рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Методика формирования учетной политики предприятия

•   порядок определения цены, по которой в сравнимых обстоятель­ствах приобретаются МПЗ, аналогичные приобретаемым орга­низацией;

•   лицо (службу организации), являющееся ответственным за пре­доставление в бухгалтерию организации сведений, на основании которых производится оценка;

•   документ, которым оформляется решение об определении цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются МПЗ, аналогичные приобретаемым организацией.


3.5. Учет расходов, связанных с производством и реализацией продукции

В соответствии с пунктом 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н, для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Себестоимость товаров (работ, услуг) формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

В целях определения порядка формирования себестоимости проданной продукции (работ, услуг) допустимо руководствоваться основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденными Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20 июля 1970 года, а также иными отраслевыми рекомендациями, действовавшими до 2002 года. Применение данных актов для целей формирования себестоимости продукции (работ, услуг) справедливо, так как они в наибольшей степени учитывают отраслевые особенности учета затрат.

В связи с отсутствием в настоящий момент специальных нормативных актов, определяющих порядок формирования себестоимости, в учетной политике следует закрепить:

•   метод учета затрат;

•   объекты учета затрат;

•   группировку расходов;

•   порядок учета отдельных расходов исходя из особенностей про­цесса производства (в случае их наличия).

Способ оценки незавершенного производства. В соответствии с пунктом 64 Положения по ведению бухгал­терского учета незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

•   по фактической производственной себестоимости;

•   по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

•   по прямым статьям затрат;

•   по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное произ­водство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произве­денным затратам.

Таким образом, организации, осуществляющей массовое или се­рийное производство, следует закрепить в учетной политике один из указанных выше способов оценки незавершенного производства.

Учет расходов будущих периодов. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бух­галтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равно­мерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета).

В целях унификации учета расходов возможно установить единый перечень затрат, подлежащих отнесению в состав расходов будущих периодов. В данный перечень следует включить наиболее распространен­ные (типичные для организации) расходы, которые могут быть отнесе­ны к нескольким отчетным периодам.

Кроме того, следует установить порядок признания расходов будущих периодов в себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг). Данный порядок может быть единым для всех категорий расходов, а может и отличаться в зависимости от категории расходов.

Таким образом, при утверждении учетной политики организации следует закрепить методы:

·          определения срока, к которому относятся расходы будущих пе­риодов;

·          списания расходов будущих периодов.

Порядок признания управленческих расходов. Пунктом 9 ПБУ 10/99 предусмотрены два варианта признания управленческих (общехозяйственных) расходов.

Согласно первому варианту расходы, учтенные на счете 26 «Обще­хозяйственные расходы», списываются, в частности, в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказы­вали услуги на сторону), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).

Согласно второму варианту указанные расходы в качестве условно-постоянных списываются в дебет счета 90 «Продажи».

Следовательно, при утверждении учетной политики организации следует закрепить способ признания управленческих расходов в себе­стоимости продаж:

•   в периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;

•   путем распределения по объектам учета затрат.

            Наиболее рациональным является примене­ние второго метода, который позволяет признавать общехозяйственные расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг в периоде их признания без распределения данных расходов на остатки незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных. Кроме того, применение данного варианта снижает трудоемкость учетного процесса.

            Порядок признания коммерческих расходов. Пунктом 9 ПБУ 10/99, а также Планом счетов и Инструк­цией по применению Плана счетов установлена возможность пол­ного или частичного списания расходов на продажу в дебет счета 90 «Продажи».

При частичном списании подлежат распределению:

•   в организациях, осуществляющих промышленную и иную про­изводственную деятельность, — расходы на упаковку и транс­портировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других соответствующих показателей);

•   в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, — расходы на транспортировку (между проданным то­варом и остатком товара на конец каждого месяца).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг), ежемесячно относятся на себестоимость проданной про­дукции (товаров, работ, услуг).

Таким образом, при закреплении в учетной политике положений, касающихся организации учета расходов на продажу, необходимо опре­делить следующие моменты:

•   перечень расходов, подлежащих учету в составе расходов на про­дажу;

•   порядок их признания в себестоимости реализованной продук­ций, товаров, работ, услуг (единовременно или частично);

•   порядок распределения расходов на продажу (при частичном списании).

            Наиболее рациональным является применение порядка, предусматривающего единовременное признание расходов на продажу в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг в периоде их признания без их распределения.

           

            3.6. Учет финансовых вложений

                        В соответствии с пунктом 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного прика­зом Минфина России от 10 декабря 2002 года №126н, первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, призна­ется сумма фактических затрат организации на их приобретение, за ис­ключением НДС и иных возмещаемых налогов.

При этом фактическими затратами на приобретение активов в ка­честве финансовых вложений признаются:

•   суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

•   суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за инфор­мационные и консультационные услуги, связанные с приобре­тением указанных активов. В случае если организации оказа­ны информационные и консультационные услуги, связанные
с принятием решения о приобретении финансовых вложений, и организация не принимает решения о таком приобретении, стоимость указанных услуг относится на финансовые результаты коммерческой организации (в составе операционных расходов) или увеличение расходов некоммерческой организации того от­четного периода, когда было принято решение не приобретать финансовые вложения;

•   вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;

•   иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ак­тивов в качестве финансовых вложений.

Таким образом, первоначальная стоимость финансовых вложений определяется как сумма затрат, понесенных в соответствии с договором купли-продажи финансовых вложений, и иных затрат, непосредственно связанных с их приобретением.

Вместе с тем пунктом 11 ПБУ 19/02 установлен специальный поря­док оценки финансовых вложений, приобретенных за плату. В случае несущественности величины затрат (кроме сумм, уплачиваемых в соот­ветствии с договором продавцу) на приобретение ценных бумаг по срав­нению с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затраты организация вправе признавать прочими операционными расходами организации. Такие затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были приняты к бухгалтерскому учету указанные ценные бумаги.

В силу данного обстоятельства организации следует отразить в учет­ной политике применяемый порядок оценки финансовых вложений в виде ценных бумаг, приобретаемых за плату:

•   общий порядок, при котором все расходы, связанные с приоб­ретением ценных бумаг формируют первоначальную стоимость этих бумаг;

•   специальный порядок, при котором первоначальная стоимость ценных бумаг формируется только в размере затрат по договору купли-продажи ценных бумаг (в случае несущественности вели­чины прочих затрат, связанных с приобретением данных ценных
бумаг).

В соответствии с пунктом 13 ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью ценных бумаг, полученных организацией безвозмездно, признается:

•   их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом под текущей рыночной стоимостью цен­ных бумаг понимается их рыночная цена, рассчитанная в уста­новленном порядке организатором торговли на рынке ценных
бумаг;

•   сумма денежных средств, которая может быть получена в резуль­тате продажи полученных ценных бумаг на дату их принятия к бухгалтерскому учету, — для ценных бумаг, по которым органи­затором торговли на рынке ценных бумаг не рассчитывается ры­ночная цена.

  В отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг допустимо применять способ оценки, установленный пунктом 29 Методических указаний по бухгал­терскому учету основных средств. То есть производить оценку таких ценных бумаг на основании информации о стоимости ценных бумаг, полученных у эмитента, иных лиц, осуществляющих торговлю данными ценными бумагами, экспертных заключений (например, оценщиков) о стоимости ценных бумаг и т. п.

            Кроме того, при оценке первоначальной сто­имости безвозмездно полученных ценных бумаг допустимо применять способ определения расчетной цены ценной бумаги, установленный пунктом 6 статьи 280 НК РФ.

      Согласно положениям данной нормы с 1 января 2006 года для оп­ределения расчетной цены акции самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, преду­смотренные законодательством РФ, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги может быть использована ставка рефинанси­рования Банка России. В случае самостоятельного определения расчет­ной цены акции используемый метод оценки стоимости закрепляется в учетной политике.

В учетной политике необходимо установить порядок определения стоимости безвозмездно полученных ценных бумаг, указав:

•   лицо (службу организации), являющееся ответственным за предос­тавление в бухгалтерию организации сведений, на основании ко­торых производится оценка (либо сведений о котировках ценных бумаг, либо сведений о размере денежных средств, которые могут
быть получены в результате продажи ценных бумаг);

•   документ, которым оформляется решение об определении стои­мости безвозмездно полученных ценных бумаг (на основании ко­торого будет сформирована первоначальная стоимость финансо­вого вложения).

Порядок определения первоначальной стоимости финансовых вложений, приобретенных по договорам, предусматривающим ис­полнение обязательств (оплату) неденежными средствами, установлен пунктом 14 ПБУ 19/02. Согласно данной норме первоначальной сто­имостью таких финансовых вложений признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. В свою очередь стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организа­цией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обсто­ятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость финансовых вложений, полученных организацией по договорам, предусматривающим испол­нение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приоб­ретаются аналогичные финансовые вложения.

Следовательно, для обоснованного определения первоначальной стоимости указанных финансовых вложений организации следует иметь в наличии документы, подтверждающие стоимость активов, переданных в оплату приобретаемых финансовых вложений, или документы, подтверждающие цену, по которой в сравнимых обстоятельствах при­обретаются аналогичные финансовые вложения.

Второй вариант определения стоимости фи­нансовых вложений применяется только в том случае, когда у органи­зации в течение длительного периода времени отсутствуют операции по продаже активов, переданных в оплату приобретаемых финансовых вложений. Также данный вариант применим в случае, когда условия обычно заключаемых сделок по продаже рассматриваемых активов су­щественно отличаются от условий сделки по приобретению финансо­вых вложений.

При закреплении в учетной политике порядка оценки финансовых вложений, приобретенных по договорам, предусматривающим испол­нение обязательств неденежными средствами, рекомендуется устано­вить следующее:

•   порядок расчета стоимости активов, передаваемых в оплату фи­нансовых вложений (исходя из средней стоимости товаров за определенный период, стоимости товаров, зафиксированной в прайс-листе на дату передачи товаров, и т. п.), документ, кото­рым данный расчет оформляется (на основании которого будет формироваться первоначальная стоимость финансового вложе­ния), и лицо (службу организации), ответственное за составление расчета;

•   форма заключения о невозможности установления стоимости активов, переданных или подлежащих передаче в счет оплаты финансовых вложений, и лицо (службу организации), ответст­венное за составление данного заключения и представление его в бухгалтерию организации;

•   лицо (службу организации), являющееся ответственным за пре­доставление в бухгалтерию организации сведений, на основании которых производится оценка финансовых вложений в случае невозможности установить стоимость активов, переданных в оп­лату финансовых вложений;

•   документ, которым оформляется решение об определении цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются финан­совые вложения, аналогичные приобретенным организацией (на основании которого будет формироваться первоначальная стои­мость финансового вложения).


  3.7. Учет кредитов и займов

            Порядок отражения в учете долгосрочных займов и кредитов. Пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденного приказом Минфина России от 2 августа 2001 года № 60н, установлено два варианта отражения в бухгалтерском учете долгосрочной задолжен­ности по полученным займам и кредитам.

В соответствии с первым вариантом заемщик осуществляет перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную в момент, когда по ус­ловиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней. В данном случае задолженность по заемным средствам, учтенная при получении займа (кредита) на счете 67 «Рас­четы по долгосрочным кредитам и займам», в момент ее перевода в со­став краткосрочной переносится на счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

При применении второго варианта заемщик учитывает находящи­еся в его распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения ука­занного срока в составе долгосрочной задолженности. В таком случае в течение всего срока использования заемных средств задолженность учитывается на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и зай­мам».

          Таким образом, при утверждении учетной политики организации следует закрепить один из двух вариантов отражения в бухгалтерском учете и отчетности долгосрочной задолженности по заемным сред­ствам.

Понятие инвестиционного актива. Порядок признания затрат по полученным займам и кредитам в составе расходов установлен пунктом 12 ПБУ 15/01. Согласно данной норме указанные затраты признаются расходами того периода, в кото­ром они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

При этом под инвестиционным активом понимается объект иму­щества, подготовка которого к предполагаемому использованию тре­бует значительного времени.

Согласно пункту 13 ПБУ 15/01 к инвестиционным активам отно­сятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на при­обретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвес­тиционным активам не относятся.

В связи с указанными обстоятельствами, при ут­верждении учетной политики организации необходимо закрепить сле­дующие моменты:

•   период времени на приобретение и (или) строительство основ­ных средств, имущественных комплексов и других аналогичных активов, признаваемый значительным;

•   размер затрат на приобретение и (или) строительство основных средств, имущественных комплексов и других аналогичных акти­вов, признаваемый значительным.

            Кроме того, возможно закрепление понятия «инвестиционный актив» как любого объекта основных средств, при­обретаемого (создаваемого) организацией.

Порядок учета дополнительных затрат заемщика. Пунктом 19 ПБУ 15/01 установлен перечень дополнительных затрат, производимых заемщиком в связи с получением займов и кре­дитов, выпуском и размещением заемных обязательств. Данные затраты могут включать расходы, связанные с:

•   оказанием заемщику юридических и консультационных услуг;

•   осуществлением копировально-множительных работ;

•   оплатой налогов и сборов (в случаях, предусмотренных дейст­вующим законодательством);

•   проведением экспертиз;

•   потреблением услуг связи;

•   другими затратами, непосредственно связанными с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств.

            Согласно пункту 20 ПБУ 15/01 дополнительные затраты, связанные с получением займов и кредитов, размещением заемных обязательств, признаются в составе операционных расходов в том отчетном периоде, в котором они были произведены.

            Вместе с тем дополнительные затраты могут предварительно учиты­ваться как дебиторская задолженность с последующим отнесением их в состав операционных расходов в течение срока погашения указанных выше заемных обязательств.

Следовательно, организации в учетной политике следует закрепить вариант признания дополнительных затрат, связанных с получением займов и кредитов: путем признания расходов в периоде их осуществ­ления или равномерно в течение срока погашения заемного обязатель­ства.

Последний способ учета дополнительных затрат является не вполне корректным, поскольку в ситуации, когда услуги заем­щику контрагентом уже оказаны, оснований для отражения дебиторской задолженности у организации-заемщика нет, так как нарушается принцип полноты и достоверности бухгалтерской отчетности.

В связи с данными обстоятельствами рекомендуется организациям применять первый вариант признания дополнительных расходов, тем более что он полностью соответствует положениям статьи 272 НК РФ.


3.8. Учет доходов организации

Согласно пункту 4 ПБУ 9/99 доходы организации в зависи­мости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

•   доходы от обычных видов деятельности;

•   операционные доходы;

•   внереализационные доходы.

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно при­знает поступления доходами от обычных видов деятельности или про­чими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Анализ положений ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 позволяет говорить, что распределение доходов по видам, а следовательно, и расходов, основы­вается на определении предмета деятельности организации. Поступле­ния всегда будут признаваться доходом от обычных видов деятельности, если их получение связано с предметом деятельности организации. По­ступления, которые не связаны с предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.

При утверждении учетной политики организации необходимо ус­тановить следующее:

•   перечень видов деятельности;

•   критерии квалификации видов деятельности как предмета дея­тельности (в случае появления новых видов деятельности в тече­ние отчетного периода или развития уже имеющихся).

          Правила признания выручки в бухгалтерском учете уста­новлены положениями пункта 12 ПБУ 9/99. Согласно данной норме выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытека­ющее из конкретного договора или подтвержденное иным соот­ветствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной опера­ции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции про­изойдет увеличение экономических выгод организации, имеется
в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсут­ствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных усло­вий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

           
            3.9. Создание резервов

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгал­терского учета организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продук­цию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансо­вые результаты организации.

Сомнительным долгом при этом признается дебиторская задолжен­ность организации, которая не погашена в сроки, установленные дого­вором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности органи­зации.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнитель­ному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособ­ности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания ре­зерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при со­ставлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансо­вым результатам.

Организация при утверждении учетной политики должна указать:

•   факт создания или отказ от создания резерва сомнительных долгов;

•   периодичность формирования резерва сомнительных долгов (ежемесячно, ежеквартально, по итогам отчетного года);

•   порядок формирования величины резерва по каждому сомни­тельному долгу (в размере задолженности, в доле задолженно­сти, определяемой в зависимости от вероятности погашения долга и т. п.);

•   порядок оценки вероятности погашения долга полностью или частично, документ, которым оформляется указанная оценка, а также лицо (служба), ответственное за представление данного документа в бухгалтерию.

Помимо создания резервов сомнительных долгов в соответствии с пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета организация вправе создавать резервы предстоящих расходов.

Данные резервы создаются в целях равномерного включения пред­стоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода.

Указанной нормой предусмотрено, что организация может созда­вать следующие виды резервов:

•   на предстоящую оплату отпусков работникам;

•   выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

•   выплату вознаграждений по итогам работы за год;

•   ремонт основных средств;

•   производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

•  предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

•   предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

•   покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмот­ренные законодательством РФ, нормативными правовыми акта­ми Минфина России.

Поэтому организация при утверждении учетной политики должна указать:

•   перечень создаваемых резервов предстоящих расходов (или отказ от создания каких-либо резервов);

•   порядок формирования величины каждого резерва (исходя из смет, на основании суммы расходов, понесенных в прошлых пе­риодах и т. п.);

•   лицо (службу организации), ответственное за представление рас­чета величины каждого резерва в бухгалтерию.




Заключение

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы::


1. Учетная политика предприятия – совокупность способов ведения бухгалтерского учета, ежегодно принимаемая организацией, которая оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

2. Учетная политика организации – это обязательный документ, принимаемый организацией, в котором в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством закрепляются «внутренние» правила (способы) ведения бухгалтерского учета.

3. На выбор и обоснование учетной политики влияют множество факторов, основными из которых являются: организационно-правовая форма организации, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности организации, управленческая структура и финансовая стратегия организации.

4. В случае, если изменяется законодательство Российской Федерации или нормативные акты по бухгалтерскому учету, существенно изменяются условия деятельности предприятия или организацией разработаны новые способы ведения бухгалтерского учета, то учетная политика организации может быть изменена.

5. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.





Литература

     1. В.В. Брызгалин, О.А. Новикова. Учетная политика организации. – СПб, Вершина, 2007.

     2. В.К. Скляренко, В.М. Прудников. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 2003.

     3. Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2004.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.