рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Методика формирования учетной политики предприятия

Рабочий план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности организации (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. Он должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета организацией.

В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

            При принятии учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Утверждаемые формы первичных учетных документов должны содержать обязательные реквизиты, установленные в п. 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.

            Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности утверждаются для целей представления обособленными подразделениями организации (в т.ч. выделенными на отдельный баланс) информации о своей деятельности. Они должны быть построены таким образом, чтобы в формах содержались все показатели, необходимые для последующего формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации в целом, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

            Учетная политика организации должна регламентировать порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

            При этом порядок и сроки проведения инвентаризации определя­ются руководителем организации, за исключением случаев, когда про­ведение инвентаризации обязательно.

При формировании учетной политики организации закреплению подлежат методы оценки активов и обязательств. К ним можно отнести методы:

•   формирования первоначальной оценки активов;

•   начисления амортизации активов;

•   оценки активов при их списании;

 •  оценки обязательств при их возникновении и исполнении.

          Указанные методы должны быть закреплены в отношении каждой статьи активов и обязательств организации (нематериальные активы, основные средства и т. д.)

Правила документооборота и технология обработки учетной инфор­мации также подлежат обязательному закреплению в учетной политике организации.

В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР 29 июля 1983 года № 105 (далее — Положение о документообороте), под дви­жением первичных документов (документооборотом) в бухгалтерском учете понимается их создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка, передача в архив. Документооборот орга­низации регламентируется графиком.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выпол­няемых каждым подразделением организации, а также всеми исполни­телями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Регистры бухгалтерского учета могут вестись как ручным способом, так и с применением вычислительной техники.

В учетной политике организации определяется порядок осуществле­ния контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

1.5. Раскрытие учетной политики организации

         Раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности (п. 1 ПБУ 1/98).

      Обязанность по приданию гласности бухгалтерской учетной поли­тики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.

Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/98 требование законода­тельства о раскрытии учетной политики распространяется на органи­зации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:

•   согласно законодательству Российской Федерации (например: ОАО, банки, биржи, страховые организации, инвестиционные фонды — пункт 1 статьи 16 Закона о бухгалтерском учете);

•   согласно учредительным документам;

•   по собственной инициативе.

В иных случаях раскрытие учетной политики организации не явля­ется обязательным.

Придание учетной политике организации гласности означает рас­крытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие ре­шений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

В соответствии с пунктом 12 ПБУ 1/98 к способам ведения бухгал­терского учета, подлежащим обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

•   способы амортизации основных средств;

•   способы амортизации нематериальных и иных активов;

•   способы оценки производственных запасов;

•   способы оценки товаров;

•   способы оценки незавершенного производства;

•   способы оценки готовой продукции;

•   способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, ра­бот, услуг;

•   другие способы, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации
(п. 11 ПБУ 1/98).

Нормативные акты, непосредственно регулирующие вопросы учет­ной политики организации, не определяют термин «заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обра­титься к другим нормативным актам.

В общем смысле под указанными лицами необходимо понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).

Анализ норм законодательства о бухгалтерском учете позволяет отнести к заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности, в частности:

•   учредителей (участников) организации или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

•   территориальные органы государственной статистики по месту ре­гистрации организации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

•   орган, уполномоченный управлять государственным имущест­вом — для государственных и муниципальных унитарных пред­приятий (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

•   вышестоящий орган — для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);

•   налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.

           Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике орга­низации, если в последней не произошли изменения со времени со­ставления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику (п. 15 ПБУ 1/98).


   1.6. Изменение учетной политики организации

            Изменение учетной политики организации допускается только по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете принятая организацией учетная политика применяется последователь­но из года в год, изменение учетной политики может производиться в случаях:

•   изменения законодательства России или нормативных актов орга­нов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

•   разработки организацией новых способов ведения бухгалтерско­го учета. Согласно пункту 16 ПБУ 1/98 применение организаци­ей нового способа ведения бухгалтерского учета должно предпо­лагать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени досто­верности информации;

•   существенного изменения условий ее деятельности. Существен­ное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

При этом необходимо учитывать, что не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации.

Таким образом, утверждение способа ведения бухгалтерского уче­та указанных фактов хозяйственной деятельности возможно в течение отчетного периода.

При изменении учетной политики необходимо учитывать следу­ющее:

1)  изменение учетной политики оформляется организацией в виде отдельного акта (положения), утверждаемого властно-распорядительным актом (приказом, распоряжением и пр.) руководите­ля организации (п. 17 ПБУ 1/98). Возможны
два варианта оформления: составление акта, содержащего пол­ный текст учетной политики, или составление акта, содержащего только текст изменений;

2)  изменение учетной политики должно быть обоснованным. В при­казе об изменении учетной политики организации должно быть указано, по каким причинам в учетную политику организации вносятся соответствующие изменения;

3)  изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным докумен­том (п. 18 ПБУ 1/98);

4)  изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, раскрываются в пояснительной записке в бухгалтерской отчет­ности организации (п. 23 ПБУ 1/98).


Глава 2. Организационно-технические аспекты учетной политики организации

            2.1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета

            Рабочий план счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности организации (активов, обязательств, финансовых, хозяйстве иных опера­ций и др.) в бухгалтерском учете. Он должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета конкретной организацией.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основании Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов при утверждении рабочего плана счетов организация самостоятельно не вправе вводить дополнительные синтетические счета. Подобные счета могут быть введены в рабочий план счетов организации только для учета специфических операций по согласованию с Минфином России. Для этого используются свободные номера счетов.

           Вместе с тем, организация может не использовать какие-либо синте­тические счета в связи с отсутствием операций, подлежащих отражению на таких счетах, или в силу организации бухгалтерского учета, которой не предусматривается использование отдельных счетов. Это касается при­менения, например, счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 42«Торговая наценка» и т. п.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются орга­низацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объ­единять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организа­цией исходя из положений Инструкции по применению Плана учетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по во­просам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производ­ственных запасов и т. д.), а также исходя из особенностей деятельности организации.

Кроме того, при закреплении в учетной политике рабочего плана счетов организации следует утвердить корреспонденцию синтетических счетов в отношении фактов хозяйственной деятельности организации, по которым не предусмотрена корреспонденция в типовой схеме, содержащейся в Инструкции по применению Плана счетов.

В учетной политике организации следует установить:

•   перечень синтетических счетов, необходимых для ведения бух­галтерского учета. Данный перечень может включать не все счета, предусмотренные Планом счетов;

•   перечень субсчетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, составленный на основе Плана счетов и адаптированный к потребностям организации;

•   перечень аналитических счетов, необходимых для ведения бух­галтерского учета, составленный в соответствии с требованиями нормативных актов и потребностей организации;

•   применяемую корреспонденцию синтетических счетов, не пре­дусмотренную в типовой схеме.

            2.2. Формы первичных учетных документов и документов внутренней бухгалтерской отчетности

В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организаций, должны оформляться оправдательными документами -  первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных доку­ментов, утверждает руководитель организации по согласованию с глав­ным бухгалтером (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они со­ставлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В случае оформления хозяйственных операций документами, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первич­ной учетной документации, организация должна соблюдать определен­ные правила.

Так, согласно пункту 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете подоб­ные документы должны содержать ряд обязательных реквизитов:

•   наименование документа;

•   дату составления документа;

•   наименование организации, от имени которой составлен документ;

•   содержание хозяйственной операции;

•   измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

•   наименование должностей лиц, ответственных за совершение хо­зяйственной операции и правильность ее оформления;

•   личные подписи указанных лиц.

            Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Положения по ведению бухгалтерского учета в формах первичных документов могут быть включены дополнительные реквизиты. Подобные дополнения в первичные учетные документы могут быть внесены в зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации.

Таким образом, в учетной политике организации следует закрепить:

·        хозяйственные операции, которые оформляются первичными учетными документами, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.