Разумеется, наиболее
реальные конкуренты – это те, кто имеет те же стратегические цели, что и вы.
Например, ориентированы на средние или низкие цены либо на минимальный или
высший сервис.
Торговая компания должна
знать основных конкурентов, владеющих большей долей рынка, а о ближайшем
конкуренте надо знать практически все: досье на руководителей; стратегию
финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество,
характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о
политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих,
зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение
товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки
товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля,
оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений.
При оценке сильных и
слабых сторон конкурентов, обычно труднее узнать об их слабостях. Информацию о
конкурентах можно получать из открытой прессы. Лидеры – конкуренты могут давать
пиаровские публикации и объявления в газетах или выступать по ТВ.
В странах, которые
принято называть цивилизованными, нормой является коммерческий шпионаж. Своих
наблюдателей засылают к конкурентам или внедряют своих специалистов в их
структуры. Многое дают опросы потребителей, поставщиков и дилеров. Например,
можно встать на выходе из магазина конкурента, представляясь работником его
отдела маркетинга, опросить входящих покупателей, что нравится, а что нет.
3.
Конкурентные
стратегии. Каждый
конкурент реагирует на действие другой компании по-своему. Например, кто-то реагирует
только на снижение цены или усиление рекламы.
Каких конкурентов
атаковать, а каких стоит избегать? Обычно атакуют более слабых. Однако, если
найти брешь у сильных конкурентов, то это может принести удачу. Чаще всего
компании состязаются с конкурентами, которые больше всего похожи на них самих.
Вот три
выигрышные стратегии в конкурентной борьбе:
1. Абсолютное превосходство по
издержкам, ориентация на низкую цену товаров и услуг.
2. Специализация позволяет стать
лидером на узком сегменте. Проигрышная стратегия – ориентироваться на безликого
«среднего» покупателя.
3. Концентрация усилий на
качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов не для экономии
средств, а для лидерства.
Следует выделить еще раз, что в
основе надежной конкурентоспособности лежит уникальность торгового
предложения.
2.2. Подходы к оценке
конкурентоспособности малого предпринимательства.
Субъекты малого
предпринимательства как субъекты рыночной экономики обладают как
конкурентоспособными преимуществами, так и определенными недостатками перед
другими субъектами рыночных отношений. Для дальнейшего развития позитивных
тенденций роста малого предпринимательства необходимо выявить его сильные и
слабые стороны.
Основными преимуществами
субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность,
что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и
оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через
контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без
дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних
изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает
необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.
Малые предприятия требуют
меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными
предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто
малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например,
в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса.
Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала,
снижают себестоимость продукции и услуг.
Малые предприятия по
сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по
числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ,
оказании услуг. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса
на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей,
дают средства к существованию большому количеству людей, чем крупные
предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и
распространению практических знаний.
Таким образом, анализируя
зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно
указать на следующие его преимущества:
- гибкость и оперативность в принятии
и выполнении принимаемых решений;
- более быструю адаптацию к местным
условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого
предпринимательства;
- относительно невысокие расходы,
особенно затраты на управление; большие возможности для реализации своих идей,
проявления способностей;
- более низкую потребность в капитале
и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на
требования местных рынков;
- относительно более высокая
оборачиваемость собственного капитала и др.
Субъекты малого
предпринимательства имеют не только сильные, но и слабые стороны в области
конкурентоспособности. Прежде всего, их уязвимость выражается в том, что при
недостатке собственных финансовых средств они вынуждены более активно
привлекать заемный капитал для осуществления своей деятельности. Очень часто
существование малых предприятий находится в жесткой зависимости от возможности
привлечения кредитов или использования каких-либо субсидий.
Участие субъектов малого
предпринимательства в конкурентной борьбе осложняется тем, что они не в
состоянии диктовать цены в соответствующей области товаров и услуг, как это
делают крупные фирмы, они могут лишь следовать ценовой политике. Это приводит к
тому, что малые предприятия просто вынуждены постоянно снижать издержки
производства, чтобы не проиграть в ценовой конкуренции, ведь продавать даже в
течение короткого периода себе в убыток они позволить не могут, в отличие от
крупных, которые часто используют это средство в конкурентной борьбе для
завоевания новых ниш на рынке или вытеснения конкурентов.
Другим, наиболее эффективным
путем для них является учет факторов неценовой конкуренции, то есть завоевание
потребителей более высоким качеством и надежностью своих товаров и услуг, их
внешним видом, дизайном упаковки, более длительными сроками гарантийного
ремонта, пакетом сопутствующих и дополнительных услуг.
Болезненными проблемами для
малых предприятий являются высокие расходы на рекламу, сложности доступа к
специализированной информации, поиск клиентов, оплата юридических и других
деловых услуг. Как показывает практика, большинство неудач малых предприятий
связано с неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых
предприятий. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел, как правило,
более удачливы.
Весьма важной является
проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. В течение
десятилетий у основной массы населения, жившей «от получки до получки», не
могло образоваться резервов – средств, достаточных для начала собственного
дела. Эти средства необходимо искать и сейчас. Ясно, что предельно напряженный
государственный бюджет их источником стать не может. Получение заемных средств
в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков:
высоких %-ных ставок, «привязывания» рублевых кредитов к курсам иностранных
валют, отсутствия льготных кредитов, нежелания кредитовать долгосрочные
инвестиции, длительности процедуры оформления хозяйственной деятельности,
которая не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. Ограничен
доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их получение требует
значительных финансовых затрат.
В современных условиях малые
предприятия нуждаются в крупных инвестициях, необходимых для наращивания
производственного потенциала.
От финансовой базы зависит
материально-техническое и ресурсное обеспечение, которое остается еще слабым.
Использование устаревшего оборудования с высокой степенью износа делает
продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не
позволяет оперативно проводить ремонт и замену оборудования и повышать его технический
уровень. В отечественной промышленности не налажено производство машин,
оборудования, предназначенного для малых предприятий. Не хватает
производственных помещений. Растут транспортные расходы и тарифы на
энергоресурсы.
Таким образом, субъектам
малого предпринимательства свойственны не только конкурентные преимущества, но
и определенные недостатки, среди которых следует выделить наиболее
существенные:
- зависимость от крупных компаний;
- недостатки в управлении;
- повышенную чувствительность к изменениям
условий хозяйствования;
- трудности в привлечении
дополнительных финансовых средств и получении кредитов и др.
Однако, несмотря на
трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы
роста, решая экономические, социальные, научно-технические и другие проблемы.
Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно
создание сектора малого предпринимательства должно стать основой стабильности в
экономике и в обществе.
От субъектов малого
предпринимательства существенно зависит экономический рост любой страны с
рыночной экономикой, научно-технический уровень ее развития, занятость
населения, социально-политическая стабильность в обществе. Именно этим и
определяется тщательно продуманная, мощная государственная поддержка субъектов
малого предпринимательства на Западе.
3. Малый бизнес и теневая
экономика.
Существование и расцвет
теневой деятельности малого бизнеса обусловлены принимаемыми решениями и
практикой власти (государства, местного самоуправления, чиновничества в целом и
конкретных чиновников). Теневые доходы стали необходимы малому бизнесу, чтобы
покрывать ряд расходов, которые невозможно легальным образом произвести в
условиях неблагоприятной внешней правовой, экономической, социальной и иной среды.
Иначе говоря, теневой сектор «покрывает», «сглаживает» те недостатки
экономической и правовой реальности, которые не в силах изменить власть.
Теневые доходы направляются
на следующие цели: на развитие бизнеса; расходы на текущую деятельность предприятия
(«конвертные зарплаты», оплата аренды помещения и т. д.); на личное потребление
руководителей малого бизнеса; расходы на криминальные «крыши»; на оплату
государственных контролеров, налоговиков и т. д.
В ходе опроса, проведенного
«Бизнес - Тезаурус», руководителям 600 предприятий было предложено выступит в
качестве экспертов и дать оценку величины неформальных платежей представителям
органов контроля, которые приходится платить «среднестатистическому малому
предприятию». Полученные оценки варьируют от 1 до 60% от среднемесячной выручки
предприятия. Большая часть предпринимателей сошлись во мнении, что величина
этих платежей составляет около 10% от среднемесячной выручки предприятия.
Средняя величина оценок по выборке в целом составила 13,8%. По мнению опрошенных
предпринимателей, величина этих платежей имеет сравнительно «стабильный»
характер. Средняя величина оценок за три года варьировала от 12,8 до 14,3%.
По данным опроса
неформальные платежи предпринимателей органам контроля и «криминальным крышам»
составляли около 30% среднемесячной выручки предприятий малого бизнеса. Уровень
неформальных платежей представителям органов контроля существенным образом
зависит от сферы деятельности предприятий малого бизнеса. Средний размер выплат
чиновникам контрольно-надзорных органов варьирует от 5% в сфере бизнес-услуг
(бухучет, юридическая помощь и т. д.). общий объем неформальных платежей,
включая «дань» криминальным структурам в промышленности и оптовой торговле,
может превышать половину среднемесячной выручки малых предприятий (таблица 2,
стр. 46).
В среднем 38,9% от общей
суммы неформальных платежей органам контроля (надзора) попадают в руки
представителей различных инстанций федерального подчинения. Примерно четверть
платежей (в среднем 24,9%) достается налоговым органам и их представителям.
Налоговая полиция получает 18,7% от общей суммы платежей, а органы МВД – 16,8%.
Уровень изъятия средств
малых предприятий в виде неформальных платежей представителям органов контроля
(надзора) оказался сопоставим с уровнем инвестиций в российскую экономику: 14%
средств направлялись на выплату незаконных поборов, против 18% - на
капиталовложения. На самом деле первый показатель, возможно, выше, так как в
данном случае он приведен в процентах от валовой выручки, а уровень инвестиций
рассчитывается на базе только условно-чистой продукции (ВВП).
В ходе исследования
выяснилась деятельность посредников на рынке лицензионных услуг. Значительная
часть этой деятельности осуществляется неофициально, что засвидетельствовали
17,6% респондентов (в Москве – 26,4%). Завышенные размеры оплаты неофициальных
услуг констатировали 48,2% опрошенных, в том числе 81,4%
респондентов-москвичей. Ненамного ниже установленной оплаты оценили эти
услуги30,7% респондентов (в Томской области – 54,4%, в Воронеже – 18,9%, в
Москве – 9,4%). Причины, вызывающие готовность предприятий без оформления
оплачивать услуги представителей лицензионного и иных уполномоченных органов,
связанных с процедурами получения лицензии, очевидны: ускорение процесса (63,3%
- в среднем по выборке и 85,1% - в Москве), а также упрощение соответствующей
процедуры (58,3% - в среднем и 72,2% - в Томской области). Некоторая часть
респондентов (6-7%) считают, что без этого лицензию вообще невозможно получить,
а 6,3% (9,5% - в Москве) готовы платить потому, что на этом настаивают
представители самих лицензирующих органов. Таким образом, по крайней мере 13%
соискателей предрасположены идти в обход существующих правил, т. е. сами своим
поведением порождают коррупцию, в остальных случаях она носит, скорее
вынужденный характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|