|
|
Как видно из представленной таблицы, 43,7 % рабочего времени водителей занимает ожидание работы. Учитывая, что ежедневно в доставке продукции по городу и оптовикам в городе (в среднем за месяц) используется 4 автомобиля (без учета 5 крупнотоннажных автомобилей) из 14 автомобилей задействованных в службе сбыта, ежедневно простаивают 5 автомашин (35,7%) и соответствующее число водителей. Схема закрепление за 1 единицей автотранспорта 1 водителя для предприятия не эффективна, учитывая небольшие объемы отгрузки. В тоже время простои оплачиваются как работа, причем составляющая заработной платы играет большую роль в общих затратах предприятия. Руководству предложена схема частичного закрепления 1 водителя за 2 единицами автотранспорта с целью повышения эффективности использования рабочего времени водителей. Ожидаемое повышение эффективности использования рабочего времени составляет 30-40%. 3.4. Предложения по модификации каналов распределения продукции в городе Курган Как уже было сказано в п. 3.2 доставка продукции по городу осуществляется кольцевым развозом транспортом предприятия. Для предприятия (учитывая также сложившееся финансовое положение) данный вид канала распределения является наиболее затратным: транспортные расходы по доставке небольших партий продукции, зарплата водителей и грузчиков-экспедиторов, зарплата менеджеров по работе с магазинами города (6 человек). Для снижения затрат на доставку продукции предлагаю модифицировать канал сбыта, через привлечение к сотрудничеству крупных оптовых посредников осуществляющих доставку продукции с собственных складов по торговым точкам города. В такой ситуации предприятие передает на обслуживание оптовикам часть торговых точек города. По опыту работы компаний к оптовикам переходит от 25% до 30% от общего числа торговых точек обслуживаемых предприятием. Проведем сравнительный анализ величины транспортных затрат (на топливо) при переходе на схему работы с оптовыми посредниками (для расчета возьмем автомобиль ЗИЛ, 5 тонный, бензиновый). Таблица 17 Сравнительный анализ транспортных затрат при различных схемах распределения продукции по городу | ||||||||||||||||
Транспортные затраты |
Без оптовика (3 рейса ежедневно) |
С оптовиком (25% магазинов, 2 рейса) |
Эффект |
||||||||||||||
Количество магазинов всего за день |
39 |
28 |
- 28% |
||||||||||||||
Количество магазинов в одном рейсе |
13 |
14 |
+ 7,1% |
||||||||||||||
Средняя загрузка 1 машины |
1,2 тонны |
1,3 тонны |
+7,7% |
||||||||||||||
Стоимость топлива руб/мес. |
21 533,82 |
14 355,88 |
- 33,3% |
||||||||||||||
Коэффициент полезного использования машины |
42% |
46,4% |
+ 4,4% |
Помимо снижения затрат по доставке продукции, при данной схеме появляются преимущества для производителя:
- Стимулирование сбыта товаров. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. Оптовик имеет больше деловых связей;
- Закупки и формирование ассортимента товаров. Оптовик может подобрать изделие и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив клиента от значительных хлопот; у оптовика покупатель может приобрести сразу весь необходимый ему ассортимент продукции и других производителей;
- разбивка крупных партий на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам значительную экономию средств закупая товары крупными партиями, разбивая большие партии на мелкие;
- складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей;
- транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров в ассортименте необходимом покупателю;
- финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно и поставщиков, заблаговременно выдают заказы и вовремя оплачивают счета;
- принятие риска. Принимая право, собственности на товар и неся, расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и старением, оптовики одновременно берут на себя часть риска;
- предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т. д.;
- услуги по управлению, консультационные услуги. Оптовик помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, принимая участие в разработке схемы магазина, устройстве экспозиции товаров, обучении продавцов, а также в организации бухгалтерского учета и управлении запасами товаров.
Помимо вышеописанного, при переходе на систему работы с оптовым посредником, возникает предложение по реорганизации организационной структуры управления отдела сбыта:
- сокращение количества магазинов сотрудничающих непосредственно с предприятием, позволит сократить численность менеджеров отдела сбыта по работе с магазинами города с 6 до 3 человек (1 человек на два района города), что позволит сократить ФОТ менеджеров на 32%;
- сокращение численности грузчиков-экспедиторов до 2 человек, позволит сократить ФОТ на 9,6%;
- сокращение численности водителей работающих в службе сбыта позволит сократить ФОТ на 33%.
Распределение ФОТ отдела сбыта, представлено в таблице 18
Таблица 18
Фонд оплаты труда отдела сбыта предприятия
Категория работников
Размер
ФОТ, руб.
Сумма
ЕСН (+35,6%),руб.
Итого сумма
ФОТ,Руб.
1
2
3
4
ИТР
13160
4684
17845
Менеджеры по городу
16200
4685
21967
Агенты
Сев.-зап. регион
27200
9683
36883
Региональные
Менеджеры
3000
1068
4068
Кладовщики
7520
2677
10197
Грузчики
13320
4386
16706
Грузчики-экспедиторы
5100
1816
6916
Водители на сбыте,3 чел.
9600
3418
13018
ИТОГО
94100
33500
127600
Сравнительная величина ФОТ до введения системы работы с оптовым посредником в городе и с введением этой системы представлена в таблице 18.
Таблица 19
Фонд оплаты труда отдела сбыта при различных схемах распределения продукции в городе
Без оптовика
С оптовиком
Эффект
ФОТ, руб.
94100
81100
14 %
17628
ЕСН (+35,6%), руб
33500
28872
Итого ФОТ+ЕСН, руб
127600
109972
Как видно из представленной таблицы, при реструктуризации отдела сбыта общее снижение размера, ФОТ отдела составляет 14 %, что позволит снизить размер издержек на службу сбыта.
При введении схемы работы по городу частично через крупные оптовые компании, возникает вопрос о размере предоставляемой скидки на продукцию для оптовика (для покрытия издержек оптовика по доставке продукции в торговые точки города). Крупные оптовые компании города Кургана обычно делают наценку на продукцию в размере 5% (для получения прибыли от деятельности). Однако необходимо компенсировать транспортные расходы.
Проведем экономический анализ эффективности сделки (в денежном выражении).
Среднемесячная отгрузка в магазины города составляет 1 200 тыс. руб./мес.
При передаче 25% магазинов в городе на обслуживание оптовой компанией, собственная отгрузка сократится до 900 тыс. руб./мес.
Отгрузка оптовой компании составит 300 тыс. руб./мес.
С корректировкой на 10%-ю скидку отгрузка оптовой компании составит 270 тыс. руб./мес.
Общий месячный объем реализации предприятия составит 1 170 тыс. руб./мес., т.е. снижение объема реализации (в денежном выражении) на 2,5% (- 30 тыс. руб./мес.).
Экономический эффект от введения схемы работы с оптовой компанией для предприятия составляет:
- экономия на топливе 33,3% (7 177 руб./мес.)
- экономия ФОТ отдела сбыта 14% (17 628 руб./мес.)
Итого: 24 805 руб./мес.
Сравнение экономического эффекта сделки для предприятия (24805 руб./мес.) со снижением объема реализации в денежном выражении (30000 руб./мес.) выглядит не в пользу предприятия. Однако при введении схемы работы с оптовой компанией ожидается увеличение объемов выборки оптовиком за счет привлечения к сотрудничеству клиентов сотрудничающих с оптовиком, но не сотрудничающих с предприятием напрямую. Со временем данное соотношение будет приближаться к равновесию и даже меняться в сторону преобладания положительного экономического эффекта для предприятия.
При переходе на схему работы с оптовой компанией, сократится период обращения дебиторской задолженности. В настоящее время период обращения дебиторской задолженности (по клиентам города) на предприятии равен:
ДЗ ср. х Т Т х (ДЗ кр.ср. + ДЗ д.ср.)
Вдз = ------------------------- = -------------------------------------- =
Q рп Q рп
Q рп 14 400 000
= -------------- = ----------------- = 5 дней.
ДЗ ср 3 225 600
При 50% оплате наличными ожидается уменьшение периода обращения дебиторской задолженности до 4 дней, и увеличит объем свободных денежных средств на предприятии для погашения кредиторской задолженности (поставщики, работники предприятия, налоговые отчисления и т.п.). Ускорение оборачиваемости оборотных средств предприятия – важнейший способ снижения текущих потребностей в денежных средствах. В условиях конкуренции имеет больший смысл ускорить оборачиваемость оборотных активов, чем упорствовать на максимизации нормы прибыли на единицу реализованного товара.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате предложенных мероприятий по соершенствованию распределения на предприятии ООО «Курганский хлебозавод №2» сделаны следующие выводы и предложения:
- на предприятии существует система доставки продукции в магазины города кольцевым развозом. Данный канал сбыта является наиболее затратным. Для развозки продукции по городу экономически целесообразней использовать автотранспорт с наименьшим расходом топлива (ЗИЛ-Бычок, ГАЗЕЛЬ, а не ЗИЛ 4314). Средняя загрузка одной автомашины по городу (1,2 тонны) позволяет использовать данный тип средне тоннажного транспорта. Экономия на топливе составляет от 18% до 48%;
- использование автомашин возвращающихся порожними для доставки гофротары или предоставление транспортных услуг сторонним организациям позволит снизить величину транспортных расходов (издержек) по доставке продукции.
- как вариант снижения налоговых отчислений (налог на имущество организаций, транспортный налог) предложено продать 5 автомашин находящихся на балансе предприятия, но не подлежащих восстановлению.
- внедрение системы частичного закрепления 1 водителя за 2 единицами автотехники (при существующих объемах отгрузки) позволит повысить эффективность использования рабочего времени водителей на 30-40%;
- предложена схема модификации каналов распределения продукции в городе Кургане через привлечение к сотрудничеству крупных оптовых компаний осуществляющих доставку по магазинам города. Экономический эффект составит:
- экономия на стоимости топлива до 33,3%;
- сокращение численности менеджеров по работе с магазинами города до 3 человек позволит уменьшить ФОТ менеджеров на 32%;
- сокращение численности грузчиков-экспедиторов до 2 человек позволит уменьшить ФОТ на 9,6%;
- сокращение численности водителей занятых на доставке продукции по магазинам города позволит уменьшить ФОТ водителей на 33%;
- общее уменьшение ФОТ отдела сбыта в результате реорганизации составит 14%;
привлечение к сотрудничеству оптовой компании на условии 50% предоплаты (или оплаты наличными) даже с предоставлением 10% скидки позволит ускорить оборачиваемость оборотных средств (денежных средств), что является одним из способов снижения текущей потребности в денежных средствах, при переходе на систему работы с оптовым посредником, возникает предложение по реорганизации организационной структуры управления отдела сбыта:
Для снижения затрат на доставку продукции предлагаю модифицировать канал сбыта, через привлечение к сотрудничеству крупных оптовых посредников осуществляющих доставку продукции с собственных складов по торговым точкам города. В такой ситуации предприятие передает на обслуживание оптовикам часть торговых точек города. По опыту работы компаний к оптовикам переходит от 25% до 30% от общего числа торговых точек обслуживаемых предприятием
1. Афанасьева Н. В. Логистические системы и российские реформы. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 2000.
2. Васильев Г. А. и др. Логистика. - М.: Экономическое образование, 2001.
3. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учеб. Пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.
4. Голиков Е. А.. Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес-логистики: Монография.— М.: Российская экономика, 2000.
5. Гончаров П. П. и др. Основы логистики: Учеб. пособие. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000.
6. Гордон М. П . Тишкин Е. М.. Усков Н. С. Как осуществить экономичную доставку товаров отечественному и зарубежному покупателю: Справочное пособие для предпринимателя. - М.: Транспорт, 2001.
7. Дегтяренко В. П. Основы логистики и маркетинга. - Ростов н/Д: Экспертное бюро. - М.: Гардарика, 2000.
8. Демичев Г. М. Складское и тарное хозяйство. - М.: Высшая школа, 2001.
9. Залманова М. Е. Сбытовая логистика: Учеб. пособие по курсу «Логистика» для студентов специальности 0701. - - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2001.
10. Залманова М. Е., Новиков О. А., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика: Учеб. пособие по курсу «Логистика» для студентов специальности 0608. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2000.
11. Залманова М. Е. Логистика: Учеб. пособие для студентов экономических специализированных Вузов. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2001.
12. Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. - М.: Прогресс-Академия, 2001.
13. Коммерческо - посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб. пособие / Под общ. научной ред. проф. А. В. Зырянова. - Екатеринбург, 2000.
14. Костоглодов Д. Д., Харисова Л. М. Распределительная логистика. - Ростов н/Д: Экспертное бюро, 2001.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга (пер. с англ.) / Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 2001.
16. Лаврова О. В. Планирование межцеховых материальных потоков в логистике: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студентов специальности 0701. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2000.
17. Лаврова О. В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студентов специальности 0701. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2001.
18. Леншин И. А., Смоляков Ю. И. Логистика. В 2-х ч. - М.: Машиностроение, 2000.
19. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2000.
20. Макмиллан У. Японская промышленная система (пер. с англ.) - М.: Прогресс, 2000.
21. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. н др. Транспортная логистика: Учеб. пособие. - М.: Брандес, 2001.
22. Монден Я. «Тоёта»: методы эффективного управления (сокр. пер. с англ.) / Научн., ред. А. Р. Бенедиктов, В. В. Мотылев. - М.: Экономика, 2000.
23. Нагловский С Н. Экономика н надежность логистических контейнерных систем. - Ростов н/Д: Ростовская государственная академия, 2000.
24. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.
25. Новиков О. А., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика. В 2 ч.: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2000.
26. Новиков О. А., Уваров С. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие. - СПб.: Изд во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2000.
27. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
28. Парамонов М. Ю. Логистика биржевых потоков. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2001.
29. Плоткин Б. К. Основы логистики. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 2001.
30. Плоткин Б. К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 2000.
31. Промыслов Б. Д., Жученко И. А. Логистические основы управления материальными и денежными потоками. (Проблемы, поиски, решения). - М.: Нефть и газ, 2000.
32. Промышленная логистика. - СПб.: Политехника, 1994.
33. Райнхард Юнеманн. Материальные потоки и логистика. - Берлин: Изд-во Шпингер, 2000.
34. Рейфе М. Е. Организация развития логистической деятельности на оптовом рынке. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский университета экономики и финансов, 2001.
35. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 2000.
36. Русалева А. Ю. Основы логистики. – Новосибирск, 2001.
37. Рыжова О. А. Организация материальных потоков в «толкающих» и «тянущих» системах производства: Конспект лекций по курсу «Теория организации машиностроительной промышленности» для студентов специальности 0701. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2001.
38. Рынок и логистика / Под ред. М. П. Гордона. - М.: Экономика, 2000.
39. Семененко А. И. Предпринимательская логистика. - СПб.: Политехника, 2001.
40. Сергеев В. И. Логистика: аналитический обзор. - СПб., 2000
41. Сердюкова Л. О. Транспортно-складская логистика цеха: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студентов специальности 0701. – Саратов: Саратовский государственный университет, 2000.
42. Смехов А. А. Введение в логистику. - М.: Транспорт, 2001.
43. Смехов А. А. Основы транспортной логистики: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. - М.: Транспорт, 2000.
44. Туровец О. Г., Родионова В. Н. Логистика. - Воронеж: Воронежский Государственный Технический Университет, 2000.
45. Чернышев М. А., Новиков О. А. Инфраструктура мегаполиса: логистический подход. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2000.
46. Шеннон Р. Ю. Имитационное моделирование систем - наука и искусство (пер. с англ.) / Под. ред. Е. К. Масловского. - М.: Мир, 2000.
47. Эффективность стратегий логистического развития: Межвузовский научный сборник. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2001.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ИТР - Инженерно- технические работы
ООО - Общество с ограниченной ответственностью
ФОТ - Фонд оплаты труда
ТО - Техническое обслуживание
МАЗ - Московский автомобильный завод
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.