Поэтому решение вопроса о том, кто
конкретно будет ведущим приобретает первостепенное значение.
Этапами подготовки праздника можно назвать следующие:
1. Постановка целей
Начать следует с четкого определения цели
спецсобытия, согласования ее со всеми заинтересованными сторонами. «Цели нужно
довести до сведения всех участников подготовки мероприятия. Это помогает
избежать разноплановости действий и достичь принципиальной скоординированности
усилий».[71]
Цели у праздника могут быть рациональными и
иррациональными[72].
К рациональным целям относятся:
• знакомство;
• формирование желаемого будущего;
• инициирование — запуск процесса;
• отстранение от прошлого, забот;
• следование традиции с утерянным первоначальным
смыслом;
• времяпрепровождение.
Иррациональные цели праздника могут быть следующие:
• адаптация, когда организации нужно, чтобы люди к
чему-либо привыкли;
• интеграция, когда необходимо, чтобы сотрудники
объединились и работали, как слаженная машина, и организация в целом была
интегрирована с внешней средой;
• целедостижение: чтобы работники все вместе
достигали поставленных целей, и деятельность каждого способствовала продвижению
общих идей;
• поддержание ценностного стандарта организации,
чтобы все одинаково понимали, что хорошо и что плохо, что ценится, а что не
ценится в данной фирме.
Таким образом, локальные цели праздника — адаптация,
интеграция. Глобальная цель заключается в гармонизации организационной
структуры фирмы.
Достижение поставленных целей предполагает решение
соответствующих задач:
Определение организатора мероприятия: внутреннее
PR-подразделение или сторонняя консультационная фирма
2. Определения круга участников, их роли;
3. Назначение ответственного за подготовку и
проведение мероприятия
Составление списка приглашенных;
4. Выбор места проведения мероприятия;
5. Программа праздника и подробный сценарий
Разработка детальной программы и сценария,
расписанного по минутам. «Все возможные варианты отклонений от сценария
необходимо предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля.
Экспромтов и сюрпризов для организаторов спецмероприятия не должно существовать
– их следует оставить только для публики».[73]
Среди моментов, определяющих насыщенность и
профессионализм проведения праздника следует выделить:
Разработка оригинальной концепции, сценария и
текстов, учитывающих специфику вашей фирмы и вашего бизнеса;
Постановка корпоративного праздника силами ваших
сотрудников;
Конкурс номинаций;
Презентация отделов и подразделений;
Правильный подбор места проведения мероприятия;
Разработанная с учетом особенностей организации
концепция призов и подарков;
Правильный подбор артистов, исполнителей, музыкальных
групп;
Организация банкета или фуршета;
Организация фейерверка любого уровня сложности;
Украшение зала и сцены;
Звуковое и световое обеспечение;
Мультимедийная презентация и поддержка концерта;
Конкурсы и игры
«Телемосты»
Корпоративные фильмы
6. Определение бюджета мероприятия
7. Освещение в СМИ (здесь следует отметить, что
далеко не все корпоративные праздники стоит афишировать для внешней среды
организации, однако некоторые мероприятия, которые могут быть интересны не
только сотрудникам фирмы, но и более широкой общественности, могут быть освещены
в СМИ). Необходимо подготовить все условия для удобной работы журналистов:
посадочные места, достаточное количество розеток для аппаратуры, средства связи
(телефон, компьютер, принтер, факс, Интернет), а также напитки и закуски.
«Отсутствие условий для своей работы на объекте журналисты воспринимают как
пренебрежение конкретными СМИ, общественным мнением и потому освещение события
может получить негативный оттенок».[74]
8. Анализ результатов.
Необходимо:
Выяснить удалось ли достичь поставленных целей
мероприятия;
Проанализировать ошибки и форс-мажоры;
Провести мониторинг СМИ (если мероприятие освещалось
в СМИ) и опрос участников;
Проследить изменения в межличностных коммуникациях,
поскольку они отражают психологический климат в организации и представляют
собой субъект исследования и предмет работы.
Корпоративный
праздник – это сильнодействующий инструмент PR. Это означает, что его грамотное использование
приводит к ощутимым изменениям и реально измеримым результатам. Но как в целом
в области PR, так и в полной мере применительно к праздничным
мероприятиям, существует проблема объективного измерения полученного эффекта. В
«нематериальной» области эта проблема настолько актуальна, что количество
исследователей, занимающихся ее разрешением невероятно велико. Давно
существующие и признанные методы оценки вложенных затрат и полученной прибыли
в данной области работают крайне редко. Положение осложняется еще и тем, что
большинство приемов PR, в том числе и корпоративные праздники, являются
долгосрочным вложением денег, идей, рабочего времени и труда целого ряда
специалистов. Так, результат может проявиться на следующий день после
проведенного корпоративного праздника, а может стать заметен только по
прошествии достаточно длительного периода времени (когда большинство членов
выбранной целевой аудитории уже не будут связывать происходящие изменения с
прошедшим праздничным мероприятием).
Оценка
эффективности корпоративного праздника складывается из анализа очевидного факта
достижения/не достижения поставленной цели. То есть, планируя праздничное
мероприятие, ставя перед ним цели и задачи, нужно заранее продумать и систему
оценки эффективности задуманного праздника. Это, пожалуй, наиболее сложная
задача в организации корпоративных праздников. Ведь заказчик, грамотно оценив
полученный результат и адекватно его интерпретировав, становится постоянным
клиентом у организаторов праздников и в полной мере пользуется всеми
возможностями данного инструмента PR. И наоборот, не заметив полученного эффекта,
заказчик разочаровывается в корпоративном празднике, как в действенном способе
достижения определенных целей, и перестает вкладывать возможные средства в
развитие данного направления работы, что, в свою очередь, может повлечь за
собой нежелательные изменения в общей организационной культуре компании.
Таким
образом, можно утверждать, что единого способа анализа эффективности корпоративного
праздника не существует. Те варианты, которыми пользуются компании на данный
момент, работают не постоянно и применимы только к определенному виду
праздничных мероприятий. Так, например, при организации «внешнего»
корпоративного праздника, имеющего своей целью создать спрос на предоставляемые
услуги/товары (своего рода презентация услуги/товара, способствующая росту
потребительской активности), методом измерения полученных результатов может
стать сравнение уровня спроса на товар/услугу до проведения мероприятия и после
его проведения. Но сложностью здесь является то, что рост потребительского
спроса произойдет не мгновенно, а результат окажется растянутым во времени и от
этого может быть не учтен.
Поведение руководителя на
корпоративном празднике во многом обеспечивает его успех. Однако изучение
психологии поведения в этих условиях не слишком разработано. Поэтому отметим
некоторые типичные ошибки руководителя и дадим некоторые рекомендации.
Типовые ошибки при проведении корпоративных
вечеринок:
руководитель, желая сделать подарок подчиненным,
устраивает вечеринку в ресторане, который в обычной жизни персоналу фирмы не по
карману. Что происходит? На вечеринку (к огорчению руководства) не является добрая
половина сотрудников. Нет, это не пренебрежение к традициям компании. Просто им
было неловко. Им нечего одеть в такое шикарное место. Они не знают этикета,
принятого в таких местах. Они не знают, как себя вести с официантами. Чтобы не
ставить себя и Вас в неловкое положение, они решили не ходить вообще. Конечно,
потом они скажут, что у них болела голова, или заболел ребенок. Но настоящая
причина в том, что руководитель выбрал неподходящее место.
руководитель приходит на вечеринку в том же костюме,
в котором ходит в офисе. Таким образом, он дает понять, что относится к
мероприятию как к элементу своих служебных обязанностей. Он здесь на работе.
Это на самом деле так, только работая на вечеринке, руководитель должен делать
вид, что отдыхает. Это самая трудная работа, но именно это и является мерилом
профессионализма.
противоположный вариант. Руководитель приходит в
пиджаке, расшитом золотом, на спине у него, как у хоккеиста написана фамилия.
Но не его, а ARMANI. Его новые супермодные туфли сверкают бляхами. На его столе
большая коробка с кубинскими сигарами и золотая гильотина для отрезания их
кончиков (кончиков сигар, конечно). Зажигалка "Cartier" соперничает в
блеске с часами "Patek Philip". Руководитель, таким образом демонстрирует
ту пропасть, которая пролегла между ним и его сотрудниками. Я не призываю
явиться в костюме бомжа, но здесь - то место, где должна быть проявлена
сдержанность в подборе туалета.
руководитель напивается и безобразничает.
Комментировать, похоже, и не нужно.
руководитель не пьет совсем (что еще хуже), смущая
этим и без того смущенных сотрудников.
руководитель присутствует на вечеринке "до
последнего клиента". Поясним, что по правилам делового этикета, с
неформальных мероприятий никто не может уйти, пока присутствует шеф. Он сам
должен почувствовать, когда его присутствие становится уже сдерживающим
фактором для подчиненных. В это время он тихонько, не привлекая к себе
внимания, уходит. Через 10-15 минут то же самое должны сделать его замы, затем
- руководители отделов. После этого начинаются "бои без правил".
Низший эшелон начинает настоящий оттяг. За что и будет вам очень благодарен.
руководитель не танцует. Не нужно стараться
перещеголять Рикки Мартина. Но танцевать вы обязаны уметь по статусу!
руководитель ни в чем не участвует. Ни в пении под
караоке, ни в дурацком конкурсе на раздевание, ни в идиотском срезании никому
не нужных сувениров с завязанными глазами. Ни в чем. Вместо этого он
притворяется элементом интерьера и с серьезным видом наблюдает за тем, как дурачатся
его сотрудники. На приглашение принять участие, он учтиво отвечает: "Спасибо,
я здесь постою - посмотрю".
руководитель привозит на вечеринку свою жену (своего
мужа). Как вариант - не свою жену (не своего мужа). Чем невероятно смущает
собравшихся. И особенно себя. Не секрет, что человек реализует себя в различных
социальных ситуациях по-разному. Мы дома одни, на работе другие. Это нормально.
И приведя жену (если не было оговорено, что все приходят с женами/мужьями) не
спрашивайте, почему у ваших людей удивленные лица. Просто они не узнают своего
шефа.
руководитель ограничился выбором места проведения и
меню, предоставив сценарий вечера случаю. И превратив, тем самым, важнейшее
мероприятие внутреннего PR в банальную пьянку. Продвинутые люди сегодня даже
программу собственного Дня рождения продумывают.
руководитель поручает вручение подарков секретарше.
Не буду говорить об этом слишком много. Просто приведу в пример армию. Медали
отличившимся вручает не писарь в каптерке, а командир перед строем. Ценность
награды возрастает многократно. Даже для собаки важно, из чьих рук она получает
косточку. Именно владельца этих рук она и будет считать своим хозяином. Именно
за него пойдет в огонь и в воду. А Ваши подчиненные чем хуже?
Что же должен делать руководитель? Как себя вести?
Набор правил прост и короток, Вы его без труда усвоите. Справедливости ради
нужно сказать, что Вы не прочтете этого в руководстве по этикету и книге по
менеджменту. Перечень этих правил - результат практической работы и
отслеживания ее результатов. Понятно, что, во-первых, не следует делать тех
ошибок, о которых шла речь выше.
Далее. Первое лицо компании должно произнести первый
тост. В абсолютной тишине и при стопроцентном внимании всех собравшихся. У всех
в руках бокалы. У всех налито. У всех на лицах печать торжественности:
"шеф говорит!". В первом тосте юмор, конечно, допустим, но в аптечной
дозировке.
Наиболее предпочтительные темы тоста:
каких успехов мы добились сообща
каких успехов мы еще добьемся сообща
как я рад, что работаю с такими людьми, как вы
как благодарна вам компания за тот вклад, который вы
сделали
В любом случае, первый тост должен быть направлен на
собравшихся.
Позднее руководитель произносит еще и четвертый, либо пятый тост. Это тост,
выделяющий определенную категорию сотрудников. Он может предложить выпить за
женщин, работающих в компании, за самых молодых сотрудников, за ветеранов
фирмы, за тех, у кого в этом году родились дети и так далее. Больше тостов без
особой нужды руководитель не произносит.
Дальнейшая его участь еще печальнее. Он обязан принимать все приглашения на
танец. И танцевать с воодушевлением, однако не позволять себе двусмысленностей,
вроде чрезмерного прижимания к себе партнерши.
Обязательно он обязан подойти с бокалом к каждому из ключевых сотрудников (их
не бывает много) и выпить за него (не обязательно до дна). При этом уместно
сказать несколько проникновенных слов. Это делается без привлечения внимания.
Как бы, по секрету.
И последнее. Шеф не должен тянуть на себя одеяло на
корпоративной вечеринке. Понятно, что здоровое честолюбие часто является
стимулом к карьере. Но мероприятие, о котором идет речь, делается для
коллектива. И это должно быть заметно. Следует поощрять самовыражение и
раскрепощенность сотрудников, поощряйте веселье и включенность всех участников,
но не стоит старайться возвыситься и явно управлять процессом.
Корпоративные праздники являются одними из самых
заметных проявлений корпоративных традиций. Корпоративный праздник -
специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией,
организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой
аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни компании либо общества,
и являющееся средством поддержания организационной культуры или достижения коммерческих
целей организации. Это сильнодействующий инструмент PR, грамотное
использование корпоративного праздника приводит к ощутимым изменениям и реально
измеримым результатам.
Основное направление деятельности Холдинговой
Компании «Корпорация Дженерал Сателайт» - развитие рынка телекоммуникаций,
разработка и продвижение проектов в сфере Hi-Tech.
12-летний опыт работы позволил Корпорации занять не
только лидирующие позиции по дистрибуции оборудования для спутникового и кабельного
TV и интеграции TV систем, но и создать собственное производство цифровых
спутниковых терминалов. Сегодня цифровые спутниковые терминалы General Satellite можно купить не только в России, но и за рубежом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|