11. Назначение и
содержание бизнес-плана.
Новый вид планирования для
российских условий. Задачи, решаемые с пом-ю б-п -- привлечение ср-в
сторонних инвесторов для осуществления конкретного проекта, кот-м фирма
занимается.
Осн-е разделы б-п:
1)
вводная часть (3-5 стр)
расказывается о сути проекта
2)
последний раздел со всеми
финансовыми рез-ми
3)
подробное описание
предлагаемого проекта в 1-м разделе. Д.б. решены 2 задачи: - показать что вы
хорошо знаете что вы будете производить – показать что сущ-ет коммерч-е тайны
4)
раздел – хар-ка фирмы, ее
технич и кадровых способностей
5)
описание произв-го процесса,
помня про ноу-хау
6)
маркетинговые исследования
рынка опред. продукции с хар-кой конкурентов и преимуществами вашего товара,
собствен-я политика по продвиж-ю своего товара на рынок
7)
раздел по анализу рисков и
страхования
12. Содержание функции
организации в системе м-та.
Установление постоянных и
временных взаимоотношений между подразделениями и отдельными раб-ками данной
фирмы, совершенствование этих взаимоотношений, их подстраивание. В рамках
организационной ф-ции осущ-ся документальное оформление этих отношений.
Важнейшие д-ты: устав орг-ции, положение о структурных подразделениях,
должностные инструкции, штатное расписание и др.
Основные направления
совершенствования организац-х отношений:
·
меняются принципы управления
ü
глубина функц-й специализации
ü
степень централизации и
децентрализации упр-я
ü
исп-е программ целевого подхода
·
совершенствование стр-ры упр-я
ü
изм-ся порядок взаимоотношений
м/д отдельными подразделениями и хар-р их взаимодействия
ü
изм-ся значимость отд-х ф-ций(
напр-р, уселение роли фин-го и стратегич-го отделов)
·
изм-е произв-й стр-ры,
появление новых производственных отделов
13. Управленческий
контроль: его формы и средства реализации.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией
своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения
фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае,
если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Контроль - это непрерывный процесс совпадающий в своем развитии с
производственным циклом. Он включает 4 основных этапа:
1.Установка параметров, подлежащих контролю (стандартов).
2.Измерение параметров организации.
3.Обработка
проведенных измерений.
4.Анализ результатов и внесение корректировок в работу.
Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией
как внутренней так и внешней. Контроль предупреждает возникновение кризисных
ситуаций. Контроль необходим и для поддержания успеха.
Виды контроля:
1.Предварительный контроль осуществляется до фактического
начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля
является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.
Предварительный контроль используется в трех областях - по отношению к
человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
2.Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе
проведения работ. Объектом является подчиненные сотрудники.
3.Заключительный контроль основывается на обратной связи.
Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, то есть
руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом,
может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.
14. Понятие с-мы и ее
св-ва. Относительность выделения с-мы.
С-ма – мн-во динамических
взаимосвязанных элементов. Эл-т с-мы – это неделимая часть с-мы, кот-я имеет
свои специфические черты. Важнейшее понятие – связь м/д эл-ми. Два эл-та
взаимосвязаны, если они накладывают ограничения друг на друга. Любая часть с-мы
назыв-ся подс-мой, а все что не входит в с-му наз-ся ее внешней средой. С-ма
явл-ся развив-ся объектом,проходящим этапы жизненного цикла. Относительность
выделения с-мы из внешней среды и подс-мы из с-мы. С-ма – продукт сознательной
деят-ти чел-ка. Относительность проявляется в том,что какую бы мы с-му не
рассм-ли м выделить такую метас-му в кот-й данная с-ма явл-ся частью, и
наоборот.
15. Содержание понятия
организации. Социальная организация. Хозяйственная организация.
В
хозяйственных организациях производственного типа основными производственными
подразделениями являются цеха, самостоятельные участки и склады. Последние
выполняют накопительную функцию и обеспечивают непрерывность процесса производства.
Кроме того на складах осуществляются такие производственные операции, как
сортировка, комплектовка, упаковка и т.п. В отдельных случаях именно на складах
происходит основной процесс преобразования сырья и полуфабрикатов в готовый
продукт (виноделие, изготовление сыров и др.).
Эффективность
функционирования хозяйственной организации прежде всего зависит от того
насколько рациональна ее производственная структура, как своевременно она
совершенствуется и приспосабливается к современным условиям рынка, а также
техническим и технологическим нововведениям. Поскольку все эти задачи
составляют сферу деятельности аппарата управления, то и эффективность
организации в конечном итоге являются следствием его работы
16. Закон
необходимого разнообразия
Разнообразие – кол-во
состояний в кот-х с-ма м находиться под воздействием внешних условий или
внутренних причин. З-н: Для эф-го упр-я необходимо, чтобы разнообразия упр-щей
с-мы было не меньше, чем разнообразие упр-мой. Субъект – управляющая с-ма,
объект – управляемая. С т.зр.упр-ния состояние в объекте не мен-ся до тех пор,
пока не возникает объект. необходимость в новом упр-нии. Разнообразие объекта –
это кол-во различных ее состояний требующих новых управленческих воздействий.
Следствия:
1 – с ростом разнообразия упр-щей
с-мы эф-ть упр-я растет, т.к растет вероятность того,что воздействия б
подходящие
2 – с ростомразнообразия
управ-щей с-мы фактическое разнообразие управляемой с-мой уменьшается стремясь
в пределе к оптимальному разнообразию.
Практические рекомендации:
нужно стемиться к повышению разнообразия. Пути повышения разнообразия:
-
пост-е совершен-е каждого м-ра
-
увеличения числа раб-ков,
занятых в с-ме упр-я
-
децентрализация упр-я
-
автоматизация управленческих
процессов
17. Принцип выбора
решений
Решение – это рез-т выбора
одной альтернативы из нескольких возможных. Выбора решения нет, если нет мн-ва
вариантов. Выбор вариантов осуществляется по спец-м правилам, кот-е назыв-ся
критерием выбора, и пок-ют какой из вариантов лучше, а какой хуже – с т.зр
этого критерия.Реш-е, кот-е принимается с помощью одного критерия назыв-ся –
простым, с пом-ю неск-х – сложным.
18. Принцип обратной
связи
Это простейшая с-ма упр-я
с обратной связью: получение инф-ции – анализ – воздействие (правильное и
неправильное) Возможно ли упр-ние без обратной связи? Предположим, что контур
обр-й связи прерван на уч-ке 1 – воздействие возможно хотя и не так эф-но. А
если разрыв на уч-ке 2 то тогда возд-е невозможно. Без обр-й связиупр-е не
эф-но.
Практические рекомендации:
- м-р д постоянно опред-ть оптим-е кол-во контуров
Опред-ть где замыкается
контур, куда д б направлено воздействие
19. Принцип
эмерджентности
Эмерджентность – св-во
с-м, кот-е присуще всей с-ме в целом и кот-е отсутствует у любой ее
составляющей. Любая с-ма обладает эмерджентными св-ми. Всякое упр-е есть с-ма,
значит в с-ме упр-я есть эмердж-е св-ва: одни из них м способствовать
достижению цели м-та(+), а другие препятствовать(-). Практические рекомендации:
- любой м-р любого уровня д анализировать с-му, кот-й он руководит не только по
отдельным эл-м, но и во взаимодействии этих эл-тов с выявлениями положит-х и
отрицат-х эмердж-х св-в. Если он выявит «-» св-ва он д эту с-му изменить с тем,
чтобы они стали «+» либо исчезли.
20. Принцип синергии
Интегральный эффект
совместных усилий людей собранных в организации не совпадают при определенных
усл-ях, с суммой эффекта усилий тех же людей, работающих изолированно.
Положительная синергия явл-ся главной причиной по кот-й создаются
орг-ции.Положительный эффект складывается из возможности одновременного и
однонаправленного усилия, комбинации и комбинирования труда, из возможности
разд-ть произв-й процесс и специализировать на определленных этапах труд, из
возможности автоматизации деят-ти организации.
Условием целесообразности
орг-ции явл-ся – однородность, близость целей , интересов организации и ее
участников
21. Закон
самосохранения
Всякая с-ма подвижного
равновесия стремится минимизировать отрицательный эф-т внешнего воздействия
Проявление з-на:
-
всякая организация стремится к
обособлению
-
создание объединений
Принцип: Путь минимизации
внешнего эф-та – создание такой экон-й, этич-кой с-мы хоз-я, при кот-й эти
нарушения эк-х связей становятся невыгодными.
22.Понятие структуры и
относительность ее выделения. Виды структур в организации.
слово
структура означает строение, расположение, порядок в системе. Любая система
характеризуется некоторой, хотя бы слабо выраженной структурой.
В
сложных системах не все элементы и связи играют одинаковую роль в процессе их
образования и функционирования. Структура отражает лишь наиболее существенные
элементы и связи, которые обеспечивают существование системы и сохранение ее
свойств.
Структурные
связи обладают относительной независимостью от элементов системы и в этом
смысле могут быть неизменными в разных системах.
Из
определения структуры следует относительность ее выделения, а также
множественность структур, выделяемых в одной системе. Всякая структура может
быть рассмотрена как некоторая система и в ней можно выделить свою структуру,
т.е. структуру структуры. В одной и той же системе, в силу бесконечного
разнообразия свойств, а также многообразия целей ее исследователей, можно
выделить разные структуры. Так в любой хозяйственной организации имеют место
формальные и неформальная структуры. Последняя складывается стихийно в процессе
самоорганизации. Она является результатом индивидуальных особенностей людей и
возникающих между ними межличностных и межгрупповых отношений. Никакими
официальными документами и регламентами неформальная структура не фиксируется.
Формальные
структуры в организации устанавливаются и изменяются ее создателями
(учредителями и владельцами), проектировщиками (разработчиками), а также
руководителями. Эти структуры закрепляются в многочисленных документах и
регламентах: технических, технологических, экономических и организационных.
Особое место среди формальных структур занимают производственная структура и
структура управления.
23. Неформальная
структура организации, ее элементы и связи. Роль неформальной структуры в
организации.
в любой
хозяйственной организации имеют место формальные и неформальная структуры.
Последняя складывается стихийно в процессе самоорганизации. Она является
результатом индивидуальных особенностей людей и возникающих между ними
межличностных и межгрупповых отношений. Никакими официальными документами и
регламентами неформальная структура не фиксируется.
Формальные
структуры в организации устанавливаются и изменяются ее создателями
(учредителями и владельцами), проектировщиками (разработчиками), а также
руководителями. Эти структуры закрепляются в многочисленных документах и
регламентах: технических, технологических, экономических и организационных.
Особое место среди формальных структур занимают производственная структура и
структура управления.
24. Понятие производственной
структуры управления
Под
производственной структурой организации понимается состав ее производственных
подразделений, их специализация и формы взаимосвязи в процессе изготовления
продукции.
Взаимосвязи
в производственной структуре бывают двух видов: материальные и информационные.
Материальные - это потоки сырья,
материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, тепла, электроэнергии, которыми
обеспечиваются подразделения. Материальные потоки являются главными в
производственной структуре, поскольку именно их бесперебойное движение и
обеспечивает нормальное течение производственного процесса. Информационные
взаимосвязи — это прежде всего
документация (накладные, чертежи, технические условия, технологические карты,
трудовые и материальные нормативы и т.п.), которая сопровождает материальные
потоки. Хотя информационные связи играют подчиненную, обслуживающую роль в
производственной структуре, без них процесс производства невозможен. Они
определяют состав материальных потоков, порядок и технологию обработки внутри
производственного подразделения, маршруты движения между подразделениями.
25. Линейная стр-ра
управ-я
Исторически
первыми стали формироваться структуры линейного типа.. Каждый менеджер
единолично руководит своей частью объекта, не имеет права вмешиваться в работу
других промежуточных менеджеров и непосредственно подчиняется главному
менеджеру организации. Равноправные промежуточные менеджеры образуют один
уровень линейного руководства, а вместе с главным менеджером двухуровневую
линейную структуру управления. С дальнейшим усложнением организации иерархия
линейного руководства может возрастать, достигая в крупных организациях восьми
и более уровней.
Деятельность
менеджеров в структурах управления линейного типа базируется на соблюдении следующих
принципов:
- каждый подчиненный имеет
только одного непосредственного начальника, от которого он получает
распоряжения по всем функциям управления (принцип единоначалия или единства
распорядительства);
- командная информация
поступающая сверху вниз, и осведомительная информация - снизу вверх, должны передаваться по
цепи управления без обхода промежуточных звеньев (цепной принцип);
-у
каждого руководителя существует определенный предел числа подчиненных, которыми
он может управлять непосредственно (принцип предельных границ контроля).
Количество
уровней управления и число непосредственных подчиненных у каждого линейного
руководителя в разных организациях зависит от общего числа работников
управления и масштаба управляемости.
Различают
линейных руководителей низшего уровня и линейных руководителей высших уровней.
В непосредственном подчинении первых находятся рабочие или рядовые исполнители.
В российских производственных организациях к линейным руководителям низшего
уровня относятся мастера и бригадиры. Линейным руководителям высших уровней
непосредственно подчиняются руководители более низкого уровня управления. На
рис. 5.1 над уровнем низших линейных
руководителей имеется два уровня высших линейных руководителей. Типичными
должностями высшего линейного руководства в России являются; генеральный
директор объединения, исполнительный директор акционерного общества, директор
завода, дочернего предприятия или филиала, начальник специализированного
производства (комплекса), начальник цеха, начальник смены (участка).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|