рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Кредитная политика банка

Б=Реi  Клi ;   (3.6)  ,

где  Б -  сумма баллов ;

Реi - рейтинг i-го показателя;

Клi - класс i-го показателя .

По сумме баллов предприятию присваивается класс кредитоспособности (I, II, III). I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах. Предприятие наиболее кредитоспособно, если ему присвоили  класс  I .

Пример определения суммы баллов приводится в  таблице 3.4

При коэффициентах и показателях, все значения которых соответствуют I классу, количество баллов равно 100, II  классу - 200 и III  классу - 300 (варианты I,II,III). Поэтому предлагается, что при промежуточной величине баллов близко к 100 (т.е. 100-150 баллов) присваивается  I класс, к 200 (т.е. 151-250 баллов) - II  класс и к 300 (т.е. 251-300) - III  класс

Таблица 3.4 -  Пример определения суммы баллов

вариант

1

2

3

4

5


6

показатели

Рейтинг

показателя

класс

баллы

класс

баллы

класс

баллы

класс

баллы

класс

баллы

Рейтинг

показателя

класс

баллы

Кл

40

1

40

2

80

3

120

3

120

1

40

20

3

60

Кп

30

1

30

2

60

3

90

3

90

2

60

10

3

30

Псс

30

1

30

2

60

3

90

2

60

3

90

70

2

140

Итого



100


200


300


270


190



230

класс

I

II

III

III

II


II

В 4-ом варианте фактическое значение Кл и Кпокр позволяет присвоить 3  класс, а Псс - 2  класс. В итоге Заемщик имеет 270 баллов, что соответствует III  классу.

Изменение рейтинга показателей при сохранении классности каждого из них может привести к изменению общего класса кредитоспособности. Например, в 4-м и 6-м вариантах Кл. и Кпокр и Псс имеют одинаковый класс, но рейтинг присвоен разный, В результате при 4-м варианте Заемщик имеет  III  класс, а при 6-м - II.

Наиболее кредитоспособным  в примере является предприятие, соответствующее первому варианту ( сумма балов равна 100 ;  I класс кредитоспособности) . [49]

При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели. В их числе могут быть показатели, характеризующие оборачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю продолжительность строительства, равномерность распределения дохода.

Одинаковый уровень показателей и сумма баллов достигаются влиянием разных факторов. Так, в КБ ПриватБанке увеличение общего размера ликвидных средств за счет нормируемых активов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд. Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного возврата ссуды. Рост Кл и Кп может объясняться сокращением долговых обязательств. Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента оценивать как укрепление финансового положение клиента. Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить:

- анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на коэффициенты ликвидности и покрытия;

- oценку изменения коэффициента покрытия под влиянием нормируемых активов;

- изучение изменения структуры долговых обязательств и ее воздействия на коэффициенты ликвидности и покрытия;

- анализ факторов, определивших рост или снижение показателя обеспеченности собственными средствами;

- оценку показателя обеспеченности собственными средствами с позиции достаточности собственных средств клиента ;

- анализ факторов изменения уровня коэффициентов и показателей кредитоспособности позволяет более точно определить класс кредитоспособности  а также выработать условия по данному классу.

Не рекомендуется улучшать класс кредитоспособности клиента банка или оговаривать условия кредитования по данному классу при[52]:

- улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста дебиторской задолженности или остатков готовой продукции;

- повышения коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства;

- ухудшении структуры ликвидных средств;

- фактическое наличие собственных оборотных средств в размере менее постоянной минимальной потребности в них;

- росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия;

- улучшения показателя обеспеченности производственной деятельности договорами за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками;

- сокращение долговых обязательств банку в связи с непоставками кредитуемого сырья.

КБ ПриватБанк должн получить ответ на вопрос о платежеспособности предприятия, т.е. о готовности возвращать заемные средства в срок. За счет чего предприятие будет возвращать долги, в том числе кредит, если оно получит этот кредит в банке?

Иными словами, теоретически погашение задолженности обеспечивается всеми оборотными средствами предприятия. Точно также теоретически можно было бы предположить, что если у предприятия оборотные средства превышают сумму задолженности, то оно готово к погашению долгов, т.е. платежеспособно. Однако, если предприятие действительно направит все оборотные средства на погашение долгов, то в тот же момент прекращается его производственная деятельность, т.к. из средств производства у него останутся только основные средства, а денег на приобретение материальных оборотных средств нет - они полностью ушли на выплату задолженности.

Поэтому платежеспособным можно считать предприятие, у которого сумма оборотных средств  значительно превышает размер задолженности.

Выше было отмечено , что числитель данного показателя должен значительно превышать знаменатель. Соответственно уровень показателя платежеспособности должен значительно выше единицы. Эта качественная оценка уровня показателя платежеспособности  на каждом предприятии должна быть оценена количественно.[52]

В финансовой теории  КБ ПриватБанка существуют примерные нормативы для этого показателя, который называется общий коэффициент покрытия.

В 1997-1999 гг. считалось, что он не должен быть ниже 2-2,5. В настоящее время в условиях нестабильности в экономике его минимальная величина оценивается выше - 3-4.

Однако, именно нестабильность делает невозможным какое-либо нормирование этого показателя вообще. Он должен оцениваться для каждого конкретного предприятия, по его балансовым данным. Для такой оценки надо определить сколько оборотных средств должно остаться в распоряжении предприятия после погашения текущих долговых обязательств на другие нужды - бесперебойное ведение производственного процесса, погашение долгосрочных обязательств и т.п. Кроме того следует учесть, что при определении общего коэффициента покрытия принималось в расчет источника погашения краткосрочных обязательств всю дебиторскую задолженность. Но среди дебиторов есть и неплатежеспособные покупатели и заказчики, которые по разным причинам не оплатят продукцию данного предприятия. Все эти обстоятельства и определяют, насколько должен быть выше единицы показатель общего коэффициента покрытия.

Если формализовать сказанное, то общий коэффициент покрытия будет равен [52]:

К = (Кр+Мп+Дб)/Кр = 1 + (Мп+ Дб)/Кр  ;     (3.7)

где     К - общий коэффициент покрытия;

          Мп - материальные ресурсы, необходимые для бесперебойного ведения производственного процесса;

          Дб - безнадежная дебиторская задолженность;

          Кр - величина краткосрочной задолженности всех видов.


3.2. Определение привлекательности рыночных сегментов как необходимый фактор снижения кредитного риска



В процессе анализа кредитных вложений и ссудной политики  КБ ПриватБанка была выявлена проблема несоответствия приоритетов. Основная масса кредитных вложений осуществлялась в сельское хозяйство, ко­торое имело самый большой риск возникновения просроченной задолженности и неуплаты процентов. При этом в 2005 году ему обеспечи­валась минимальная процентная ставка по банку.  В 2006 году  тор­говля, имевшая  значительные кредитные вложения,  имела далеко не приоритетную ставку кредитования, притом, что практически не имела неплатежей по кредитам и процентам.

Определить привлекательность того или иного  рыночного  сег­мента следует на основе матрицы "клиенты/услуги", по которой можно рассчитать целый ряд  коэффициентов показывающих сравнительную характеристику. Вот некоторые из них, воспользовавшись следующим примером (Y - услуги, K - клиенты)[42]:

Таблица 3.5 - Пример матрицы “ услуги/клиенты”

Услуги (i)

Группы потребителей (j)

Всего

первая

(100 клиентов)

вторая

 (200 клиентов)

третья

(50 клиентов)

первого вида

150/70

210/190

70/50

430/310

второго вида

80/50

180/110

90/40

350/200

Всего

230/120

390/300

160/90

780/510

 

Матрица коэффициентов Aij имеет следующий вид[52]:

;      (3.8)

Значение A21 – 0,3478 показывает, что 34,783% услуг, приобретенных клиентом первой потребительской группы за рассматриваемый период, приходится  на услуги второго вида.  То есть коэффициенты Aij отражают структуру приобретенных    услуг    различных видов в    рам­ках      отдельных      групп потребителей.


Матрица коэффициентов Бij примет вид[42]:

;        (3.9)

Значение коэффициента Б21 – 0,2286 показывает, что 22,86% услуг второго вида, приобретенных клиентами всех потребительских групп, приходится на первую потребительскую группу. Следователь­но, коэффициенты Бij характеризуют структуру распределения от­дельных видов приобретенных услуг между различными группами пот­ребителей.

Матрица коэффициентов Bij выглядит следующим образом[42]:

;        (3.10)

Значение B21-0,25 свидетельствует о том, что из всех клиен­тов, пользующихся услугами второго вида, каждый четвертый принадлежит к первой потребительской группе. Таким образом, коэффициен­ты Bij показывают структуру клиентов, принадлежащих к различным группам потребителей, в рамках используемых ими отдельных  видов услуг.

Матрица коэффициентов Гij имеет такой вид[42]:

          ;         (3.11)

 где Nj - число клиентов j-й группы

Коэффициент Г21 – 0,8 показывает, что на одного клиента первой потребительской группы приходится приобретение 0,8 услуг второго вида (на 5 клиентов 4 услуги) . Коэффициенты Гij, следовательно, отражают значимость услуг  данного вида для клиентов конкретной потребительской группы.

Коэффициенты Дij представляются в виде матрицы[44];

;      (3.12)


Значение Д21-0,50 говорит о том,  что половина клиентов пер­вой группы потребителей пользуется услугами второго вида. Иначе говоря, коэффициенты Дij характеризуют охват соответствующими ви­дами услуг клиентов в рамках определенной потребительской группы.

Матрица коэффициентов Eij приобретает следующий вид[44]:

;        (3.13)

Значение коэффициента Е21-1,6 свидетельствует о том,  что один клиент первой потребительской группы,  пользующийся услугами второго вида, за рассматриваемый  период приобретает 1,6 услуги этого вида. Другими словами, коэффициенты Eij отражают активность клиентов отдельных потребительских групп, пользующихся услугами определенного вида, в их приобретении.

Тщательный анализ  всех  этих  коэффициентов  в совокупности позволяет получить сравнительную характеристику отдельных сегмен­тов рынка. Однако,  разовый расчет коэффициентов не дает полного представления для выявления наиболее привлекательных  сегментов. Необходимо оценивать эти коэффициенты в динамике с целью отсле­дить темп роста сбыта услуг, размер риска, доходность и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.