Внешнеторговый оборот
Республики Беларусь в 2004 г. составил 29 899,3 млн дол. США. Сальдо торгового
баланса сложилось отрицательным, в размере 2065,7 млн дол. Внешняя торговля в
январе—августе 2005 г. достигла положительного сальдо в объеме 98,3 млн дол.,
внешнеторговый оборот товарами сложился в фактических ценах в объеме 20 175,9
млн дол. и увеличился по сравнению с январем—августом 2004 г. на 9,6 %.
В товарной структуре
экспорта наиболее весомо представлены машины, оборудование и транспортные
средства (24 %), минеральные продукты„(22,7 %), продукция химической промышленности,
каучук (включая химические волокна и нити' (16,9 %), черные, цветные металлы и
изделия из них (8,6 %) а также продовольственные товары и сырье для их
производства (8,4 %).
В товарной структуре
импорта лидируют минеральные продукты (26,9 %), машины, оборудование и
транспортные средства (23,9 %), продукция химической промышленности (13,7 %)
продовольственные товары и сырье для их производства (12 %)
Важной задачей для
Республики Беларусь является повышение доли высокотехнологичного экспорта в
общем объем промышленного экспорта, которая в настоящее время составляет
немногим более 3 % , в то время как в странах ЕС — 20 %
США — 30 % .
Наиболее существенный
вклад в экспорт инновационной продукции вносят в Беларуси отрасли — лидеры по
внедрении новой техники и технологий. На долю машиностроения и металлообработки
приходится примерно 55 % общего количеств созданных в промышленности передовых
технологий и 36% всей экспортируемой инновационной продукции. В этих же отраслях
патентуется наибольшее количество результатов НИОКР (химия, нефтехимия, черная
металлургия).
Развитие мирового
хозяйства в последние десятилетия свидетельствует о бурном развитии сферы
услуг, темпы роста международной торговли услугами в 1,5—2 раза опережают рост
торговли товарами.
Внешняя торговля
услугами в Республике Беларусь в 2004 г. в сумме составила 2786,6 млн дол. США.
Во внешней торговле услугами сформировалось положительное сальдо в размере
712,6 млн дол. Международный оборот услуг в январе—августе 2005 г. составил 2216,1 млн дол. США, сальдо сформировалось положительное — 578,9 млн дол.
В экспорте услуг
преобладали транспортные услуги (57 %), связанные с поездками (17,8 %), прочие
деловые услуги, в частности, юридические и бухгалтерские, консультационные
услуги в области управления, услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры
рынка (13,3 %), научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские
разработки, архитектурные, инженерные услуги, услуги связи (4,7 %), а также
строительные услуги (4 %). Почти две трети экспорта услуг направлялось в страны
дальнего зарубежья.
В импорте
превалировали услуги, связанные с поездками (52,2 %), а также транспортные
услуги (20,2 %).
Научно-техническая
революция чрезвычайно разнообразит набор товаров и услуг, предлагаемых на
мировом рынке. В частности, товаром становится технология, иначе говоря,
комплекс научно-технических знаний о приемах и методах производства, а также
формах его организации и управления.
Государственная
политика в области научно-технического сотрудничества в Беларуси основана на
приоритете национальных интересов с учетом реальной геополитической ситуации в
мире и ориентирована на поддержку конкурентоспособных разработок и продвижение
на мировой рынок продукции, созданной на основе отечественных новых высоких
технологий.
В настоящее время
индекс конкурентоспособности экономического роста любого государства на 50 %
зависит от развития высоких технологий, без которых проблематично обеспечить
устойчивый экономический рост. Расходы развитых стран на научные исследования и
опытно-конструкторские разработки в 10 раз больше, чем развивающихся.
По количеству выданных
патентов на изобретения в расчете на 1 млн жителей Беларусь имеет
одинаковый показатель с Польшей, в 2 раза уступает России, в 5 раз — Германии,
в 10 — США, в 15 раз — Японии.
Всего 20 % технологий,
созданных национальными субъектами, патентуется за границей. При одинаковой
численности населения за последние годы субъектами Чехии подано в 7 раз больше
международных заявок на патентование изобретений, чем субъектами Беларуси.
В нашей республике
свои технологические решения защищают более 50 государств. Патентная
активность иностранных субъектов наиболее высока в экспортообразующих отраслях
— химии, медицине, сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.
За время существования
национальной патентной системы белорусскими субъектами подано только 78 заявок
на международную регистрацию товарных знаков, в то время как зарубежные
заявители защитили в Беларуси 43 239 товарных знаков.
Интенсивное развитие
мирохозяйственных связей требует высокой степени правового регулирования
международных отношений в сфере интеллектуальной собственности. Охрана интеллектуальной
собственности (объектов промышленной собственности и авторского права)
осуществляется в различных формах: это патенты исключительного права (на изобретения,
промышленные образцы), свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания) и
др.
Создатель
признаваемого охраноспособного объекта интеллектуальной собственности, защита
которого оформлена надлежащим образом, приобретает исключительное право на его
использование, реализацию, передачу по договору (например, по лицензии).
Улучшению позиций
Республики Беларусь в международном научно-техническом обмене призвана
содействовать государственная научно-техническая программа
«Белавтотракторостроение», ориентированная на создание конкретных видов новой
конкурентоспособной техники.
На постсоветском пространстве учеными НАН Беларуси и
белорусских вузов в союзе с промышленниками страны разработана техника, объем
продаж которой только за 1999—2003 гг. составил 409,34 млн дол. При этом общие
затраты на ее разработку равнялись 67 млн дол. [7.c497-507]
Интернационализация
хозяйственной жизни усиливает перемещение между странами не только товаров,
услуг, технологий, но и капиталов. За последние 10 лет Беларусь
привлекла около 4 млрд дол. США иностранных инвестиций. Валовой объем
поступивших прямых инвестиций в 2004 г. — 897,8 млн дол. США; а за первое
полугодие 2005 г. — 295,1 млн дол.
Основными инвесторами
предприятий Беларуси были субъекты хозяйствования Швейцарии, России, Австрии,
Виргинских островов, Германии.
К началу 2004 г. в Беларуси функционировали 2957 организаций с иностранными инвестициями, т.е. на 11 %
больше, чем в 2002 г. Из них иностранных — 46,7 % , совместных — 53,3 % . В
настоящее время разрабатываются проекты по совместному изготовлению
медикаментов, скоростных лифтов предприятиями Беларуси и Москвы.
Московское предприятие
ОАО «Тушино-Авто» совместно с РУП «МАЗ» и УП «Белкоммунмаш» приступили к
досборке на производственных площадях ОАО «Тушинский машиностроительный завод»
автобусов и троллейбусов. В рамках данного проекта планировалось
укомплектовать и продать в 2005 г. 200 единиц белорусской техники.
ОАО «Московские
учебники и картолитография», печатающее учебники для столичных школ России,
намерено инвестировать 2 млн евро в гомельский полиграфический комбинат «Сож».
Кроме движения капиталов в предпринимательской форме, Беларусь участвует и в
движении ссудного капитала. Кредиты и займы — обычные явления в
экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира
имеют тот или иной государственный долг.
У Беларуси самый
низкий среди постсоветских государств объем внешнего государственного долга. На
1 июля 2004 г. он составлял всего 662,8 млн дол. В других постсоветских странах
он в несколько раз выше. В расчете на душу населения в Беларуси приходится
только 67 дол. внешнего долга, в то время как в Украине — 177, в России — 834
дол.
Если доля прямых
инвестиций в иностранном капитале, привлеченном в Беларусь, составляет 51,6 %,
портфельных — менее 0,1 %, то доля прочих инвестиций — 48,3 % общей суммы
иностранных инвестиций, или 641,3 млн дол. США. Основными формами привлечения
прочих иностранных инвестиций были ссуды, займы, финансовый лизинг (44,3 %),
иностранные кредиты (39,5 % общей суммы прочих инвестиций).
В 2000 г. при Совете Министров Республики Беларусь был создан Координационный совет по иностранным
инвестициям (КСИИ), в состав которого вошли: представители Немецкого
экономического клуба; «Цейс—БелОМО» (Германия); «Штотц АгроСервис» (Германия);
«НТК Славнефть» (РФ), «Кока-Кола» (Нидерланды); «Маерск Медикал» (Дания),
«Минселко» (Турция); «Рестораны Макдональдс» (США); «БаккоБисов» (Швеция);
«СЖС» (Швейцария); представительство Международной финансовой корпорации в
Беларуси; представительство ПРООН в Беларуси.
В конце 2001 г. был учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), ставший преемником Координационного
совета. В его работе участвует Белорусская торгово-промышленная палата. На регулярной
основе происходят поездки представителей деловых кругов Беларуси в другие
страны, их цель — презентация инвестиционных проектов, ознакомление
потенциальных иностранных партнеров с условиями работы в республике. Кроме
того, активную роль по привлечению иностранных инвестиций играют посольства
Республики Беларусь за рубежом.
С целью стимулирования
инвестиционного процесса в республике были созданы рабочие группы
(«Совершенствование налогового законодательства и системы бухгалтерского
учета», «Создание благоприятного имиджа Беларуси за рубежом», «Совершенствование
инвестиционного законодательства», «Совершенствование таможенного
законодательства»), которые проанализировали соответствующие юридические акты
Беларуси и разработали предложения по их доработке.
Одним из важных
и непростых аспектов интернационализации экономических отношений в мире
является международная миграция рабочей силы. Эта проблема стала
актуальной и для Беларуси.
В начале XXI в. свыше 150 млн человек на планете проживают вне
пределов государств происхождения, более 70 млн человек работают за границей.
Кроме того, в настоящее время насчитывается свыше 15 млн беженцев и лиц,
ищущих убежище.
Миграция вносит свой
вклад в общий процесс изменения уровня населения и демографической ситуации в
целом.
Если число въезжающих
в страну больше числа выезжающих, следствиями могут стать рост безработицы и
потенциальное усиление напряженности на этнической почве. Преобладание числа
выезжающих из страны способно повлечь за собой нехватку рабочей силы, в том
числе в ключевых сферах экономической деятельности.
На постсоветском
пространстве самым иммиграционным государством, избираемым иностранцами в
качестве постоянного места жительства, является Республика Беларусь, здесь на
1000 человек приходится 2,66 мигранта Экономический потенциал Республики
Беларусь обусловливает экспортную ориентацию народного хозяйства, позволяет
вести активную (агрессивную) внешнеэкономическую политику. К ее
основным направлениям, в частности, можно отнести:
• регулирование
развития внешнеэкономических связей в выгодном для интересов государства
направлении;
• защиту
отечественных товаропроизводителей, создание условий для поддержки их
конкурентоспособности;
• стратегическое
планирование и прогнозирование развития внешнеэкономических процессов;
• финансовую,
информационную, научную, правовую, дипломатическую, организационную и другую
поддержку эффективного развития внешнеэкономических связей. Основной задачей
внешнеэкономической деятельности должно стать восстановление и развитие связей
с традиционными рынками стран ближнего зарубежья, особенно России. Республика
Беларусь, строя свою внешнеэкономическую политику на принципах
многовекторности, будет продолжать торгово-экономическое сотрудничество со всеми
странами, включая партнеров из дальнего зарубежья, и их региональными
объединениями, с различными союзами и международными организациями
Направления и принципы внешнеэкономической деятельности
Республики Беларусь обусловлены ее спецификой как малой страны, благоприятными
для жизнедеятельности человека условиями и экономико-географическим
положением. Чтобы участвовать в системе мирохозяйственных связей, Беларусь
должна учитывать тот факт, что мировое сообщество переходит к новому этапу
исторического развития — постиндустриальному обществу с цивилизационной
стратегией общественного прогресса, ставящей в центр мирового развития
высокообразованного и социально активного человека, способного адекватно
влиять на развитие экономики, науки и культуры.[7,c496-506]
IV.
Оценка влияния интеграционных процессов на экономику РБ.
4.1 Последствия Европейской экономической интеграции
для Республики Беларусь
Своеобразие экономики
Республики Беларусь состоит в том, что, с одной стороны, она находится в
состоянии внутренней трансформации, с другой, выступает в качестве
экономической системы открытого типа.
Как экономика
открытого типа она отличается высокой степенью открытости, которая
характеризует ее сильную зависимость от состояния внешних экономических
связей. Размер внешнеторговой квоты Республики Беларусь является одним
из самых высоких в Европе, в 2002 году ее коэффициент составил 1,31 (см. табл.
3 1).
Таблица 3.1
Внешнеторговая квота РБ
|