обязательному аудиту.

           В составе промежуточной бухгалтерской отчетности организация

может представлять кроме бухгалтерского баланса (форма № 1)

и отчета о прибылях и убытках (форма № 2) иные отчетные показатели (отчет о движении средств (форма № 4) и др.), а также пояснительную записку.

         Годовая или промежуточная бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе отчетности.

            Рассмотренные выше элементы бухгалтерского отчета взаимосвязаны, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информацию представленную в балансе (форма № 1), дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках (форма № 2), и наоборот.

         При составлении бухгалтерской отчетности организация может разрабатывать формы бухгалтерской отчетности самостоятельно, что позволяет учитывать особенности и условия деятельности организации, повысить информативность отчетности за счет выбора наиболее подходящей формы представления данных, облегчить пользователям отчетности работу с ней за счет концентрации только на существенных показателях, а также изначально готовить отчетную информацию в виде, пригодном для публикации.

     Разрабатываемые организацией формы бухгалтерской отчетности должны обеспечивать:

- полноту информации;

- последовательность представления информации во времени;

- нейтральность информации;

- возможность сравнения данных во времени;

- существенность информации.

Полнота информации. Бухгалтерская отчетность должна давать

достоверное и полное представление о финансовом положении

организации, финансовых результатах ее деятельности и об изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами по бухгалтерскому учету.

        Последовательность представления информации во времени. Организация должна придерживаться принятых ею форм бухгалтерской отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности возможно в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности, появлении существенно нового типа активов или пассивов.

         Нейтральность информации. Нейтральность информации обеспечивается тем, что избранная организацией форма представления информации отвечает интересам разных групп пользователей отчетной информации, не оказывает влияния на решения и оценки пользователей отчетной информации и не предопределяет их.

         Возможность сравнения данных во времени. Избранные организацией формы бухгалтерской отчетности должны предусматривать указание по каждому числовому показателю (кроме отчета за первый отчетный период) данных минимум за два года - за отчетный и за предшествующий. Если организация решает раскрывать данные за более длительные периоды (три года и более), то по каждому числовому показателю в отчетности приводятся данные за несколько лет. Сравнительные данные должны приводиться как в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, так и в пояснительной записке и других отчетах.

  Существенность информации. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, то есть когда без знания о них заинтересованные пользователи не могут оценить финансовое положение организаций, финансовые результаты ее деятельности и изменения в ее финансовом положении.    

         Заголовочная часть. Каждый отчет должен иметь заголовочную часть, в которой указываются:

- наименование отчета («Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств» и другие);

- отчетный период - в отчете о прибылях и убытках и др. («за 2006 г.»), или отчетная дата - в бухгалтерском, балансе («на 31 декабря 2006 г.»);

- наименование организации и ее организационно-правовая форма;

- единица измерения и формат представления числовых показателей (тыс. руб. или млн. руб.).

В отчете, представляемом в налоговый орган и орган государственной статистики, помимо указанных реквизитов приводятся:

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- вид деятельности, признаваемый основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных Госкомстатом Российской федерации;

- форма собственности согласно Классификатору форм собственности;

- полный почтовый адрес (на бухгалтерском балансе);

- дата утверждения;

- дата отправки/принятия.   

      В отчете, представляемом в налоговый орган и орган государственной статистики, все перечисленные реквизиты сопровождаются соответствующими кодами из утвержденных классификаторов.

         Содержательная часть. При разработке форм бухгалтерской

отчетности необходимо исходить из состава показателей, подлежащих раскрытию в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Стоимостные показатели приводятся в бухгалтерской отчетности

без десятичных знаков в тысячах или в миллионах рублей (если организация имеет существенные обороты продаж, обязательств и т.п.).

 Подписи в отчетности. Бухгалтерская отчетность должна быть

подписана руководителем и главным бухгалтером организации. Их подписи проставляются в конце каждой формы бухгалтерской отчетности.

         Реквизит «Подпись» должен включать:

- наименование должности лица, подписавшего отчет (например:

«Генеральный директор акционерного общества», «Председатель правления акционерного общества», «Главный бухгалтер акционерного общества»);

- собственноручную подпись лица;

- расшифровку подписи (фамилия и инициалы).

      Датирование отчетности: Бухгалтерская отчетность организации должна быть датирована, то есть должна быть указана фактическая дата подписания ее руководителем и главным бухгалтером организации.               В бухгалтерской отчетности дата подписания проставляется одним из следующих способов: на каждой форме бухгалтерской отчетности или на бухгалтерском балансе. Дата подписания бухгалтерской отчетности проставляется после подписей машинописным или рукописным способом. Наличие даты подписания бухгалтерской отчетности имеет значение для раскрытия событий после отчетной даты.   Все формы бухгалтерской отчетности заполняются на основании остатков по счетам Главной книги. Статьи актива баланса заполняются по данным дебетовых остатков активных счетов, а статьи пассива баланса — по данным кредитовых остатков пассивных счетов.

       Счета, отражающие состояние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам этих счетов должно быть представлено в активе, а кредитовое сальдо - в пассиве. Например, показатели формы «Отчет о прибылях и убытках» заполняются на основании данных дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»: Некоторые показатели бухгалтерской отчетности заполняются на основании данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Однако основным источником информации для заполнения форм бухгалтерской отчетности остается Главная книга.

        Проверка записей на счетах бухгалтерского учета. Чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, должны соблюдаться следующие условия:

- отражение хозяйственных операций В бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов;

-отражение за отчетный период всех хозяйственных операций, а также результатов инвентаризации, если она проводилась;

- совпадение данных синтетического и аналитического учета.

        Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части:

- составление бухгалтерских записей (проводок) на основании надлежаще оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей). Это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный период. Именно на этом этапе от бухгалтера требуется хорошее знание, как нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства;

- перенос всех фактов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей) в регистры бухгалтерского учета (например, в журнал регистрации хозяйственных операций и др.);

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.