Почтовый опрос –
разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный приём
сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке
анкет и получении на них ответов по почте.
Интервьюирование
как метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование,
но вместе с тем повышается надёжность собираемых данных за счёт уменьшения
числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Особенности
интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. В
прикладной социологии различают три вида интервью:
·
Формализованное
интервью – самая распространённая разновидность интревьюирования. В этом случае
общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально
разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера.
·
Фокусированное
интервью – следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения
интервьюера и опрашиваемого, имеющая своей целью сбор мнений, оценок по поводу
конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Перечень вопросов для
интервьюера обязателен, однако он может менять их последовательность и
формулировки.
·
Свободное
интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера и
применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению
проблемы исследования. Заранее определяется только тема интервью.
Такие формы сбора
первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование,
почтовый вопрос, телефонное интервью, безличностный опрос с помощью
возможностей Internet или e-mail предназначены, прежде всего, для массовых опросов. Их особенность
заключается в том, что они направлены на выявление информации, которая отражает
знания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношения к
каким-либо явлениям действительности.
Менее
распространённым, чем массовый социологический опрос, является экспертный
опрос, направленный на выявление наиболее существенных аспектов изучаемой
проблемы и повышение надёжности, достоверности и обоснованности информации. Его
недостатками являются сложность и большие затраты на организацию, связанные с необходимостью
тщательного подбора и оценки компетентности экспертов (шкальной или совокупного
индекса).
В
данном документе мною были приведены и обоснованы по возможности все термины и
понятия, употребляемые мною при написании работы. Спасибо, что потратили время
на их чтение.
Прикладное социологическое исследование.
При проведении
данного исследования автор не счёл нужным останавливаться на каком-то одном
конкретном методе, так как в этом случае картина, складывающаяся в конце
исследования, будет носить чрезмерно узкий профиль и её объективное
рассмотрение Уважаемым преподавателем и читателями будет затруднено. Для более
расширенного исследования автором было выбрано два метода, которые он считает
наиболее эффективными применимо именно к данному, индивидуальному случаю. Эти
методы – анкетирование и интервьюирование. Таким образом, автору удалось
опросить максимальное количество респондентов (всего их было 20), а также
установить возможные и желаемые приоритеты основного ядра организации «НРК».
Проблема
исследования
заключалась в малом количестве потенциальных респондентов, так как в
организации, заказавшей и субсидирующей исследование сотрудников пока что всего
лишь 20 человек. Так же было сложно объяснить респондентам цель проводимого
исследования, из-за того, что они имели довольно-таки смутное представление о
деятельности специалиста по связям с общественностью. Автор был даже вынужден
провести на эту тему отдельный семинар.
Цель
исследования
на первых порах была поставлена, в некотором смысле размыто, так как у автора
имелось великое множество альтернатив (никаких исследований, PR или рекламных акций, пресс
конференций до этого в издательстве не проводилось). Но он остановился на том,
чтобы благодаря проведённому исследованию выявить приоритеты развития имиджа и
основные направления этого развития. А также выявить особенности внутреннего PR, который, как известно, во всех
организациях присутствует, просто не все знают, что это так называется.
Задачи
исследования
были поставлены и согласованы с руководством фирмы на общем собрании,
трактуются они в наиболее удобной для понимания респондентов форме:
·
Выявление
заинтересованности сотрудников фирмы в проводимой ими работе.
·
Оценка
известности издательства «НРК» на городском книгопечатном рынке.
·
Выявление
основных тенденций по улучшению имиджа фирмы.
·
Прогнозирование
дальнейшего делового развития издательства в соответствии с имеющимися на
сегодняшний день показателями.
·
Составление
рейтинга ознакомленности работников организации с профессией PR.
Объектом исследования в данном случае являются
работники приведённой выше организации «издательство НРК», так как автор
считает, что лишь их ответы и мнения способны составить наиболее подробную
схему пока что теоретического решения поставленных задач.
Предмет исследования автор определяет, как
основные тенденции и закономерности в требованиях сотрудников фирмы к изменению
и улучшению имиджа фирмы.
Гипотезы
исследования, сформировавшиеся как до, так и в течение его проведения можно
сформулировать следующим образом:
·
Большинство
сотрудников фирмы, считает, что её имидж нуждается в доработке.
·
Нестабильность
в самой структуре организации создаёт затруднения для развития фирмы на
городском рынке.
·
Решающими
словами в определении дальнейшего курса развития является мнение одного
человека (главного редактора).
·
Работники
фирмы, хоть и ознакомлены с тем, что такое PR, имеют смутное представление о его функциях.
Характеристика инструментария
и процедура организации исследования.
Инструментарием
данного исследования являются прилагаемые к нему анкета (пример заполненного
бланка) и интервью, направленные на выявление основных тенденций и
закономерностей в требованиях и пожеланиях сотрудников издательства к улучшению
и изменению имиджа организации.
Все
вопросы прилагаемой анкеты были составлены и обусловлены с главным редактором
издательства и ориентированы на целенаправленное получение интересующей
исследователя информации. В соответствии с их анализом к работе прилагается
набор график, построенных с учётом всех высказанных мнений и дающих
довольно-таки полную картину состояния фирмы по нескольким аспектам на
сегодняшний день. Проведённое анкетирование проходило в индивидуальном порядке,
без наводящих подсказок или вопросов со стороны исследователя, дабы избежать
одинаковых и «нужных» ответов. Хоть на вопросы анкеты ответило всего лишь 20
человек (таков полный состав издательства), это не помешало исследователю
составить довольно-таки полную картину происходящего, так как все полученные
ответы были максимально развёрнутые и давали полный аспект мнений и
противоречий вплоть до мельчайших деталей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Результаты
проведённого анкетирования были обработаны на персональном компьютере и
позволили обнаружить если не процентные отношения (из-за малого количества
отвечающих), то хотя бы основные закономерности и приоритеты относительно
поставленных задач исследования.
Также
к работе прикладывается интервью с коммерческим директором и главным
редактором, анализ которого в большой мере повлиял на составление анкетных
вопросов, и показал, как лидеры и основные инноваторы организации НРК относятся
к поставленным исследователем задачам. Далее представлена таблица, дающая
возможность привести сравнительные характеристики результатов исследования:
|