2. Клиринговый центр предъявляет для оплаты
дебетовое сальдо по результатам зачета к корсчету участника в соответствующем
учреждении Центрального банка РФ. Оплата производится независимо от наличия
денег на счете банка-участника, поэтому может образоваться дебетовое сальдо,
что по существу будет означать выдачу участнику зачета краткосрочного кредита,
предоставленного для завершения расчетов. При этом варианте возможны также
соглашения между коммерческим банком — кредитором клиринга и учреждением Центрального
банка РФ о предоставлении специальной краткосрочной ссуды для погашения долга в
пользу клирингового центра.
3. Если после осуществления зачета кредитовых и
дебетовых записей по лицевому счету кто-либо из участников будет не в
состоянии урегулировать свое дебетовое сальдо, производится пересчет многосторонних
позиций, восстанавливающих платежи или обязательства. После пересчета сальдо
каждый участник должен заплатить большую сумму или может получить меньшую
сумму. Даже у тех участников клиринга, которые не вели расчетов с
неплательщиком, могут увеличиться потребности в ликвидности. Это произойдет в
том случае, если участники, с которыми они вели расчеты, испытывают недостаток
ликвидности из-за задержки погашения дебетового сальдо другими участниками. При
этом варианте неплатежеспособность одного участника клиринга распределяется
между всеми другими.
Второй вариант представляет собой чистый
классический клиринг. Он наиболее простой и отвечает интересам всех участников
клиринга и самого органа, осуществляющего зачетные операции. Кроме того,
благодаря современным каналам передачи информации наряду с местным клирингом
может быть проведен как региональный, так и межрегиональный клиринг.
Технология проведения клиринга по второму варианту предполагает определенную
последовательность проведения операций. Прежде всего, каждому участнику открывается
лицевой счет (транзитный счет-позиция), на котором записи носят только счетный
характер. Они проводятся на основе документов, поступающих в порядке переводов
через компьютерную систему, для чего формируется система электронной
идентификации владельца этого счета. Одновременно клиринговое учреждение
(центр) открывает корреспондентский счет в территориальном учреждении
Центрального банка РФ, а его учредители вносят на этот счет причитающиеся
согласно уставу деньги. В первой половине операционного дня клиринговый центр
по каналам электронной связи получает платежные поручения (чеки), сумму которых
ЭВМ заносит в дебет лицевого счета плательщика и кредит счета получателя денег.
Во второй половине дня ЭВМ определяет сумму дебетового (кредитового) сальдо по
лицевому счету каждого участника. В конце дня клиринговое учреждение заменяет
сальдовую ведомость по результатам клиринга и передает ее учреждению
Центрального банка РФ, который списывает дебетовое сальдо со счета
банка-участника, зачисляя его сумму на корреспондентский счет клирингового
учреждения. С этого счета деньги перечисляются на корреспондентские счета банков-участников,
у которых сформировался положительный результат зачета (кредитовое сальдо). На
основе выписки из своего корреспондентского счета клиринговый центр отражает
результаты зачета по лицевым счетам участников. Формирование клиринга с
предварительным депонированием средств на корсчетах в клиринговом центре
содержит ряд спорных положений, которые заключаются в следующем:
1. Клиринговое учреждение формируется как банк с
выполнением одноименных функций обычного коммерческого банка, который сосредоточивает
у себя депозитные счета банков-участников. Это требует постоянной
иммобилизации средств на счетах;
2. К зачету принимаются денежные требования
участника, если на депозитном счете контрагента есть достаточно средств для
выполнения соответствующего обязательства, что исключает возможность появления
краткосрочного дебетового сальдо. Данное положение сводит на нет достоинство
клиринговых расчетов и заменяет их платежами с использованием реальных
денег.
Главное назначение любого многостороннего, в том
числе и банковского, клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо,
выявленное на лицевом счете по зачету, должно с определенной периодичностью
погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клирингового
учреждения, и использоваться им для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося
у других участников клиринга.
У этой системы есть ряд преимуществ. Прежде
всего, она значительно упрощает процесс расчетов. Кроме того, центральный банк
может способствовать снижению риска для клиринговой палаты, обеспечив
достаточные остатки на счетах участников, положение которых является
нестабильным, или участников, деятельность которых находится на уровне риска.
Причем в большинстве стран коммерческим банкам разрешено использовать
клиринговые счета в центральном банке для выполнения резервных требований.
Второй вариант окончательного расчета по счетам
основывается на методе авансирования. Клиринговая палата создается в форме акционерного
общества банками данного региона и действует как специальный клиринговый банк.
Банки — участники системы взаимозачета открывают в клиринговой палате
корреспондентские счета, на которые переводят часть своих средств, образующих
первоначальный капитал клиринговой палаты. В свою очередь, клиринговая палата
открывает свой корреспондентский счет в центральном банке.
Организация подобных систем помимо их прямого
назначения способствует существенному прогрессу в развитии всего банковского
дела. Осуществляется стандартизация первичной банковской документации,
улучшается веление учетно-операционной работы, а для центральных банков, помимо
этого, обеспечивается косвенный контроль за состоянием ликвидности
обслуживаемых клиринговыми системами коммерческих банков. Клиринговый режим
предусматривает возможность образования на корсчете дебетового сальдо
вследствие автоматизма производства операций, поэтому возрастают требования к
управлению рисками в таких системах.
Клиринг предполагает полную компьютеризацию всей
банковской инфраструктуры, что позволяет производить расчеты практически
мгновенно. Таким образом, он должен включать электронно-телекоммуникационные
системы: клиент -- банк, банк -- филиал, банк — клиринговый центр. Сеть
клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими
средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой
базе, образует клиринговую систему. Развертывание банковских корреспондентских
связей, изучение зарубежного опыта межбанковских расчетов, подавляющую часть
которых (до 80%) в развитых странах составляет клиринг, позволили приступить в
России с конца 1992 г. к созданию соответствующих технологий и программных
продуктов, к организации клиринга через крупнейшие коммерческие банки, клиринговые
центры (КЦ) локального характера.
Высокий уровень рисков обусловил лицензирование
частной клиринговой деятельности со стороны ЦБ РФ. В феврале 1993 г. департаментом
информатизации ЦБ РФ были утверждены Временное положение о клиринговом
учреждении и Временное положение о порядке выдачи лицензии клиринговым
учреждениям. С их утверждением российские клиринговые центры получили
официальное право на существование.
Впоследствии нормативная база клиринга была
расширена. Клиринговому центру необходимо получить две лицензии: на совершение
банковских (в том числе клиринговых) операций, поддерживающих выполнение
клиринга, и техническую лицензию, подтверждающую готовность КЦ к включению
расчетов в систему электронных расчетов. Клиентами клирингового учреждения
могут быть его учредители, а также другие коммерческие банки и иные кредитные
учреждения.
Первым клиринговым учреждением в России стала
Центральная расчетная палата (ЦРП). В начале 1993 г. ряд кредитных учреждений
получил техническую лицензию ЦБ РФ на клиринговую деятельность, что дало им
право проводить электронные платежи. 19 ноября 1993 г. четыре организации:
Межбанковский финансовый дом (МФД). Московский клиринговый центр
(МКЦ),Банковские информационные технологии (БИТ, г. Тула) и Финансовая группа
Урала (ФГУ, г. Челябинск) получили первые банковские лицензии на право открытия
и ведения счетов, проведения межбанковских расчетов и клиринговых операций, В
середине 90-х годов насчитывалось 10 клиринговых центров.
В России приняты две базовые модели клиринга. По
первой модели клиринг производится без предварительного депонирования средств
на счетах участников расчетов в клиринговом учреждении (ЦРП, БИТ, ФГУ).
Рассмотренные выше клиринговые учреждения развиваются от валовой системы
осуществления платежей между банками к собственно клирингу. Дальнейшее
совершенствование состоит в создании на базе каждого такого КЦ так называемого
«банка банков». Последний, как свидетельствует мировая практика, является
исторически более высокой ступенью развития по сравнению с клиринговыми
палатами, поскольку представляет собой высокотехнологичную и гибкую банковскую
структуру, которой другие банки передают некоторые платежные полномочия.
Совмещая в своей операционной среде тесно связанные между собой информационный,
дилинговый и расчетный (клиринговый) сегменты, она освобождает банки от больших
финансовых затрат на разработку некоторых новейших банковских технологий,
доступ к которым происходит через «банк банков».
Такая специализация и экономное расходование
ресурсов выгодны всем. Черты «банка банков» ярко проявляются уже сейчас в деятельности
Центральной расчетной палаты, Межбанковского финансового дома.
Учитывая сложность, масштабность (территорию
страны пересекают 11 часовых поясов) и капиталоемкость этой работы, ведущая
роль в совершенствовании платежной системы России отводится Банку России.
Результаты проводимых Банком России экспериментов показали необходимость
создания в рамках электронной системы межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР) двух
систем:
• системы переводов платежей (СПКСП) с особыми
требованиями к защите информации, технологии ее обработки;
• системы электронного межбанковского клиринга
(СЭМКЛИР) для обработки мелких платежей.
Такое разделение клиринговых систем принято во
многих развитых странах мира. СПКСП — это совокупность средств и методов
обработки платежных документов в реальном масштабе времени, основанная на
комплексном решении проблем зашиты и передачи банковской информации и
предназначенная для совершенствования межбанковских внутрирегиональных
платежей, нижняя граница суммы которых определяется ЦБ РФ. а также всех
срочных и межрегиональных платежей.
Под государственной системой электронного
межбанковского клиринга понимается система автоматизированного многостороннего
взаимозачета на неттинговой основе электронных платежей, документов
коммерческих банков, накопленных в течение определенного промежутка времени и
проходящих через клиринговый центр с отражением чистых позиций на корсчетах
банков. При этом учреждения Банка России (РКЦ, ГРКЦ) не только выступают в
качестве расчетного агента, выполняющего окончательные расчеты по клирингу, но
и функционируют в качестве клиринговых палат. Общенациональный клиринг,
осуществляемый учреждениями центрального банка, выгоден коммерческим банкам в
связи с упрощенной инкассацией расчетно-платежных документов и ускоренным
получением платежей по ним.
Все системы клиринговых расчетов имеют много
общих технологических и функциональных аспектов. Схема создания клиринговой
системы включает следующие основные элементы:
•автоматизированные
рабочие места (АРМ) в банках, на предприятиях и в РКЦ;
•транспортную
среду для соединения АРМ с центрами коммуникаций;
•центры
коммуникации, организующие прием и передачу финансовых документов;
•клиринговые центры,
выполняющие взаимозачеты встречных потоков межбанковских платежей.
Эффективность
взаимных расчетов между банками путем зачета финансовых требований и
обязательств во многом определяется правильностью выбора схемы клиринговой
обработки экономической информации. Электронный клиринг позволяет финансовым
организациям на базе АРМов открывать кредиты вплотную к дате расчетов, тем
самым сокращая время возврата неуплаченных дебетовых платежей за счет
оперативного получения кредитов и уменьшения временных рисков неплатежей.
С целью
совершенствования организации межбанковских расчетов и широкого внедрения в
практику межбанковского клиринга Банком России разработана долговременная
программа по созданию систем локальных клирингов и
общегосударственного клиринга.
Часть II
1.Анализ межбанковских расчетов проводимых в
АБ «Сетевой Нефтяной
банк»
Характеристика банка АБ «Сетевой
нефтяной банк»
Акционерный банк
“Сетевой Нефтяной Банк” (ЗАО) – один из ведущих региональных банков
Калининградской области, осуществляет свою деятельность с марта 1994 года.
Первая редакция Устава банка была зарегистрирована Центральным банком
Российской Федерации 25 февраля 1994 года за №2720.
В настоящее время
банк выполняет все виды банковских операций в рублях и в иностранной валюте в
соответствии с Генеральной лицензией Банка России № 2720 от 23 января 2002
года, обслуживая юридических и физических лиц. Кроме того, банк осуществляет
профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензий
профессионального участника рынка ценных бумаг, выданных Федеральной комиссией
по рынку ценных бумаг: на осуществление брокерской деятельности; на
осуществление дилерской деятельности; на управление ценными бумагами и на осуществление
депозитарной деятельности. В ноябре 2004 года банк был включен в реестр
банков-участников системы обязательного страхования вкладов населения под
номером 188.
В городах
Калининградской области: Светлогорске, Советске и Черняховске уже более
десяти лет успешно функционируют филиалы банка. Централизованный учет, контроль
и управление рисками, финансовыми потоками и ликвидностью позволяют соблюдать
экономические нормативы Центрального Банка России и обеспечивать достаточно
высокую эффективность банковской деятельности. В апреле 2006 года состоялось
открытие нового четвертого филиала Банка в Москве. Проведение
операций через московский филиал позволяет сокращать время и повышать
качество обслуживания клиентов, деятельность которых организована в Калининградской
области, а денежные потоки проходят через Москву.
Банковское
обслуживание корпоративных клиентов является одним из важных направлений
деятельности АБ “Сетевой Нефтяной Банк”. Предлагая полный пакет разнообразных
банковских продуктов и услуг, Банк готов удовлетворять потребности всех
категорий клиентов – от индивидуального предпринимателя до крупной компании.
Банк активно
работает на рынке межбанковских кредитов и депозитов. Среди его партнеров не
только российские, но и зарубежные банки и предприятия. Выполнение банком своих
обязательств обеспечивается всеми его активами, включая недвижимое имущество.
Все подразделения банка размещаются в собственных офисных помещениях,
оснащенных в соответствии с требованиями Банка России и современными стандартами
международного банковского обслуживания.
В последние годы
активно развиваются банковские услуги для населения – ритэйловый бизнес.
Клиентам предлагаются ипотечное кредитование, автокредитование, выдача ссуд на
неотложные нужды, а также предоставляется возможность размещения вкладов
на разнообразных условиях, осуществление переводов по России и за рубеж и
другие услуги для физических лиц. Для развития розничного направления Банк
развивает сеть дополнительных офисов и операционных касс в Калининграде и городах
области.
Анализ платежей проводимых банком
В АБ «Сетевой
Нефтяной банк» открыты следующие корреспондентские счета (основные
банки-корреспонденты).
|