рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Межбанковские расчеты

Договором могут устанавливаться как односторонние, так и вза­имные корреспондентские отношения. В первом случае банк-коррес­пондент открывает счет ЛОРО для своего респондента и производит по нему операции, а банк-респондент ведет учет операций по соот­ветствующему счету НОСТРО. При взаимных корреспондентских от­ношениях счета ЛОРО и НОСТРО появляются на балансе обоих бан­ков.

Пре­имущества расчетов по межбанковским корреспондентским счетам заключаются в следующем.

Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые контрактные отношения с клиентами других банков. При открытии корсчета банк может купить определенные услуги для кли­ентов гораздо дешевле, нежели осуществлял бы их сам, главным обра­зом за счет экономии на масштабах. Имеют место случаи, когда банк открывает корсчет в другом банке для обслуживания даже одного крупного клиента. Известно, что организация расчетов, как в рублях, так и в валюте, является ключевым моментом в выборе клиентами обслуживающего банка. В условиях усиления конкуренции зa привлечение и удержание клиентов после августовского (1995 г.) кризиса рын­ка МБК этот фактор стал одним из важнейших.

Вторым немаловажным преимуществом прямых корреспондент­ских отношений является обеспечение ускорения расчетов. Это до­стигается за счет того, что расчеты осуществляются напрямую, без промежуточных звеньев. Оперативности расчетов способствует испо­льзование в отношениях между корреспондентами системы электрон­ных платежей или телексной связи.

В-третьих, при развитых прямых корреспондентских отношениях создаются условия для проведения клиринга — зачета взаимных по­ручений банков, как правило, посредством открытия счетов в одном каком-либо крупном банке. Проведение клиринга между банка­ми-корреспондентами позволяет минимизировать остатки средств на корсчетах, а значит, высвободить часть их в расчетах и использовать для получения дохода. Клиринговые банки, имеющие у себя сотни счетов других банков, играют значимую роль в экономике благодаря четкой работе и устойчивости. Они организуют транзитные платежи: перечисления средств по поручению банков в различные регионы, с банками которых налажены корреспондентские отношения. Однако нормативная база такого рода платежей практически отсутствует, что затрудняет внедрение их в практику и создает в случае использования дополнительные риски.

В-четвертых, расширяются возможности для активной работы банков на рынке и применения целого набора финансовых инстру­ментов. С одной стороны, крупный банк может привлечь на коррес­пондентский счет значительные дополнительные средства и исполь­зовать их на разнообразные операции. Широкая корреспондентская сеть позволяет крупному банку развивать вексельное обращение. С другой стороны, банки-клиенты могут, имен в качестве обеспече­ния на корсчетах неснижаемые остатки, получать кредиты под опера­ции, которые осуществляет основной банк.

Крупные банки, устанавливая корреспондентские отношения, как правило, обмениваются корсчетами, а более мелкие открывают счета в более крупных банках и проводят расчеты аналогично порядку осуществления расчетов через РКЦ. Открытие корсчета для бан­ка-корреспондента означает то же самое, что открытие отделения банка. В то же время он. сохраняет право собственности в отношении средств на этом корсчете и возможность контроля за своими операци­ями без лишних затрат.

Многие банки для поддержания и расширения полезных банков­ских связей идут на сокращение стоимости услуг в пользу корреспон­дентов. Известно, что банки, не имеющие достаточного престижа, не избираются в качестве корреспондентов и рискуют потерять свои по­зиции в деловом мире. Степень развития и количество корреспондент­ских связей могут стать основой для более глубокого подчинения од­них банков другими. Практически все банки, осуществляющие расче­ты при прямых корреспондентских отношениях с другими банками, проводят их с электронным исполнением платежей преимущественно на валовой основе. В целом сроки платежей здесь минимальные. Вмес­те с тем электронный способ перевода финансовой информации у нас не получил еще твердого юридического обоснования. Имеет место также и замедление движения средств, когда эти расчеты являются многоступенчатыми (в одной операции могут участвовать 3 — 4 банка). Однако разветвленная система прямых корреспондентских отно­шений приводит к рассредоточению денежных средств по многочис­ленным банкам-корреспондентам. Расчетные операции в этом случае носят локальный характер, так как затрагивают платежи клиентов ограниченного числа банков. Для полного удовлетворения потребно­стей клиентов банка в организации платежного оборота коммерче­скому банку необходимо было бы устанавливать прямые корреспон­дентские отношения условно с тысячей банков, т.е. открыть тысячу корсчетов, что для среднего банка неприемлемо. Кроме того, парт­нерство между банками в процессе установления корреспондентских отношений связано с рисками финансовой надежности контрагентов .и требует квалифицированного анализа результатов их деятельности. В ряде случаев такие расчеты при использовании кредитных линий могут быть даже опасны: неплатежеспособность одного из банков способна вызвать цепочку неплатежей, в результате чего пострадают клиенты банка. В конечном счете, при установлении корреспондент­ских отношений получение пользы для банка должно сопоставляться с издержками. Количество корсчетов должно быть оптимальным для обеспечения нормального процесса кредитно-расчетных взаимоотно­шений. Список банков-корреспондентов периодически должен пере­сматриваться для исключения наименее активных банков.

Возникают проблемы и в процессе проведения контроля за фи­нансовым состоянием банков-корреспондентов. Анализ сложившей­ся системы проведения расчетов через взаимные корсчета банков по­казывает, что она менее эффективна по сравнению с глобальной ва­ловой системой на базе РКЦ в связи с разрозненностью корсчетов и слабым взаимодействием между основными банками (банками, име­ющими межбанковские расчетные центры по корсчетам). Коррес­пондентские банковские связи должны использоваться параллельно с последней и дополнять ее, что будет способствовать повышению эф­фективности функционирования российской платежной системы.

2.4 Межбанковский клиринг


Главным направлением коренного улучшения расчетов между бан­ками в нашей стране является развитие межбанковского клиринга.

Клиринг представляет собой систему экономических отношений, при которых денежные претензии (дебиторская задолженность) уча­стников погашаются их же денежными обязательствами (кредитор­ская задолженность) без использования реальных денег или с их ми­нимальным использованием. Следовательно, клиринг можно рас­сматривать как одну из форм проведения безналичных расчетов юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги, основанную на зачете их взаимных требований и обязательств.

Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платеж­ных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает рас­четы. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряют­ся расчеты, сохраняется имеющаяся денежная наличность, что в ко­нечном счете способствует повышению уровня стабильности и ликвидности участников расчетов.

Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри стра­ны, так и между странами (международный валютный клиринг). Ор­ганизация межбанковского клиринга в каждой стране зависит от ис­торических особенностей развития банковской системы, модели ее построения, степени концентрации и централизации банковского дела, политики центрального банка в области денежно-кредитного регулирования экономики.

Клиринговые операции классифицируются по двум признакам:

• по периодичности их проведения;

•по составу участников.

По периодичности проведения взаимозачетов клиринг может быть разовым или постоянно действующим. Разовый клиринг прово­дится эпизодически по мере накопления дебиторско-кредиторской задолженности. Постоянно действующий — осуществляется перио­дически независимо от состояния денежных обязательств и денежных претензий участников. По составу участников клиринг осуществляет­ся либо между двумя юридическими (физическими) лицами, либо между их группами, объединенными по отраслевому или территориа­льному признакам.

Организация клиринга варьируется в зависимости от того, явля­ются ли банки—участники взаимозачетов самостоятельными юриди­ческими лицами или они входят в состав одного и того же банка. В первом случае банки обычно обмениваются между собой чеками.векселями и другими долговыми обязательствами клиентов, доплачи­вая лишь разницу в специально создаваемых для расчетов организа­циях. При внутрибанковском клиринге все расчеты, связанные с не­обходимостью перевода денег клиентом одного филиала клиенту дру­гого филиала одного банка на основании различных расчетных документов, осуществляются путем отнесения этих сумм в адрес го­ловного офиса, клиринговый отдел которого и производит зачет по филиалам собственной системы.

В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть локальным, что означает проведение взаимозачетов между банками одного региона, либо между банками определенной группы, либо между филиалами одного банка, и общегосударственным, кото­рый предполагает зачет взаимных требований банковских клиентов в пределах одной страны, В свою очередь, специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Можно выделить клиринг, совершаемый:

•через учреждения Центрального банка РФ и крупнейшие ком­мерческие банки;

•через специальные межбанковские организации — расчетные (клиринговые) палаты;

•через клиринговый отдел (расчетный центр) головного-банка. Клиринг возможен при наличии хозяйственных или других связей

между его участниками, если эти связи носят характер взаимных де­нежных отношений. Эти связи должны быть либо взаимными, либо последовательными. При взаимных хозяйственных связях движению стоимости от одного участника к другому противостоит встречное движение стоимости от второго участника к первому. При этом виде хозяйственных связей взаимные денежные обязательства и денежные претензии одного участника по отношению к другому являются соот­ветственно денежными претензиями и денежными обязательствами второго по отношению к первому.

На практике взаимные хозяйственные связи встречаются реже, чем последовательные, при которых происходит одностороннее дви­жение стоимости через ряд экономически обособленных участников общественного производства. В результате такого движения стоимо­сти имеет место и одностороннее направление денежных расчетов. Клиринг возможен, если на базе хозяйственных связей образуется по­следовательная цепь денежных расчетов. Важным моментом является то, что каждый из участников клиринга должен являться звеном этой цепи и эти звенья должны быть связаны между собой, с одной сторо­ны, денежными обязательствами, а с другой — денежными претензи­ями.

Наиболее эффективным является многосторонний клиринг, ког­да его участники имеют денежные обязательства и требования во взаимоотношениях со многими другими участниками. Предположим, что между участниками клиринга было проведено множество опера­ции, документы по которым предъявлены is клиринговый центр для зачета и отражены по неденежным лицевым счетам. В зарубежной практике такие счета носят название «транзитный счет-позиция» и представляют собой отношение суммы предъявленных к зачету дол­гов к сумме взаимно погашенных.

Таким образом, при организации клиринга деньги как средство обращения не участвуют, а присутствуют идеально как мера стоимо­сти, которая проявляется в иенах товаров, работ и услуг, зафиксиро­ванных обслуживанием сферы обращения, что. в свою очередь, сокращает общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах и обеспечивает экономию кредитных ресурсов банков.

Многие российские банки проводят между собой расчеты в по­рядке непосредственного перевода денег с использованием взаимных корреспондентских счетов. Это способствует более четкой организа­ции расчетов, но не сокращает массу реальных денег, а скорее спо­собствует их иммобилизации, так как расчеты через корсчета застав­ляют банки хранить крупные суммы в банках-корреспондентах. Раз­меры этих средств сравнимы с текущими денежными запасами, включая их остатки в РКЦ. В 1992 г. Центральный банк РФ совместно с группой коммерческих банков провел исследование возможностей осуществления межбанковского клиринга в новых условиях хозяйст­вования. В результате было выработано временное положение о кли­ринговом учреждении.

Положение предусматривало, что клиринговое учреждение созда­ется на основе любой формы собственности и осуществляет свою дея­тельность на коммерческой основе. Деятельность клирингового уч­реждения определяется его уставом и осуществляется на основе лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ. Учредителями кли­рингового учреждения могут быть коммерческие банки, Централь­ный банк РФ и другие юридические и физические лица, за исключе­нием органов власти, политических организации и специализирован­ных общественных фондов. Организацией клиринговых расчетов могут заниматься и специальные (внебанковские) структуры — кли­ринговые учреждения (клиринговые центры, клиринговые расчетные палаты). Целью создания таких учреждений является проведение клиринговых расчетов не только между местными банками. В сферу их деятельности включаются также и межрегиональные расчеты.

Основные задачи клиринговых учреждений сводятся к следую­щему:

•ускорение и оптимизация расчетов между банками и иными кредитными учреждениями в Российской Федерации и с другими го­сударствами;

•повышение достоверности и надежности расчетов;

•развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (че­ков, векселей, кредитных карт и др.);

•  наиболее рациональное использование временно свободных ре­сурсов банков;

•внедрение современных международных технологий, стандар­тов, протоколов, постепенное вхождение в мировую банковскую сис­тему;

• создание современной информационной банковской структуры;

•прием, передача данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись), способов шифрования данных, сертифицированных упол­номоченным органом, надежная многоуровневая зашита данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фаль­сификации на этапах обработки и хранения:

•  контроль достоверности данных на всех этапах.

В настоящее время могут быть использованы две модели создания клиринговых учреждений. Согласно первой клиринг производится с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом учреждении. По второй — клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников клиринга. Одной из основных задач функционирования межбанковской клиринговой системы начнется ликвидация дебетового сальдо, т.е. проведение окончательного расчета по результатам клиринга. Здесь возможны три варианта.

I. В клиринговой палате (центре) соучредители создают резерв­ный фонд, который используется для погашения дебетового сальдо, если кто-либо из участников не в состоянии его оплатить. Резервный фонд хранится на корреспондентском счете клирингового центра в местном учреждении Центрального банка РФ. На этот же счет пере­числяются деньги от банков-дебиторов. При таком варианте возмож­но открытие участниками в клиринговом центре собственных субкор­счетов, т.е. клиринг будет производиться путем перечисления реаль­ных денег по этим счетам. В данном случае от банков требуется иммобилизация денег в клиринговый центр.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.