рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Монополизация капитализма(1900-1917)

Монополизация капитализма(1900-1917)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова"

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории и рыночного хозяйства

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Экономическая история"

 

 

НА ТЕМУ:                                          

 

"Монополизация капитализма в России (1900-1917)"

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнил:

    студент  1 курса  гр. 12-03

    Егоров А. А.

    Проверил:

   Григорьев М. Ю.       

 

 

 

 

 

Чебоксары

2004

 

 

 

                                                           Содержание

 

Введение

 

Развитие внутренней и внешней торговли, транспорта и финансов                                                                                 стр. 3

Монополизация экономики                                              стр. 6

Заключение

Список использованной литературы
                                         Введение.

Особое внимание, которое привлекает к себе история России первых десятилетий ХХ века, вполне оправдано: это был драматический период, ставший поворотным пунктом в истории отечества, в судьбах отдельных людей, поколений, народа.

Исключительно важным в этом отношении представляется беспристрастный анализ экономического состояния России начала ХХ века, ибо современные знания политизированы.

В основных признаках империализма абсолютизировался процесс монополизации, отвергалась возможность сохранения конкуренции как движущей силы развития, по существу исключался прогресс общества в условиях капитализма, сброшены со счетов значительные слои и прослойки немонополистического капитала, недооценивалась многоукладность экономики. 

За период от конца XIX - начала ХХ века ( до начала первой мировой войны ) русская промышленность прошла значительный путь развития: промышленные подъемы, сменяемые резкими экономическими кризисами, а также экономической депрессией, войной и революцией.

И так, что же представляло собой народное хозяйство России в начале нынешнего века, каковы были его характерные черты, уровень развитии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие внутренней и внешней торговли,

транспорта и финансов.

Развитие внутренней торговли. С конца XIX в. До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в 1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особенно французского, капитала образуются крупные торговые монополистические объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом, мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывались и на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли - биржами, стационарными торговыми предприятиями - в России сохранились и патриархальные формы торговли ( например, ярмарки ).

Развитие внешней торговли. За 1909 - 1913 гг. внешней товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.

Русский рынок имел большое значение для развитых капиталистических стран. Завоевать главенствующее положение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ в. возрос ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования. На втором месте по внешнеторговому обороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле царское правительство упорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей по иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливал политику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальные вывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, и т. д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долю России. Сильны были русские позиции и на рынках других стран Востока - в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.

Развитие транспорта. Хотя перед первой мировой войной в связи с промышленным подъемом железнодорожное строительство снова усилилось, транспорт был узким местом русской экономики. Общая длина железных дорог в 1913 г. достигла 70,2   тыс. км. Более чем вдвое вырос за 1900 - 1913 гг. грузооборот, однако по этому показателю Россия занимала лишь пятое место в мире. Более ¾  всех железнодорожных путей были одноколейными, не хватало паровозов и вагонов. Размещение железных дорог в стране было крайне неравномерным: 82% приходилось на европейскую часть. Но и здесь перед первой мировой войной на единицу пространства приходилось рельсовых путей в 11 раз меньше , чем в Германии, и в 7 раз меньше, чем в отсталой Австро-Венгрии. Мало было и шоссейных дорог. Весной и осенью глубинные районы были буквально отрезаны вследствие бездорожья. В ряде губерний доставка пуда хлеба от села до железнодорожной станции стоила дороже, чем из Одессы в Америку.

Финансы России. Рост государственного бюджета был обусловлен ускоренным развитием промышленности, усиленным притоком иностранного ссудного капитала, увеличением налогов. При этом прямые налоги - поземельный налог, государственный промысловый налог и сбор с доходов от денежных капиталов -  по-прежнему составляли незначительную часть бюджетных поступлений. Вместе с тем за 10 предвоенных лет косвенные налоги, которыми облагались предметы народного потребления: табак, сахар и т.д., - увеличились с 1089 млн. до 1842 млн. руб. и к началу первой мировой войны составляли около 60% всех бюджетных доходов. Царское правительство использовало косвенные налоги как средство грабежа народных масс. В 1913 г. чистый доход государства от продажи одних лишь спиртных напитков был в три раза больше, чем от всех прямых налогов. Важную роль среди налогов играли таможенные пошлины.

В расходной части бюджета царской России рос удельный вес военных расходов, платежей по государственным займам, а также расходов на содержание аппарата насилия. В 1913 г. на народное просвещение было ассигновано средств в 2,5 раза меньше, чем на содержание императорского двора, духовенства, тюрем и полиции.

В связи с ростом военных и административных расходов значительно вырос государственный долг. Огромные долги, сделанные царизмом во время войны с Японией и первой русской революции, возросли еще больше в связи с подготовкой к новой войне. В 1914 г. государственный долг России составлял около 10,5 млрд. руб. За 15 предвоенных лет иностранным капиталистам было выплачено только в виде процентов по займам и дивидендов около 5 млрд. руб. - больше, чем было ввезено в Россию иностранных капиталов за это же время.

                       Монополизация экономики.

 

Развитие промышленности в 90-е годы характеризовалось очень высокой степенью концентрации производства и рабочей силы. Так, на рубеже XIX и ХХ вв. 5 доменных заводов давали более 25% обще российской выплавки чугуна; 5 крупнейших нефтяных фирм - 44,1% всей добычи нефти; 17 крупных донецких шахт - свыше 2/3  всей угледобыче в стране; 8 крупнейших сахарозаводчиков сосредотачивали в своих руках 54 сахарных завода - 30,3% всех заводов и 38% всего производства сахара в стране.

Основные особенности, стимулирующие подъем:

1.Россия была страной молодого капитализма. Она позже других стран перешла к индустриализации, поэтому большинство пром.предприятий, действовавших к началу 20 в., были построены в последние десятилетия. Это были новые заводы, оснащенные новой техникой и в  соответствии с   требованиями  времени, это  были  крупные  акционерные предприятия.

2.В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные   пошлины   препятствовали ввозу сюда иностранных товаров,  но можно  было  ввезти  капитал,построить здесь  предприятия  и  продавать продукцию этого предприятия, естественно, без пошлин. Основная часть  иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность.

3.Содействовало подъему и определяло его особенности и гос.железнодорожное строительство.  По длине жел.дорог к началу 20в. Россия заняла второе место в мире. Это достижение было, однако, весьма относительно, если учесть территорию. Но строительство жел.дорог давало сильный толчок к развитию отраслей тяжелой  промышленности, обеспечивая заказы на металл, уголь, паровозы, то есть создавая рынок сбыта для соответствующих отраслей.

После промышленного подъема 90-х годов в 1900-1903гг. в России разразился новый экономический кризис. Его первым симптомом был денежный кризис, который начался еще летом 1899г. Резко обесценились акции промышленных предприятий, обанкротился ряд банков, значительно сократился кредит.

Вслед за денежным кризисом наступил промышленный. Началось падение цен, товары наводнили рынок. Экономический кризис 1900 - 1903 гг. имел для хозяйства России очень тяжелые последствия. Особенно губительно он сказался на тех отраслях промышленности, которые в период подъема 90-х годов развивались наиболее высокими темпами ( черная металлургия, топливная промышленность ). В целом за три кризисных года закрылось до 3 тыс. предприятий. В 1904 г. промышленность России начала выходить из экономического кризиса.

Война 1904 - 1905 гг. вскрыла экономическую отсталость России, оказала пагубное влияние на хозяйство страны. Только непосредственно военные расходы составили 2617 млн. руб. Стабильность денежной системы России оказалась подорванной.

Революция 1905 -1907 гг. оказала значительное влияние на народное хозяйство России. Накануне революции промышленность страны находилась в состоянии депрессии. Стачечное движение рабочих и локауты со стороны предпринимателей обусловили новое падение производства в 1905 г. Финансовая система России пришла в расстройство.

На помощь русской буржуазии пришли французские финансисты, предоставили царскому правительству на кабальных условиях новый громадный заем в 2,25 млрд. франков и тем самым спасли царизм от неминуемого банкротства.

В 1906-1907гг. в промышленности России наступило кратковременное оживление, обусловленное в известной степени расширением внутреннего рынка в связи с некоторым повышением социальной подвижности крестьянства и быстрым обогащением кулачества. Однако уже в 1908 г. появились симптомы нового кризиса. Кризис, хотя и не отличался особой остротой, нанес серьезный ущерб ряду отраслей промышленности, в частности металлургии и металлообработке. В 1909 г. бездействовало свыше половины доменных печей, а машиностроительные заводы работали с незначительной нагрузкой. Сильно ударил кризис по горнозаводской промышленности. Менее глубоким был кризис в легкой промышленности.

С конца 1909 г. в промышленности России началось оживление, а затем наступил новый подъем, продолжавшийся до 1913 - 1914 гг. Промышленники, стремясь снизить себестоимость продукции и повысить конкурентоспособность своих предприятий, начали обновлять основной капитал. Это вызвало увеличение спроса на машины, станки, двигатели и стимулировало производство металла, добычу угля и т.д. Промышленному подъему способствовало и проводимое правительством перевооружение армии. Несколько урожайных лет подряд также содействовали повышению спроса на промышленные товары со стороны помещиков и кулаков.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.