6.
4. Интеграция в Латинской Америке
Экономическая интеграция
латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом
этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических
группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального
рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и
сейчас.
К середине 90-х гг.
интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и
вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной,
Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался новый крупный региональный
торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается
от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в
отношении третьих ; стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки
(более 200 млн человек), свыше 50% совокупного ВВП.
МЕРКОСУР имеет определенную
систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет
общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка —
исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность
МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него
стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем
имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация
налогообложения, трудового законодательства.
Стремление стран Центральной
Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к
экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между
ними еще в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной
торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Однако
сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе
значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.
С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность
которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона
свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно
возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке,
характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические
объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими
государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего
интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации
интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г.
Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили,
Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных
членов блока МЕРКОСУР.
Достаточно развитой интеграционной группировкой
Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15
англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание
Карибского общего рынка.
В рамках всех интеграционных
группировок Латинской Америки приняты программы либерализации внешней
торговли; разработаны механизмы промышленного и финансового сотрудничества,
определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система
зашиты интересов наименее развитых стран.
6.
5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве
Экономика
СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были
тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не
всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв
сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным.
Сразу же
после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских
республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы
частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных
процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало
особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства
(транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с
1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом
возникших реалий.
Россия — естественное ядро
СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории,
почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.
6.5.1.Факторы
экономической интеграции бывших советских республик
Интеграционные
тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными
факторами:
• разделение
труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток
времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся
разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим
и историческим условиям развития;
•
длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов.
Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за
смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного
пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном
перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных
отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом
была невысокой. Отсюда желание широких масс населения в странах — членах СНГ
поддерживать достаточно тесные взаимные связи;
•
технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.
Однако
интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции,
определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских
республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою
государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения
экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные
меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже
самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного
объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных
областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на
постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР»,
сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции
во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость
стран — членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным
процессам.
Немалое
значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в
рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь
Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией.
Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций,
столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали
достижению договоренностей и их практической реализации.
Различия в
характере системных реформ временами создавали трудности в налаживании взаимных
связей, например, в функционировании платежного механизма и банковской системы.
Интеграционные меры нередко требовали средств и целеустремленности. Часто и то,
и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах — членах
СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит
обратимой валюты, повсеместным явлением.
Готовность
бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось
не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами.
С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо
структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого
как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было
доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических
связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках
СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более
положитeльноe — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому
многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного
развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность
таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными.
Задача реального сближения стран — членов СНГ отодвигались на второй план.
Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд
стран пытались Использовать интеграционный механизм для достижения своих
политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом
стремилась через СНГ установить экономическую и Политическую блокаду Абхазии.
Решение о
создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами
России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений
о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие
советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели
Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической
и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество
между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества.
СНГ - открытая организация для присоединения других стран.
6.5.2.Успехи и неудачи СНГ
К главному
экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как
зоны свободной торговли.
Неудачей
можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около
тысячи совместных решений в самых 'различных областях сотрудничества, но
большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом
из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета,
без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную
роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его
неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.
Критика неэффективности
работы СНГ особенно стала слышна в 1997—1998 гг. Часть критиков вообще
сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в
качестве причины
этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного
механизма.
Однако все же главное
препятствие для успешной интеграции заключалось не в недостатках
функционирования организационного механизма Содружества, а в отсутствии
согласованной цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в
слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях.
Еще не исчезли расчеты у части правящих кругов новых государств на получение
выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
Тем не менее, несмотря на все
эти сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку
она нужна большинству стран - членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и
распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то,
что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных
трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе
преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности.
Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению
взаимных связей.
6.5.3.Перспективы
СНГ
По мере того как происходило
становление собственной государственности, у правящих кругов стран — членов
СНГ уменьшались опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета.
Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей
переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались
постепенно исчерпанными. Потенциал же расширения экспорта готовых изделий за
пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции
обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время резервы
расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются
значительными.
Технологическое разделение
труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с
продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие
возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и
техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но
торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В
дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе
работающих предприятий, чем начинать с нуля.
Мировой финансовый кризис,
начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил
перспективы для экспорта стран — членов СНГ. Отрицательное воздействие на интеграционные
процессы оказал финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г.
Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран —
членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в
интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание
союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью
интегрированности и с разными сферами совместной деятельности.
Наиболее интенсивная
интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное
большинство бело-; русского населения и высшее политическое руководство страны
выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного
государства.
В 1996 г. был заключен
договор о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг
интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает
признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан
при получении образования, трудоустройстве, сближение Норм социального
обеспечения и т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для
глубоких и интенсивных интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми
объективными и субъективными препятствиями, прежде всего с сопротивлением
интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по
идеологическим соображениям.
С 1995 г. начал формироваться
Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В
дальнейшем к нему присоединился Таджикистан. Союз преследует цель создания
единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим
странам. Условия Таможенного союза предусматривают постепенную унификацию
хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики.
Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных
областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше
планировавшихся.
В 1996 г. был создан Союз
четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял
экономическую сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях
(науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать не только
экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер,
на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях.
Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.
Общие интересы в развитии
регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза
между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью
является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого
союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с
помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и
интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и
культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в
советские времена.
Идет сближение между
Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией, в основе которого
лежат общие интересы в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР.
Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из Азербайджана, Туркмении и
Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих
стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они стремятся диверсифицировать пути
транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. В свою
очередь, последние страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет
транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения
энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еще не
приняло сколько-нибудь четких организационных форм.
Воздействие регионализации
СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной
стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны,
регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех
случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных
обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать
интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие
страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом
пути те же самые, что и на уровне всего
Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать
должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.
За интеграцией «разных
скоростей» стоят объективные интересы стран — членов СНГ в различных областях.
По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они
вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко — и
стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками
не возникнут серьезные противоречия.
Окончательный результат
взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском
пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния
экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами
важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ,
так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития
экономики и системных реформ, политики руководства в России — естественного
интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и
процветающими, а не с бедными и отсталыми.
Исторический опыт 90-х гг.,
несомненно, самых трудных в развитии стран — членов СНГ и государств Балтии
показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота
по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода,
переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают
исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были
естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда,
усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями
политического развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается,
и все больше начинают проявляться центростремительные тенденции. Объективные
предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения
системных реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.
7.
Заключение
Экономическая интеграция
представляет собой объективный процесс, основанный на интернационализации
хозяйственной жизни и международном разделении труда. При этом взаимодействие
осуществляется как на макро-, так и на микроуровне. Международные
интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми
связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в
системы различных ТНК.
В мировом хозяйстве
выделяются регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены:
Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский. Однако
механизм и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои особенности
Наиболее зрелой формой экономической интеграции
является Европейский союз, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и
соглашений. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров,
услуг, капитала и рабочей силы, но и создается экономический, валютный и
политический союз
Интеграция в СНГ опирается на
такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда,
технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного
пространства. Главные препятствия интеграции: опасения в странах — членах СНГ
ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность
строительства новой социально-экономической системы. Организационные рамки
интеграционных процессов определяются разветвленной системой органов
Содружества, Кроме того, на постсоветском пространстве возникло большое число
союзов экономического, политического и гуманитарного характера между
отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие
внутрирегионального сотрудничества — интеграция «разных скоростей».
Результаты интеграции в СНГ
оказались противоречивыми: были достигнуты многие договоренности, но
большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и
в целом доказало целесообразность своего существования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Кудров В. М.
«Мировая экономика»:
Учебник. – М.: Изд. «БЕК», 2002.
2.
Политическая
экономия и история экономических учений:
Учебник. – Под общ. ред. Поршнева А. Г., Денисова Б. А.:
ГУУ, 2004.
3.
Экономика:Учебник.
Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономист, 2003.
4.
Европа и
Россия: опыт экономических преобразований:
Изд. – М., 1996.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|