|
|
Рис. 2. Структура платных услуг населению в 2001 г.[26] В Приволжском федеральном округе Самарская область занимает первое место по объему предоставляемых платных услуг на душу населения. На конец 2001 г. он составил 5101 руб.![27] Это можно объяснить сильной разницей в регионах округа уровня жизни населения.
Рис.3. Объем платных услуг населению в Приволжском федеральном округе в 2001 г.[28] В рамках ОМС гарантируется предоставление амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, предоставляемой в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм, оказание первой медицинской помощи. Это, по моему мнению, далеко от реальности, о чем свидетельствует стабильная тенденция уменьшения больничных учреждений, так же как и численности врачей и медицинского персонала к 2001 г.
Таблица 2 Лечебно-профилактическая помощь населению. Медицинские учреждения[29] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы |
Число больничных учреждений, тыс. |
Число больничных коек |
Число |
Мощность врачебно-амбулаторных поликлинических учреждений, посещений в смену. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего, тыс. |
На 10000 |
Всего, тыс. |
На 10000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 |
12,1 11,8 11,5 11,1 10,9 10,7 10,6 |
1850,5 1812,7 1760,7 1716,5 1672,4 1671,6 1653,4 |
126,1 123,9 120,6 117,8 115,5 115,9 115,4 |
21,1 22,1 21,7 21,1 21,1 21,3 21,3 |
3457,9 3470,1 3475,3 3482,5 3494,6 3533,7 3548,8 |
235,6 237,1 238,1 239,3 241,4 245,0 247,6 |
Как видно из таблицы 2, число больничных учреждений и больничных коек стабильно уменьшается, имея обратную зависимость с динамикой количества врачебно-амбулаторных учреждений. Не смотря на сокращение числа медицинского персонала, количество обращений за медицинской помощью в них растет.
Таблица 3
Лечебно-профилактическая помощь населению. Численность медицинских кадров[30]
Годы
Численность врачей
Численность среднего медицинского персонала
Всего,
тыс.чел.
На 10000
населения
Всего,
тыс.чел.
На 10000
населения
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
653,7
669,2
673,4
679,8
682,5
680,2
677,8
44,5
45,7
46,1
46,7
47,1
47,2
47,3
1628,8
1648,8
1626,3
1620,9
1611,7
1563,6
1544,4
111,0
112,7
111,4
111,4
111,3
108,4
107,8
По данным Российского статистического ежегодника в Самарской области численность врачей на 10000 тыс. населения имела тенденцию постоянного увеличения до 1998 г., а потом стремительно упала с 48,7 до 47,1 человек на 10000 населения.[31] В то время, как у наших «соседей» в Оренбургской и Ульяновской областях данный показатель медленно, но продолжает расти.
Отрадно, что растет число станций скорой медицинской помощи, это способствует оказанию скорой медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования большему количеству в ней нуждающихся – об этом свидетельствуют данные таблицы 4.
Таблица 4
Обслуживание населения скорой медицинской помощью[32]
1991
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Число станций (отделений) скорой медицинской помощи (на конец года)
3042
3172
3164
3150
3135
3142
3175
3212
Численность лиц, которым оказана помощь амбулаторно и при выездах:
всего, млн. чел.
на 10000 населения
51,5
348
52,5
355
51,0
348
50,9
348
50,4
346
50,5
348
52,3
362
52,3
364
В 1997-2001 годах в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их филиалы и страховые медицинские организации от граждан поступило около 4 млн. обращений по различным аспектам защиты их прав. Ежегодно возрастает сумма возмещенного ущерба по искам, удовлетворенным в судебном порядке. Нельзя недооценивать и значение проведения вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. По сути, мы разделили функции оказания медицинской помощи и функции ее оценки между субъектами, привлекая к защите интересов пациентов профессионально подготовленных высококвалифицированных специалистов.[33]
В сложившейся ситуации необходимо отказаться от деклараций и трезво оценить финансовые возможности здравоохранения. Практически это означает необходимость принятия новой процедуры формирования базовой программы ОМС. Определяемый этой программой минимальный социальный стандарт, ниже которого не могут быть установлены объем и условия оказания медицинской помощи в территориальных программах ОМС, должен утверждаться вместе с размером взноса на ОМС и поступлениями из бюджета, необходимыми для достижения этого стандарта.
Правительство разрабатывает и предоставляет базовую программу ОМС вместе с финансово-экономическими обоснованиями для утверждения Государственной Думой.
Чтобы избежать чрезмерной декларативности обязательств по базовой программе ОМС, она должна рассчитываться как минимальный социальный стандарт в виде минимального норматива финансирования на одного жителя. Этот норматив должен быть ориентиром для расчета территориальной программы ОМС на уровне субъекта федерации. Иначе говоря, каждая территория должна иметь свою базовую программу в размере минимальных государственных обязательств. После оценки своих возможностей субъект федерации принимает дополнительные обязательства, которые финансируются в территориальной программе ОМС.[34]
Новости Самарской губернии
В Самарской области на питание одного больного в день тратится не более 9 рублей, вместо рекомендованных правительством 44 рублей. Медикаментами каждый из пациентов стационаров обеспечиваются на сумму в 32 рубля, тогда как федеральные власти планировали, что на эти цели будет выделяться до 87 рублей в день. Львиную долю средств на медицину съедают платежи за коммунальные услуги и ремонтные работы учреждений здравоохранения. С 2004 г., в соответствие с Постановлением правительства деньги из областного фонда обязательного медицинского страхования пойдут исключительно на заработную плату медперсоналу, обеспечение больных медикаментами, питанием и мягким инвентарем. А вот содержание больниц и оплата коммунальных услуг ляжет на плечи муниципалитетов. Об этом на заседании коллегии администрации Самарской области главам администраций сообщила руководитель Самарского областного департамента здравоохранения Галина Гусарова. За счет этого в 2004 г. губернская медицина получит дополнительно не менее 1 млрд. рублей. На сегодняшний день из 37 муниципальных образований соглашение с ТФОМС подписали менее 30.[35]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.