· Развитие персонала.
1.3.2 ТЕРМИНОЛОГИЯ КОУЧИНГА.
Коучинг - процесс, направленный на достижение целей в различных
областях жизни. Это технология партнерского взаимодействия с коучем, с самим
собой, с окружающим миром.
Термином «коуч» обозначают
специалиста, проводящего «коучинг» - процесс Коуч консультирования.
Термином «коучируемый» - клиента, в
роли которого может выступать как отдельный человек, так и команда,
организация. Коучинг проводится в форме регулярных встреч, которые называются сессиями
коучинга.
Коучинг - это технология, перемещающая из зоны проблемы в
зону эффективного решения. Это система, которая позволяет увидеть,
почувствовать новые подходы и возможности, позволяет раскрыть ваш потенциал и
«навести порядок» во многих областях жизни. Коучинг - это взаимодействие
партнеров, и коуч в этом взаимодействии не выступает в роли консультанта, не
дает советов или рекомендаций. Это противоречило бы одной из основных задач
коучинга - раскрытию потенциала человека.
1.3 ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ
КОУЧИНГ?
Что люди получают от коучинга?
Опишу пять главных, описываемых результатов коучинга:
1. Построение такой жизни, которая позволяет
ставить и осуществлять важные личные цели, позволяет обрести внутреннюю гармонию. Коуч предлагает
стратегии для управления временем, жизненной гармонией и качеством жизни.
2.Обретение силы и усиление жизненной мотивации. Коуч поможет вам сосредоточиться на том, что наиболее
важно для вас, и действовать согласно этим ценностям. Воодушевление, мотивация
и удовольствие - вот что обычно сопровождает этот процесс.
3. Достижение и увеличение благосостояния. Если мы четко определяем для себя, какие блага мы хотим
получить, наша жизнь организуется таким образом, чтобы эти блага нам
обеспечить. В результате мы становимся и более счастливыми и более успешными.
4.Преодоление трудностей и барьеров. Часто нам приходится сталкиваться с огромным количеством
разнообразных внутренних и внешних препятствий. Благодаря качественно
проведенному коучингу, внутренние блоки могут исчезнуть, а внешние блоки - быть
преодолены. Это наиболее эффективный путь.
5.Прояснение своих целей и сосредоточение на
приоритетах. Если ты четко знаешь, чего именно
хочешь от жизни, процесс получения этого становится гораздо проще. Хорошо
определенные цели и установки на будущее позволяют нам расслабиться и
сосредоточиться на том, что действительно важно именно сейчас.
Роль коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту
определиться с приоритетами и поддерживать в нем решимость добиться цели и
ответственность за ее достижение.
Коуч фокусируется на созидании, на достижении целей, на
создании результатов. Его клиент - человек, который хочет идти к своим целям.
Коучинг направлен из настоящего в будущее, прошлое при этом не рассматривается.
Цели и направление работы определяет клиент, а коуч сопровождает его на этом
пути.
Для кого предназначен коучинг? Для всех, кто хочет сделать
свою жизнь счастливой и успешной, для всех - от высокостатусных
предпринимателей до матерей-одиночек. Коучинг начинается с вопроса: «Чего ты
хочешь?». Если клиент не определился с ответом, коуч поможет ему выяснить его
истинные желания и поддержит на пути обретения этой истины.
Коуч не учит своего клиента, как делать, он создает условия
для того, чтобы обучаемый понял самостоятельно, что ему надо делать, определил
способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее
удобный (удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил
основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности клиента).
Собственно коучинг может рассматриваться и в качестве
метода планирования собственной жизни, управления ее изменениями и развитием.
Целью в этом случае является создание самого себя как личности с необходимыми,
желаемыми качествами и характеристиками в социальном, личностном,
межличностном, материальном и духовном аспектах.
Если вести речь о корпоративном коучинге, то первостепенной
задачей коуча является прояснение индивидуальных целей клиента, выяснение
возможностей «встраивания» их в цели организации и возможности достижения
собственных целей при условии работы в данной организации.
С помощью коучинга можно придать новую окраску личным целям
работников, связать достижение персональных целей и целей организации. Когда
работники начинают понимать, что они достигают своих целей здесь, на
предприятии, они начинают жить в организации, работать ради организации.
Работая ради организации, они работают ради себя. Перестают быть
временщиками и начинают работать на перспективу. Работать в этой организации
для них может стать честью и привилегией.
1.4 ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА.
1.4.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА.
Принцип осознанности
и ответственности.
Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения
границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей
необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом
самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные
техники, главная из которых - вопросные технологии коучинга.
В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности.
В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он
свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои
желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к
осуществлению выбранной им цели;
наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь, выбрал из всего
многообразия намеченных путей свой единственный и стал действовать в
соответствии с выработанным им планом для достижения конкретного результата.
Основной постулат коучинга заключается в том, что каждый
человек (команда) способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и
выбрать оптимальный темп движения. Этот постулат применим и для организации в
целом.
Преспозиции коучинга.
• Все люди обладают
способностью к развитию.
•
Люди способны изменяться только в тех случаях,
когда хотят этого и готовы к этому.
•
Наши убеждения, относящиеся к собственному
потенциалу, прямо связаны с нашей успешностью.
•
То, как мы определяем успех, окажет прямое
воздействие на наши достижения.
•
Мы ограничиваем наш потенциал рамками наших
убеждений (например, считая, что определенные вещи невозможны из-за внешних или
ситуационных барьеров).
•
Люди учатся только тогда, когда по-настоящему
вовлечены в процесс.
•
Мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем,
однако обучение происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на
будущее (см. теорию обучения Колба).
•
Для того чтобы помогать другим, мы должны
непрерывно прогрессировать сами.
1.4.2 КАК РАБОТАЕТ КОУЧИНГ.
Коучинг лучше всего приспособлен к бешеному ритму
современной жизни. Каждая коуч-консультация нацелена на то, чтобы удовлетворить
личные и профессиональные потребности клиента и способствовать достижению его целее.
Клиентами коучинга могут быть все без исключения люди.
Существует единственное требование - активное включение самого человека в
процесс исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно,
всесторонне посмотреть на свою жизнь.
При исследовании реальности, в которой находится клиент
перед выбором пути, он касается таких сфер:
· материальной составляющей;
· идеального представления клиента об исследуемой сфере;
· эмоциональной насыщенности проблемы;
· представлений и знаний клиента по теме исследования;
· последовательности, организованности действий клиента в
реальной жизни.
Этот алгоритм универсален для любых обсуждаемых тем как
личного, так и общественного плана.
Коучинг используется здесь как общий термин, охватывающий
те подходы, техники, эксперименты и практики, которые применяются для
совершенствования личности, для достижения ее целей.
О какой бы школе коучинга ни шла речь, всегда есть нечто
общее, которое определяет, что такое коучинг:
·
«Процесс партнерского взаимодействия (сопровождения),
направленный на достижение результата, цели».
·
«Постепенный процесс по увеличению осознания и
способностей личности».
·
«Процесс взаимодействия, который направляет
внимание личности на области ее развития и проясняет их».
·
«Система принципов и техник, направленная на то,
чтобы расширить свои возможности и получить в жизни как можно больше того, чего
хочется».
·
«Процесс вовлечения человека в управление самим
собой».
·
«Процесс получения удовольствия от своей
деятельности».
При таком подходе цель крепче удерживается, существенно
повышается вероятность достижения и клиент готов отстаивать свои позиции изо
всех сил.
1.4.3 ХАРАКТЕРИСТИКИ КОУЧИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ.
Коучинг систематичен. Используются строгая последовательность
этапов, система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять.
Коучинг направлен. Коуч предлагает исследовать что-то или
делать что-то.
Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его реальности или точек зрения. Ему
предоставляется безопасное пространство, в котором он может свободно высказать
свои мысли без каких-либо оценок, хорошие они или плохие, правильные или
неправильные. Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает
что-то новое самостоятельно. Ему не навязывают новые умственные ограничения и
убеждения.
Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы - свободы выбора клиента. В
основном, коучинг проводится в виде диалога между коучем и клиентом. Для
клиента просто нужно, чтобы он хотел работать над своими целями. Коуч
предлагает клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и
рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого - вопросы коуча и
его заинтересованность в ответах клиента.
Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями
людей, не меняя их внешнего окружения.
Коучинг — это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы
сопровождать людей на пути улучшения своей жизни.
В коучинге
большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент
вкладывает в тот или иной термин, слово или действие.
1.4.4 ЭТАПЫ КОУЧИНГА.
Коучинг не имеет одного единственно верного варианта
реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за
счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении,
самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и
жизнь в целом.
Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные
технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах
использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП.
В организационном коучинге успешно применяются испытанные
приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки целей).
Его ключевые задачи - это:
1. Определение задач и цилей (расстановка целевых ориентиров,
приоритетов);
2. Исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и
ограничений)
коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая
вопросы и активно слушая;
сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней
совместно с коучем.
3. Определение внутренних и
внешних препятствий на пути к результату:
коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении
цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;
сотрудник: исследует свои внутренние и внешние
препятствия.
4. Выработка и анализ
возможностей для преодоления препятствий:
коуч: задает вопросы и использует другие методы,
провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;
сотрудник: исследует возможности для преодоления
препятствий.
5. Выбор конкретного варианта
действий и составление плана:
коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;
сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант
и составляет план действий.
Коуч и сотрудник договариваются о том, что
конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).
Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные
намеченные шаги с установленными сроками их достижения.
1.5 ДОСТОИНСТВА КОУЧИНГА.
Джон Уитмор в своец книге “Новый
стиль менеджмента и управления персоналом” выделяет
следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной
деятельности:
-
Улучшение продуктивности деятельности. Это главное,
для чего применяется коучинг.
-
Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.
-
Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва
от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.
-
Улучшение взаимоотношений в коллективе.
-
Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений
и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.
-
Лучшее использование мастерства и ресурсов людей.
Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.
-
Многократно возрастают личная эффективность клиента
и скорость его продвижения к цели.
-
Большая гибкость и адаптивность к изменениям. В
будущем потребность в гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная
конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные
коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность
создают эту потребность в течение нашей жизни. Б таких условиях может выжить
только гибкий и адаптивный.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|