рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования

Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования

Современная Гуманитарная Академия

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Экономическая теория»

 

студентки Белоусовой Т.Н. группы ДМ-409-05 факультета «Менеджмент»

на тему: «Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования»

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

…………………………

 

 

 

Москва

  2006 г.

Содержание


Введение………………………………………………………………..……….3


Глава 1. Предприятие и его эффективность………………………….…….5

1.1 Виды и структура предприятий……………………………………………..5

1.2 Увеличение эффективности деятельности предприятия…………….……6


Глава 2. Маркетинговые исследования предприятия………………….…8

2.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия…..8

2.2 Товарная политика предприятия………………………………………...…11

2.3 Ценовая политика предприятия………………………………………….…14

2.4 Сбытовая политика предприятия…………………………………….…….18


Глава 3. Методы сбыта товаров………………………………………….…..21

3.1 Оптовый метод сбыта товара…………………………………………….....21

3.2 Розничная торговля……………………………………………………….....23

3.3 Маркетинговое продвижение товара……………………………………….26

3.4 Примеры повышения эффективности предприятий через применение маркетинга…………………………………………………………………..……30


Заключение……………………………………………………………….……..31


Список литературы…………………………………………………………….33

 

Приложение…………………………………………………………………..…34

 

 

 

 

Введение


В сложных экономических условиях современного рынка в структуре фирмы одну из ключевых ролей играет служба маркетинга [1].

Специалисты в области маркетинга на предприятиях называются маркетологами. Главными задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей.

Служба маркетинга занимается разработкой тактики и стратегии фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и политики продвижения товара на рынке.

В современных условиях наличие маркетинговой службы на предприятии является обязательным условием не только эффективной деятельности и развития, но и, зачастую, необходимым условием выживания фирмы.

В условиях рыночных отношений деловое предпринимательство включает в себя ряд аспектов, среди которых важная роль отводится менеджменту, инновациям и маркетингу [2].

Под менеджментом понимают фактическое руководство и управление предприятием. Менеджмент во всех решениях руководствуется только экономическими соображениями, управляя движением средств, учитывая, каким ожидается приток и отток средств. Главная задача менеджмента состоит в том, чтобы поставлять для потребителей товары лучшего качества по более низким ценам и предоставлять лучшие услуги, чем конкуренты.

На менеджмент возлагаются две важнейшие функции: маркетинг и инновации. Инновации - это разработка новых товаров и услуг, обладающих более высокими качествами. В рамках инновации особое внимание обращается на повышение рентабельности (эффективности) использования материальных средств и соблюдение требований экологии. Все виды инноваций представляют собой способ, обеспечивающий устойчивое функционирование предприятия, а также являются решающим компонентом маркетинга.

Прежде чем заняться тем или иным бизнесом, необходимо провести маркетинговые исследования, от глубины которых будет зависеть точность результата, и точно определить, что происходит на том конкретном рынке, где вы собираетесь действовать.

Предмет работы - маркетинг (от англ. market) - рынок. Маркетинг - такой вид рыночной деятельности, благодаря которой предвидятся и удовлетворяются постоянно меняющиеся нужды и потребности. Поэтому занимающийся в этой области человек должен обладать не только бизнес интуицией, но и обширными знаниями.

Маркетинг - это наука. Без неё сегодня не обойтись бизнесмену, тем более, молодому. Это дело непростое и очень важное, заниматься им необходимо серьёзно. Без качественного маркетинга предприятие не может рассчитывать на успех [3].

В данной курсовой работе мы рассматриваем следующие вопросы: предприятие и способы увеличения его эффективности, маркетинг, как один из наиболее важных и действенных инструментов увеличения эффективности (теоретическая часть) и высокая роль маркетинга путем проведения и анализа результатов применения маркетинга на предприятиях[1].

Цель работы – показать теоретическое значение маркетинга в повышении эффективности предприятия и доказать его важность на практике, используя примеры отечественных и иностранных фирм.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

 

 

 

Глава 1. Предприятие и его эффективность

 

1.1 Виды и структура предприятий


Развитая рыночная экономика предполагает различные формы предприятий.

В странах с рыночной экономикой существуют следующие основные организационно-правовые формы предприятий:

- индивидуальное предприятие;

- коммандитное общество;

- акционерное общество;

- государственное предприятие;

Индивидуальное предприятие. При этом собственником предприятия является один человек, им же осуществляется руководство, привлечение инвестиций, несется ответственность и распределяется прибыль.

Коммандитное общество. Это такое общество, в котором собственником фирмы являются несколько человек, причем один несет ответственность за руководство, регулирование, привлечение инвестиций.

Акционерное общество. Для создания такого общества необходимо как минимум пять акционеров. Руководство акционерным обществом осуществляется тремя органами: правлением акционерного общества, советом акционерного общества (он наблюдает за деятельностью правления и докладывает о ней общему собранию акционеров) и общим собранием акционеров. Наиболее эффективна именно эта форма предприятия, так как сравнительно легко сформировать капитал и привлечь инвестиции путем выпуска и продажи акций.

Государственное предприятие. Руководство и ответственность на этом предприятии полностью возлагается на центральные или муниципальные власти. Прибыль предприятия идет на пополнение бюджета региона.

Существуют также другие виды предприятий, такие как товарищества, общества с ограниченной ответственностью, публично-правовые учреждения и другие формы предприятий [4].

Также, действует Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС), Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и другие классификаторы, определяющие место данной фирмы в экономическом пространстве.[2]

Гражданским кодексом России допускается создание всех перечисленных выше предприятий.


1.2 Увеличение эффективности деятельности предприятия


Эффективность предприятия определяется в основном способом производства и его эффективностью.

Существуют различные направления повышения эффективности производства, в том числе:

- инновационное использование научно-технического прогресса, что позволяет при внедрении новых технологий на предприятии снижать затраты на производство единицы товара и через экономию увеличивать прибыль и эффективность;

- ресурсосбережение и модернизация оборудования;

- привлечение максимального объема инвестиций и их экономное и рациональное использование;

- повышение качества продукции и как следствие увеличение объема продаж;

- увеличение ассортимента продукции;

- борьба с конкурентами с целью доминирования на рынке;

- увеличение эффективности управления трудовыми ресурсами;

- увеличение эффективности управленческого фактора (исследований, разработок и политики фирмы).

С последним фактором тесно соприкасается маркетинг, и, хотя все факторы должны находиться во взаимодействии, автор рассматривает именно маркетинг.

Управленческая политика предприятия может включать в себя:

- контроль;

- учет;

- координирование;

- прогнозирование;

- направление (указание целей) деятельности;

- организацию бизнес процесса;

- планирование;

- анализ и регулирование.

Управленческая политика большинства предприятий в России к сожалению включает в себя не все из перечисленных составляющих.

Так как эффективность деятельности предприятия определяется, прежде всего, таким показателем, как прибыль, то с учетом множества видов прибыли можно ввести несколько показателей эффективности на основе показателей бухгалтерской отчетности.

Основными показателями прибыли являются:

- общая прибыль (убыток) отчетного периода -  балансовая прибыль (убыток);

- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

- прибыль от финансовой деятельности;

- прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;

- налогооблагаемая прибыль;

- чистая прибыль;

- нераспределенная прибыль (см. приложение).

Глава 2. Маркетинговые исследования предприятия

 

2.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия


Маркетинг влияет на все этапы формирования прибыли и, в конечном счете, на общую эффективность предприятия.

Рассмотрим, чем занимается служба маркетинга на предприятии и как ее деятельность влияет на повышении эффективности фирмы.

Во-первых, маркетинговые службы исследуют различные стороны рынка, с которыми соприкасается предприятие в процессе функционирования.

Во-вторых, маркетинговые службы разрабатывают и осуществляют тактику поведения фирмы на рынке.

Предприятие в современном мире добивается успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального объема требований покупателя. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.

Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Наибольшую распространенность получила иерархия потребностей по А. Маслоу. По этой системе потребности делятся на:

- физиологические (голод, холод, жажда);

- потребность самосохранения (безопасность, защита);

- социальные потребности;

- потребности самоуважения (социальный статус, признание);

- потребности в самоутверждении (самореализация и саморазвитие).

Выявление потребностей – одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может спрогнозировать его дальнейшее поведение и возможность его покупки данного товара [5].

Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные факторы покупки товара.

К мотивационным факторам причисляются:

- мотив выгоды (желание человека разбогатеть);

- мотив снижения риска (потребность в безопасности);

- мотив признания (потребность в статусе, престиже);

- мотив комфорта (стремление скрасить свое существование);

- мотив свободы (потребность в независимости);

- мотив познания (потребность в развитии).

Важную роль в маркетинге играет изучение структуры рынка.

Первый этап – исследование конкурентов, т.е. оценка степени конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).

Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.

При правильно проведенном исследовании возможно установить недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы.

Анализ фирменной структуры рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически не может существовать в современных условиях. Кто же такие поставщики? Поставщик – это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.

Изучение фирменной структуры рынка включает в себя исследование транспортных компаний, страховых организаций и др. Это помогает фирме сразу почувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще неосвоенного рынка.

Под исследованием товарного рынка понимается исследование рынка отдельного товара или группы товаров, например хлеб (отдельный товар) и продукты потребления или роскоши (группа товаров). Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения на товары, определение емкости рынка, определение влияния конкурентов на рынок, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.

Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установление связей между деятельностью предприятия и рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения. Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и рекомендации по деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на рынке.

Под емкостью рынка понимается объем продукции, который может «поглотить» рынок без существенных изменений в своей структуре. Маркетинговая служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует информацию и на ее основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции.

Сегментация рынка – это деление рынка на отдельные области для закупки и сбыта товаров. Сегментация происходит по следующему ряду признаков:

- географический (учитывается величина региона, плотность и количество населения);

- демографический (учитываются половозрастные критерии населения);

- социально-экономический (учитывается образование, профессии, доходы населения);

- психологический (учитываются особенности отдельного индивида).

Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинговая служба помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.