Конкуренция, как важное условие функционирования рыночной экономической системы
Министерство образования Р.Ф.
Средняя школа №91
Курсовая работа
По экономической теории.
Тема: «Конкуренция, как важное условие функционирования
рыночной экономической системы».
Работу выполнил
Ученик 11Ф класса
Яровой А.П.
Научный руководитель:
Попова Т.Б.
Нижний Новгород 2006
Содержание.
Введение…...………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие,
виды и сущность конкуренции.
1.1
Понятие
конкуренции……………………………………………6
1.2
Сущность
конкуренции………………………………………….8
1.3
Виды
конкуренции…………………………………………….....9
Глава 2.
Конкуренция и рыночная экономика.
2.1
Конкуренция в рыночной экономике………………..18
2.2
Методы конкуренции: ценовая и не
ценовая. Рыночные и внерыночные формы…………………………………………………20
2.3 Статистические
данные конкуренции…………………………..29
2.4 Современные
подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной
конкуренции………………………………………..35
Глава 3 Антитрестовская политика.
3.1 Роль
государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке………………………………...38
3.2
Методы антимонопольной
промышленности………………...47
3.3 Антитрестовская политика и мировая экономика……………55
3.4 Будущее антитрестовского законодательства………………...57
Заключение…………………………………………………….58
Список литературы…………………………………..60
Введение
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм , состоящий из огромного количества
разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных
структур , взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм
бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это
организованная структура, где "встречаются" производители и
потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса
потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут
купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это
количество товара, которое производители продают по определенной цене )
устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной
организации рынка определяющее значение имеет количество производителей
(продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе
обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это
количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между
ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим
сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) .
Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений
между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров
на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется
конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен
и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе
, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о
заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба -
это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению
рынка товарами.
В качестве средств в
конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют,
например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия
поставок и платежей, информацию через рекламу.
Главной отличительной чертой,
раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с
централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует
прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый
действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он
больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком
рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает
настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности,
в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив
конкуренции на выбранных рынках.
Некоторые
представители нынешней власти уповают на старые советские методы
командно-административного управления экономики, хотя в мире давно известно про
их неэффективность и отсталость. Как мне кажется (и я далеко не одинок в своём
мнении), идти необходимо в совершенно противоположном направлении - путём
рыночных реформ и преобразований, какими бы тяжелыми они не были.
Процесс
становления рыночной экономики довольно длителен и неотделим от становления и
развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего
процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую
очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция
неотделимы друг от друга. Конкуренция- один из основных принципов существования
рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут
полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу
хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий,
деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании
производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и
услуг.
Итак,
рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде
всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в
отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение.
Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и
потому их изучение для нас важно и актуально.
Таким образом,
конкуренция - это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи
производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше
исследовать тему конкуренции.
Целью моей
курсовой работы является:
1) выяснить
понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на
развитие товаропроизводителей и национальной экономики в целом.
2) установить, как
конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и
производителей в различных рыночных ситуациях.
Глава 1.
1.1 Понятие конкуренции.
Конкуренция- термин латинского
происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие
конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным
определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма
существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с
другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке
товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров
для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно
конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного
производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает
из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Конкуренция содержит в самой себе
противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие
саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих
единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от
требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление
монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе
не в состоянии сохранить себя в ’’чистом’’ виде и переходит в свою противоположность-
монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих
странах под воздействием антимонопольного законодательства, - следствие
противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового
хозяйства в целом. Тем не менее, конкурентные тенденции на развитом рынке
существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями
в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в
виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия
не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются
борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против
слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех
более слабых соперников.
В реальности конкуренция строится
по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц,
имеющих свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм -
гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам
(’’нишам’’) рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В
конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.
Конкуренция носит для участников
рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей,
объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять
новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать
цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически
воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения,
заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых
факторов производства.
Деятельность любой хозяйственной
единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю. С одной стороны
- это внутренний непосредственный контроль в рамках фирмы, а с другой - это
внешний опосредствованный контроль на рынке со стороны фирм-конкурентов через
конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является
жёсткой, но беспристрастной. Объективность оценки возможностей любой
хозяйственной единицы определяются тем, что, в конечном счете, оценку выносит
покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдаёт
предпочтение товарам того или иного конкурента.
Конкуренция- это самый эффективный
и дешёвый метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат.
Такого рода контроль является важной и динамичной силой, ибо постоянно толкает
производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объёма
сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
1.2 Сущность конкуренции.
Конкуренция выполняет функцию
стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса.
Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию,
когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём
применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей
следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и
развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе
возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство
благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению
новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является
саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение
интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и
готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что
приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли,
производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до
сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских
вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в
перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее
прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и
мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать.
Конкурентный режим хозяйствования - это антипод бесхозяйственности,
расточительности. Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая
из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|