рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Молодежный рынок труда

Есть основания предполагать, что август 1998 года внес определенные коррективы в ситуацию со студенческой занятости, обострив проблемы трудоустройства, с одной стороны, с другой – открыв новые возможности для сотрудничества с отечественными производителями, перспективу востребованности по некогда утратившим спрос специальностям. Есть основания ожидать дальнейшего роста актуальности выхода студента на рынок труда, роста численности работающих студентов.

 Актуальность проблемы и реальная возможность ее решения дает основания для некоторых рекомендаций в области решения проблем студенческой занятости в России7.

Необходима программа с более четкой координацией деятельности следующих субъектов, действующих на данном сегменте рынка труда:

 -отдельные вузы города и департамент высшего образования;

 -потенциальные работодатели студентов, их ассоциированные представители.

 -специализированные службы занятости при городской и областной администрации;

 -организации, участвующие в деятельности трудоустройству и адаптации молодежи и студентов на рынке труда на коммерческой основе (кадровые агентства, учреждения дополнительного образования) ; 

 - общественные организации, выступающие как в роли работодателя, так и посредника на рынке труда, способствующие обучению и развитию студентов как будущих работников;

студенты

Эффективным решением может стать комплексная программа адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к “проблемным” вузам и специальностям.

Важнейшими ее направлениями должны стать:

 

Область управления студенческой занятостью:

* Обучение студентов процессу трудоустройства, широкое информирование о возможностях трудоустройства, профессионального роста и развития для студентов. Важным моментом является стимулирование активности самих студентов через их участие в развивающей их деятельности (общественных организациях, деловых играх и пр.).

* Принятие мер по расширению потенциального объема спроса на работника-студента (как стажера, так и полноценного работника) с разработкой системы стимулирования работодателя (налоговые льготы, частичная компенсация затрат на дообучение работника, совместные проекты по решению внутренних задач предприятий и пр.).

* Содействие в разработке приемлемых форм сотрудничества студента и работодателя с необходимым учетом интересов и прав обеих сторон.

Область организации учебного процесса

* Придание гибкости учебной программе и учебному расписанию.

Сотрудничество по линии “вуз-государство-работодатель” в адаптации учебной программы к требованиям вуза (прохождение стажировки на предприятиях, производственный заказ на подготовку работников, участие практиков в разработке и реализации учебных планов и пр.)

Область контроля и исследовательской деятельности

* Продолжение исследования студенческой занятости, анализ ее динамики и специфики применительно к вузам, учебным специальностям, курсам, сферам бизнеса и типам рабочих мест. Изучение ее влияния на трудовую карьеру выпускников.

* Использование полученных данных для разработки рекомендаций субъектам студенческой занятости.

Одним из элементов комплексного подхода к решению проблем может стать создание специального агентства студенческой занятости в кооперации. Можно открыть отделения этого агентства во всех вузах города.

Варианты мероприятий в рамках комплексной программы содействия студенческой занятости

Месячник ликвидации безграмотности студентов на рынке труда”, проводимый 2 раза в год (весна, осень) с комплексом мероприятий (обучение, консультации, деловые игры, лекции от практиков в различных сферах бизнеса и экономики и пр.)

Ярмарка-презентация выпускников вузов перед окончанием обучения в вузе с привлечением к участию потенциальных работодателей, кадровых агентств. Время проведения – март-апрель.

Телефонные линии”, по которым студенты смогут получить бесплатную информацию о возможностях на рынке труда (вакансии, операторы, необходимые формальности при трудоустройстве, трудовых спорах, пр.). 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 В данной работе сделана попытка, дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы молодых наемных работников перечисленными в пункте V. способами, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

Обзор нормативно-правовой базы по теме “Молодёжь на рынке труда”

Основные права граждан в сфере занятости и трудоустройства закреплены в Конституции РФ. В частности, ст. 37 Конституции устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В свою очередь, государство обязуется гарантировать наиболее эффективное осуществление этих прав, а также на защиту от безработицы.

Основные направления государственной политики в сфере занятости и трудоустройства перечисляются в Законе “О занятости населения в РФ” от 19 апреля 1991 года. В частности, государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.

Само понятие “молодой специалист”, предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока при приёме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т.д.), ушло в прошлое. Сегодня “молодой специалист” – выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде молодёжи7, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности.

На федеральном уровне основным нормативным актом является Федеральная целевая программа “Молодёжь России (1998 – 2000 гг.)”, которая предусматривает необходимость дальнейшего развития нормативно-правовой базы, в том числе и на региональном уровне, финансовой поддержки молодёжного предпринимательства, поддержки комплексных программ в области занятости, поддержки молодёжных бирж труда, центров занятости и т.д.

Особое место в перечне основных действий по вопросам занятости выпускников образовательных учреждений занимает программа “Молодёжная практика”, направленная на расширение возможностей трудоустройства и приобретения профессиональны знаний, навыков и умений молодых специалистов. Эта программа предполагает оказать содействие в трудоустройстве 200 – 250 выпускникам учебных заведений, 25% которых будут трудоустроены на постоянную работу по окончании “Молодёжной практики”.

Ст. 182 КЗОТ РСФСР и “Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием”, утверждённое Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 года, реализуют и регламентируют механизм трудоустройства молодого специалиста на основе заключения студентом за три месяца до окончания учёбы контракта с работодателем на срок до 3-х лет, по предложению, которое делается руководителем учебного заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

 

                             Схема занятости населения.

 

 Молодежный рынок труда
 


     Население

 Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда
 

 

 


   Не способные работать по найму                             Способные работать по

 Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда
 


найму

        Старики   инвалиды      дети              Не занятые по найму    Занятые по найму

 Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда
 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.