Менеджмент (Лекции)
Введение
Менеджмент в упрощенном понимании - это умение добиваться
поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения др. людей. Менеджмент
- по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в
самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область
человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент
как собирательное от слова “менеджер” - это определенная категория людей,
социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. В капиталистических
странах понятие менеджмент соседствует с понятием бизнес. Бизнес - это
деятельность направленная на получение прибыли путем создания и реализации
определенной продукции или услуг. “Управление бизнесом” - это управление
коммерческими, хозяйственными организациями (business management). Как синоним
применяется термин” business administration”, который можно перевести как
“деловое администрирование”. Термин “менеджмент” применим к любым типам
организаций, но для государственных органов любого уровня правильнее
использовать термин” public administration” - “государственное управление”.
Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже.
Бизнесмен - это тот, кто “делает деньги”, владелец капитала, находящегося в
обороте, приносящего доход. Менеджер же занимает постоянную должность, в его
подчинении находятся люди.
Организация
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей. Некая группа должна
соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться
организацией. Это:
- наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя
частью этой группы;
- наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного
состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
- наличие
членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь
значимой для всех цели.
Это определение справедливо не просто для
организации, а для формальной организации. Существуют неформальные организации
- группы людей, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во
взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Характеристики формальной
организации:
-
Ресурсы – цели всякой организации включают
преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы это люди,
капитал, материалы, технология и информация;
- Зависимость от внешней среды -
взаимосвязь формальной организации с внешней средой. Внешняя среда - это
экономические условия, потребители, профсоюзы, правительственные акты,
законодательство, конкурирующие организации, система ценностей в обществе,
общественные взгляды, техника и технология и др. составляющие, которые
оказывают влияние на все, что происходит внутри организации;
- Горизонтальное разделение труда -
разделение всей работы на составляющие компоненты. Это разделение позволяет
организации производить гораздо больше продукции. Образцом
горизонтального труда на производственном предприятии являются производство,
маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности,
которые должны быть успешно выполнены, для достижения поставленных целей;
- Подразделения - горизонтальное
разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические
конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Эти подразделения
называются отделами или службами. Подразделения представляют собой группы
людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для
достижения общей цели;
- Вертикальное разделение труда -
отделение работы по координированию действий от самих действий;
- Необходимость управления – задачи
должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда, т.е.
управление является существенно важной деятельностью для организации.
Управление
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и
контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей
организации.
Управление - это особый вид деятельности,
превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу.
Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений,
и примером значительных социальных перемен. Именно управление в большей
степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый феномен нашего века:
врыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей
мере зависят они от организации.
Организации, достаточно крупные для того, чтобы
обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и неруководителей,
обычно имеют такой большой объем управленческой работы,
что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения
управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка
конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Горизонтально
разделенная управленческая работа должна быть скоординирована,
чтобы организации могла добиваться успеха в своей деятельности. Такое вертикальное
разделение управленческого труда, образует уровни управления.
Институ- Управление высшего звена
циональный
уровень
Управленческий Управление среднего звена
уровень
Технический уровень Управление низового звена
Рисунок 1 - Два
способа представления уровней управления
Лица на техническом уровне занимаются
ежедневными операциями и действиями. Лица, находящиеся на управленческом уровне,
заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают
разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации.
Руководители на институциональном уровне (под институциональным уровнем
понимается уровень социальных структур - так называемых институтов, таких как государство,
бизнес, религия и т.п., выполняющих определенные общественные функции) заняты в
основном разработкой долгосрочных планов, формулированием целей, адаптацией
организации к различного рода переменам, управлением отношениями между
организацией и внешней средой.
Более употребимый способ описания уровней
управления состоит в выделении руководителей (управляющих) низового звена, или
операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и
руководителей (управляющих) высшего звена. Форма пирамиды используется для
того, чтобы показать, что на каждом последующем уровне управления находится
меньше людей, чем на предыдущем. Руководство низового звена или операционные
руководители - это организационный уровень, находящийся непосредственно над
рабочими и другими работниками (не управляющими). Они в основном осуществляют
контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения
непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Типичным
названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, старшая
медсестра. Большая часть руководителей - это руководители низового звена.
Работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной
разнообразными действиями. Эти руководители много общаются со своими
подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало с начальством.
Руководители среднего звена координирует и контролирует работу младших
начальников. За последние десятилетия среднее звено управления значительно
выросло и по своей численности и по своей значимости. Руководитель среднего
звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер
его работы определяется содержанием работы подразделения, чем организации в
целом. В основном руководители среднего звена являются буфером между
руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений,
принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения обычно после
трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных
заданий низовым линейным руководителям. Большая часть общения у руководителей
среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и
низового звеньев. Руководители высшего звена - это высший
организационный уровень, он значительно малочисленнее других. Типичные
должности руководителей высшего звена - это председатель совета, президент,
вице-президент. Эти руководители отвечают за принятие важнейших решений для
организации в целом или для основной части организации.
Важно понимать, что слова “предприниматель”
и “менеджер” не являются синонимами. Термин предприниматель был введен
французским экономистом Ришаром Кантилоном, жившим в начале 18 века. С тех пор
это слово означает человека, который берет на себя риск, связанный с организацией
нового предприятия или новой идеи, новой продукции или нового вида услуг,
предлагаемых обществу.
Пять причин неудач в карьере руководителей:
1 Руководителей толкает вверх потребность получать более высокое
жалование. Руководители - неудачники имеют большое желание получать
высокое жалование и иметь личный комфорт. Очень часто их целью является не
достижения подразделений, а то, что нужно сделать для получения более высокой
зарплаты.
2 Руководителей слишком волнуют символы их положения. Рабочий стол, кабинет,
машина. Если руководитель во что бы то не стало старается обзавестись этими
символами, это - дурной знак.
3 Руководителей волнует прежде всего собственные персоны. Плохой
руководитель заботится о себе, хороший - о своих людях.
4 Плохой руководитель самоизолируется. Он занят своей персоной и любит
проводить время в одиночестве, постепенно теряя всякое общение с окружающими и
подчиненными. Когда руководитель изолируется от повседневной текущей
информации, это обычно плохой знак.
5 Руководители скрывают свои мысли и чувства.
Рисунок 2 - Как руководители
расходуют свое время
Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Составляющие успеха организации:
- Выживание – возможность существовать как можно дольше.
Большинству организаций приходиться периодически менять свои цели, выбирая их
соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира.
-
Результативность и
эффективность –
результативность является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи,
а эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые
вещи.
-
Производительность – это отношение количества единиц на выходе
к количеству единиц на входе. Ключевой составляющей производительности является
качество.
-
Практическая реализация – успешным решением считается такое, которое
реализуется практически, т.е. превращается в действие результативно и
эффективно.
Эволюция управленческой мысли
Выполнение управленческих функций
обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления
так же стара, как и организации. На глиняных табличках, датированных третьим
тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах
древней Шумерии, которые являются четким доказательством существования там
практики управления. Управление было признано самостоятельной
областью деятельности только в ХХ веке. Формы почти всех видов
проявления современного управления можно проследить в огромных процветающих
организациях древности, но в целом характер и структура управления в те времена
отличались от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и
неруководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего
звена. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком. Если лицо на верхнем
уровне управления (а это почти всегда был мужчина) было хорошим лидером и
правителем, как Юлий Цезарь, тогда все шло более или менее гладко. Когда к
власти приходил такой неумелый руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузится
во мрак. Сравнение старой и современной организаций показано в таблице 1
Таблица 1 - Сравнение старой и современной организаций
|