рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды

            Разумеется, наиболее реальные конкуренты – это те, кто имеет те же стратегические цели, что и вы. Например, ориентированы на средние или низкие цены либо на минимальный или высший сервис.

            Торговая компания должна знать основных конкурентов, владеющих большей долей рынка, а о ближайшем конкуренте надо знать практически все: досье на руководителей; стратегию финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество, характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих, зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля, оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений.

            При оценке сильных и слабых сторон конкурентов, обычно труднее узнать об их слабостях. Информацию о конкурентах можно получать из открытой прессы. Лидеры – конкуренты могут давать пиаровские публикации и объявления в газетах или выступать по ТВ.

            В странах, которые принято называть цивилизованными, нормой является коммерческий шпионаж. Своих наблюдателей засылают к конкурентам или внедряют своих специалистов в их структуры. Многое дают опросы потребителей, поставщиков и дилеров. Например, можно встать на выходе из магазина конкурента, представляясь работником его отдела маркетинга, опросить входящих покупателей, что нравится, а что нет.

 

3.                 Конкурентные стратегии. Каждый конкурент реагирует на действие другой компании по-своему. Например, кто-то реагирует только на снижение цены или усиление рекламы.

Каких конкурентов атаковать, а каких стоит избегать? Обычно атакуют более слабых. Однако, если найти брешь у сильных конкурентов, то это может принести удачу. Чаще всего компании состязаются с конкурентами, которые больше всего похожи на них самих.

Вот три выигрышные стратегии в конкурентной борьбе:

1.     Абсолютное превосходство по издержкам, ориентация на низкую цену товаров и услуг.

2.     Специализация позволяет стать лидером на узком сегменте. Проигрышная стратегия – ориентироваться на безликого «среднего» покупателя.

3.     Концентрация усилий на качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов не для экономии средств, а для лидерства.

Следует выделить еще раз, что в основе надежной конкурентоспособности лежит уникальность торгового предложения.

2.2. Подходы к оценке конкурентоспособности малого предпринимательства.

         Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики обладают как конкурентоспособными преимуществами, так и определенными недостатками перед другими субъектами рыночных отношений. Для дальнейшего развития позитивных тенденций роста малого предпринимательства необходимо выявить его сильные и слабые стороны.

         Основными преимуществами субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.

         Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.

         Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

         Таким образом, анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- более быструю адаптацию к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большие возможности для реализации своих идей, проявления способностей;

- более низкую потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

         Субъекты малого предпринимательства имеют не только сильные, но и слабые стороны в области конкурентоспособности. Прежде всего, их уязвимость выражается в том, что при недостатке собственных финансовых средств они вынуждены более активно привлекать заемный капитал для осуществления своей деятельности. Очень часто существование малых предприятий находится в жесткой зависимости от возможности привлечения кредитов или использования каких-либо субсидий.

         Участие субъектов малого предпринимательства в конкурентной борьбе осложняется тем, что они не в состоянии диктовать цены в соответствующей области товаров и услуг, как это делают крупные фирмы, они могут лишь следовать ценовой политике. Это приводит к тому, что малые предприятия просто вынуждены постоянно снижать издержки производства, чтобы не проиграть в ценовой конкуренции, ведь продавать даже в течение короткого периода себе в убыток они позволить не могут, в отличие от крупных, которые часто используют это средство в конкурентной борьбе для завоевания новых ниш на рынке или вытеснения конкурентов.

         Другим, наиболее эффективным путем для них является учет факторов неценовой конкуренции, то есть завоевание потребителей более высоким качеством и надежностью своих товаров и услуг, их внешним видом, дизайном упаковки, более длительными сроками гарантийного ремонта, пакетом сопутствующих и дополнительных услуг.

         Болезненными проблемами для малых предприятий являются высокие расходы на рекламу, сложности доступа к специализированной информации, поиск клиентов, оплата юридических и других деловых услуг. Как показывает практика, большинство неудач малых предприятий связано с неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел, как правило, более удачливы.

         Весьма важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. В течение десятилетий у основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резервов – средств, достаточных для начала собственного дела. Эти средства необходимо искать и сейчас. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков: высоких %-ных ставок, «привязывания» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствия льготных кредитов, нежелания кредитовать долгосрочные инвестиции, длительности процедуры оформления хозяйственной деятельности, которая не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их получение требует значительных финансовых затрат.

         В современных условиях малые предприятия нуждаются в крупных инвестициях, необходимых для наращивания производственного потенциала.

         От финансовой базы зависит материально-техническое и ресурсное обеспечение, которое остается еще слабым. Использование устаревшего оборудования с высокой степенью износа делает продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену оборудования и повышать его технический уровень. В отечественной промышленности не налажено производство машин, оборудования, предназначенного для малых предприятий. Не хватает производственных помещений. Растут транспортные расходы и тарифы на энергоресурсы.

         Таким образом, субъектам малого предпринимательства свойственны не только конкурентные преимущества, но и определенные недостатки, среди которых следует выделить наиболее существенные:

- зависимость от крупных компаний;

- недостатки в управлении;

- повышенную чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов и др.

         Однако, несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические и другие проблемы. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание сектора малого предпринимательства должно стать основой стабильности в экономике и в обществе.

         От субъектов малого предпринимательства существенно зависит экономический рост любой страны с рыночной экономикой, научно-технический уровень ее развития, занятость населения, социально-политическая стабильность в обществе. Именно этим и определяется тщательно продуманная, мощная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства на Западе.

 

3. Малый бизнес и теневая экономика.

         Существование и расцвет теневой деятельности малого бизнеса обусловлены принимаемыми решениями и практикой власти (государства, местного самоуправления, чиновничества в целом и конкретных чиновников). Теневые доходы стали необходимы малому бизнесу, чтобы покрывать ряд расходов, которые невозможно легальным образом произвести в условиях неблагоприятной внешней правовой, экономической, социальной и иной среды. Иначе говоря, теневой сектор «покрывает», «сглаживает» те недостатки экономической и правовой реальности, которые не в силах изменить власть.

         Теневые доходы направляются на следующие цели: на развитие бизнеса; расходы на текущую деятельность предприятия («конвертные зарплаты», оплата аренды помещения и т. д.); на личное потребление руководителей малого бизнеса; расходы на криминальные «крыши»; на оплату государственных контролеров, налоговиков и т. д.

         В ходе опроса, проведенного «Бизнес - Тезаурус», руководителям 600 предприятий было предложено выступит в качестве экспертов и дать оценку величины неформальных платежей представителям органов контроля, которые приходится платить «среднестатистическому малому предприятию». Полученные оценки варьируют от 1 до 60% от среднемесячной выручки предприятия. Большая часть предпринимателей сошлись во мнении, что величина этих платежей составляет около 10% от среднемесячной выручки предприятия. Средняя величина оценок по выборке в целом составила 13,8%. По мнению опрошенных предпринимателей, величина этих платежей имеет сравнительно «стабильный» характер. Средняя величина оценок за три года варьировала от 12,8 до 14,3%.

         По данным опроса неформальные платежи предпринимателей органам контроля и «криминальным крышам» составляли около 30% среднемесячной выручки предприятий малого бизнеса. Уровень неформальных платежей представителям органов контроля существенным образом зависит от сферы деятельности предприятий малого бизнеса. Средний размер выплат чиновникам контрольно-надзорных органов варьирует от 5% в сфере бизнес-услуг (бухучет, юридическая помощь и т. д.). общий объем неформальных платежей, включая «дань» криминальным структурам в промышленности и оптовой торговле, может превышать половину среднемесячной выручки малых предприятий (таблица 2, стр. 46).

         В среднем 38,9% от общей суммы неформальных платежей органам контроля (надзора) попадают в руки представителей различных инстанций федерального подчинения. Примерно четверть платежей (в среднем 24,9%) достается налоговым органам и их представителям. Налоговая полиция получает 18,7% от общей суммы платежей, а органы МВД – 16,8%.

         Уровень изъятия средств малых предприятий в виде неформальных платежей представителям органов контроля (надзора) оказался сопоставим с уровнем инвестиций в российскую экономику: 14% средств направлялись на выплату незаконных поборов, против 18% - на капиталовложения. На самом деле первый показатель, возможно, выше, так как в данном случае он приведен в процентах от валовой выручки, а уровень инвестиций рассчитывается на базе только условно-чистой продукции (ВВП).

         В ходе исследования выяснилась деятельность посредников на рынке лицензионных услуг. Значительная часть этой деятельности осуществляется неофициально, что засвидетельствовали 17,6% респондентов (в Москве – 26,4%). Завышенные размеры оплаты неофициальных услуг констатировали 48,2%  опрошенных, в том числе 81,4% респондентов-москвичей. Ненамного ниже установленной оплаты оценили эти услуги30,7% респондентов (в Томской области – 54,4%, в Воронеже – 18,9%, в Москве – 9,4%). Причины, вызывающие готовность предприятий без оформления оплачивать услуги представителей лицензионного и иных уполномоченных органов, связанных с процедурами получения лицензии, очевидны: ускорение процесса (63,3% - в среднем по выборке и 85,1% - в Москве), а также упрощение соответствующей процедуры (58,3% - в среднем и 72,2% - в Томской области). Некоторая часть респондентов (6-7%) считают, что без этого лицензию вообще невозможно получить, а 6,3% (9,5% - в Москве) готовы платить потому, что на этом настаивают представители самих лицензирующих органов. Таким образом, по крайней мере 13% соискателей предрасположены идти в обход существующих правил, т. е. сами своим поведением порождают коррупцию, в остальных случаях она носит, скорее вынужденный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.