У прошлого и
нынешнего предпринимательства есть два сходства - первое это то, что и раньше и
сейчас предпринимательством занимается в основном молодежь, а второе - как
«старому», так и «новому» предпринимательству приходилось и приходится
преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие государственной бюрократии.
В России
предпринимателями создается всего 10% валового национального продукта страны и
это неудивительно, если учесть фактический развал нашей экономики.
Сложная
внутриэкономическая ситуация вынудила российских ученых-экономистов исследовать
теории предпринимательства, в результате чего появилась законодательная основа
регулирования данной отрасли экономики.
Долгое время в
нашей стране уделялось большое внимание монополизации и укрупнению
производства. Создавались предприятия с низким уровнем технологической и
подетальной специализации, обладающие жесткой технологической структурой и во
многих случаях являющиеся монопольными производителями определенных видов
продукции. Их организационную перестройку и перепрофилирование на выпуск
наукоемкой продукции очень трудно осуществить.
Стоило задуматься
и отметить недопустимый уровень практически монопольного выпуска многих видов
энергетического, металлургического, транспортного и тому подобного
оборудования, а также почти всего выпуска товаров широкого потребления.
Государственная
экономическая политика, направленная на строительство и преимущественное
развитие крупных производств, привела к тому, что значение малых предприятий
в экономике страны в течение многих десятилетий недооценивалось.
Такая недооценка
малых предприятий обуславливалась сложившимся представлением об их низкой экономической
эффективности, которое исходило из политэкономического постулата о
монополизации и концентрации производства, как о главном направлении экономики
страны.
Начало развития
многоукладной экономике в СССР выпало на конец 80-х годов с появлением
экономических субъектов - представителей различных форм собственности.
Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых
организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий.
В 1989-1990 гг.
кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности,
поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство
оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и
оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в
самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного
управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное движение,
но их развитие, было, технически отстало, и создать инновационный климат как
массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и
средних предприятиях промышленности того периода не представляли собой нечто
целое.
Новое в развитии
малого предпринимательства появилось в 1990 г., с изданием постановление
правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению
налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс
приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных государственных
предприятий, перевести их на арендную систему поощрений, кооперативную форму
собственности либо передать трудовым коллективам на принципах акционирования.
В 1990-1991 гг.
государственной статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства,
произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как
они имели право на налоговые льготы. Кроме того, сказалось отрицательное
отношение населения к кооперативам.
Тогда же часть
малых предприятий была учреждена крупными государственными организациями как
дочерние. Доходность таких предприятий достигалась за счет бесплатного или
льготного использования площадей, ресурсов, оборудования организаций-учредителей.
Следующий этап
развития малого предпринимательства в 1992 г. обозначился расширением процесса
приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не всегда для выкупа
трудовыми коллективами предприятий сферы услуг у работников хватало денежных
средств. Отсутствие кредита и высокий риск банкротств, связанный с резким
падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией в то время население
почти 80% доходов тратило на продукты питания) также сыграли свою роль.
Еще одна примета
1992 г. - кризис, охвативший крупные предприятия тяжелой промышленности.
Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования получили развитие в
промышленности.
Чаще всего малые
предприятия создавались в строительстве и промышленности, а посреднических
предприятий было меньше в 10 раз, чем строительных, и в 8 раз, чем промышленных.
В течение 1992 г.
на складывающиеся позитивные процессы в малом предпринимательстве оказали
разрушительное воздействие государственная налоговая и ценовая политика. Страну
захлестнула волна псевдопредпринимательства.
В 1993 г., не
взирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты приватизации,
акционирования и тяжелейшие экономические условия малое предпринимательство
продолжает развиваться.
Таблица 1
представляет процентное распределение предприятий по формам собственности и
показывает развитие частной формы собственности в 1993 г.
Эта
таблица наглядно показывает, что в 1993 году в частном секторе малых
предприятий было уже гораздо больше, чем в государственном.
Таблица
1 –Распределение малых предприятий по формам собственности (в %)
|