- принцип
обеспеченности, состоящий в том, что все мероприятия, предусмотренные в
проекте, обеспечиваются различными видами необходимых для его реализации
ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.
Подытоживая
главу, необходимо отметить, что инновационный проект – это система
взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс
научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,
организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим
образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных
комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение
конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных
показателях и приводящей к инновации.
Идеи, замыслы и
технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни
научно-технической значимости: модернизационный, новаторский, опережающий,
пионерный.
С точки зрения
масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим
образом: монопроекты, мультипроекты, мегапроекты.
Создание и
реализация проекта включают следующие этапы: формирование инвестиционного
замысла (идеи), исследование инвестиционных возможностей, технико-экономическое
обоснование проекта (ТЭО), подготовка контрактной документации, подготовка
проектной документации, строительно-монтажные работы, эксплуатация объекта,
мониторинг экономических показателей.
К основным
элементам инновационного процесса относятся: сформулированные цели и задачи,
отражающие основное назначение проекта, комплекс проектных мероприятий по
решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей, организация
выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для
достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных
стоимости и качества, основные показатели проекта, в том числе, характеризующие
его эффективность.
Основными
участниками проекта выступают: заказчик, инвестор, проектировщик, поставщик,
НТС, руководитель проекта.
Управление
инновационным проектом – это процесс принятия и реализации управленческих
решений, связанных с определением целей, организационной структуры,
планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на
реализацию инновационной идеи.
2.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
На этапе
диагностики проблемы и формулировки критериев и ограничений могут применяться
методы ситуационного анализа, моделирования, многокритериальной оценки
альтернатив и экспертной оценки альтернатив.
При реализации
инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства
должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные
социально-экономические результаты. В «Приложении 3» приведен рекомендуемый
перечень критериев инновационных проектов.
Важно отметить, что
показатели верхнего уровня, приоритетные направления - это показатели, важные
для уровня народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и
контроля на всех последующих более низких по иерархии уровнях, решающих частные
задачи (социально-экономические приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные
направления НТП; государственные научно-технические программы; проекты,
реализующие эти программы). На следующем уровне ключевых проблем (например,
обеспечение теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на
этом уровне характеристики.
В результате
формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад
инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и
использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на
реализацию таких проектов.
Полная оценка
инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев
и основных элементов реализации проекта. Для того чтобы свести полученные
результаты в единое целое для получения общей оценки, можно использовать
критерии, перечисленные в таблице 1.
Таблица 1.
Система критериев.
Критерии
|
Оценка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Цели,
стратегия, политика и ценности предприятия
|
|
|
|
|
|
1.
Совместимость проекта с текущей стратегией
|
|
|
|
|
|
2.
Согласованность проекта с представителями потребителей о предприятии
|
|
|
|
|
|
4.
Временный аспект риска
|
|
|
|
|
|
Маркетинг
|
|
|
|
|
|
1.
Соответствие проекта определенным потребностям рынка
|
|
|
|
|
|
2.
Оценка общей емкости рынка
|
|
|
|
|
|
3.
Оценка доли рынка
|
|
|
|
|
|
4.
Вероятность коммерческого успеха
|
|
|
|
|
|
5.
Возможный объем продаж
|
|
|
|
|
|
|
6.
Оценка конкурентов
|
|
|
|
|
|
7.
Согласованность с существующими каналами сбыта
|
|
|
|
|
|
8.
Общественное мнение о новом продукте
|
|
|
|
|
|
Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
|
|
|
|
|
|
1.
Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия
|
|
|
|
|
|
2.
Вероятность технического успеха
|
|
|
|
|
|
3.
Стоимость и время разработки проекта
|
|
|
|
|
|
4.
Отсутствие патентных нарушений
|
|
|
|
|
|
5.
Наличие научно-технических ресурсов
|
|
|
|
|
|
6.
Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой
технологии
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение
табл. 1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7.
Согласованность с другими инновационными проектами предприятия
|
|
|
|
|
|
8.
Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на
окружающую среду
|
|
|
|
|
|
9.
Соответствие проекта текущему и перспективному законодательству об охране
окружающей среды
|
|
|
|
|
|
Финансы
|
|
|
|
|
|
1.
Стоимость НИОКР
|
|
|
|
|
|
2.
Затраты на производство
|
|
|
|
|
|
3.
Стоимость маркетинговых исследований
|
|
|
|
|
|
4.
Наличие финансовых средств и необходимые сроки
|
|
|
|
|
|
5.
Согласованность с финансированием других проектов предприятия
|
|
|
|
|
|
6.
Ожидаемая норма прибыли
|
|
|
|
|
|
7.
Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на
предприятии
|
|
|
|
|
|
Производство
|
|
|
|
|
|
1.
Соответствие численности и квалификации научно-производственного персонала
предприятия для реализации инновационного проекта
|
|
|
|
|
|
2.
Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия
|
|
|
|
|
|
3.
Стоимость и наличие необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий
|
|
|
|
|
|
4.
Издержки производства
|
|
|
|
|
|
5.
уровень безопасности производства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|