По оценкам зарубежных специалистов начинающему
белорусскому бизнесмену для основания предприятия по производству, например,
мебели необходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев.
В республике, по данным 1997 г., ежемесячно обнародовалось около 150 указов
и постановлений, причем некоторые из них имели обратную силу, законодательные акты иногда публиковались спустя шесть месяцев со дня их принятия, а нормативные — зачастую вводились в действие административными указами. Проекты
законов публикуются редко и
недоступны для заинтересованных
сторон. Возможна ситуация, когда
отдельные предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлин, получают .льготное финансирование.
Государственный монополизм в республике проявляется в
работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых
концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и
услуг, например, «Торгэкспо», «Белагронпторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов
управления, например, «Белпром»,
«Белбуд», «Беллегпром», «Бсллес-бумпром»,
«Белсельхозпром», «Белнефл'егаз» и др.).
Многие из белорусских концернов
образовались на базе ликвидированных
министерств, руководивших деятельностью
отраслевых предприятий, производивших главным
образом однотипную продукцию. Фактически
сохранились искусственно созданные барьеры для выхода па рынок новых производителей и нерациональная монополистическая
структура, прежние стиль, принципы.
В ряде случаев происходит усиление монополизма
интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их
состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств
и ведомств наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо
принятие нормативного акта о государственных
концернах, корпорациях и других объединениях
с четким определением их правового
статуса, задач, функций, полномочий,
особенно входящих в их состав субъектов
хозяйствования.
Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства,
министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых – розничных и
оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная)
элита, включающая и так называемую «вертикаль»
- должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов;
промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные
предприятия - немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой
экономии» в республике составляет 21-25% ВВП.
В
процессе сращивания управленческой элиты
государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности.
Возможности формирования конкурентных рыночных
отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете
директоров АК «Славнефть» представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса,
Министерства государственного имущества,
Министерства РФ по антимонопольной
политике и поддержке
предпринимательства (с российской
стороны), а также один зам. министра Министерства
по управлению государственным имуществом
и приватизации (с белорусской стороны).
Примерами усиления государственной монополистической практики являются:
государственная интервенция в акционерные компании
— введение в 1997 г. «золотой акции»,особого права государства
вмешиваться в деятельность акционерных
компаний: принятие декрета о гарантиях
вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий
отдельные банки; предоставление монопольных прав на экспорт шерстяных тканей
концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых мерах по координации деятельности
Национального банка» (март 1998г.) юридически закрепил фактическое руководство
правительства денежно-кредитной политикой, установив обязательность принимаемых
им решений для Национального банка.
Особенность переходной экономики Республики Беларусь
состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и
противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной
системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской
психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в
стране более длительным и болезненным. В
республике существует
гипертрофированная хозяйственная
система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма,
высшей формой проявления которого
выступает монополия управленческой
власти.
Процесс становления новых организационно-хозяйственных
структур в промышленности,
да и в экономике в целом, практически носит
искусственный и формальный характер. В
настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами,
финансово-промышленными группами,
корпорациями и т.п. нередко
именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от
подобных формирований в рыночной
экономике.
Их отличают отсутствие реальной свободы,
принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой
централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по
западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная
и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого
научно-технического и производственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные общества появились
вследствие обострения конкуренции как более высокая степень в развитии
индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии
капитала, как правило, путем преобразования предприятий в акционерные общества. Настоящие
же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно
продаваться на рынке[6,с.100-104].
2.Монополизм
и конкуренция
В Беларуси
сложилась уникальная сверхмонополизированная экономика, для управления
которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в
таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как
исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих
функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм
проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его
воспроизводственной основой.
В
промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в
объединениях-монополистах: 15% крупнейших
белорусских предприятий до распада
СССР выпускали около 60% всей
продукции. Политика гигантомании
привела к тому, что средний размер
предприятий по численности занятых неуклонно
повышался. Так, к началу 90-х годов он
в 10 раз превышал западноевропейский:
Таблица 1: Размер предприятий Республики Беларусь по
численности занятых
Показатель
|
1970г.
|
1980г.
|
1985г.
|
1989г.
|
1990г.
|
1997г.
|
Средняя численность работающих на одном
предприятии(чел.)
|
560
|
980
|
998
|
1010
|
890
|
430
|
Если в 1970 г. средний размер промышленного предприятия в
Беларуси был существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. - в БССР, 640
- в СССР), то к 1989 г. картина стала обратной: БССР — 1010 чел., СССР — 793 чел. В странах Западной
Европы, Японии, Южной Корее на 1 предприятие
в 1989г. приходилось не более 80—90
чел.
По нормативным документам антимонопольных органов в
экономике республики выделяются следующие «рыночные» модели: деконцентрированные
отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой
промышленности, банковских, страховых, строительных услуг); олигополии представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); локальные монополии в масштабах региональных
товарных рынков (например, монополизм предприятий,
перерабатывающих сельскохозяйственную
продукцию, предприятий торговли и
бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных
локальных монополий в системе водо -, газо-,
тепло-, электроснабжения и др.). При
этом в народном хозяйстве Беларуси
отмечается наличие трех видов
монополий - естественных, государственных
и искусственных, а также их разновидностей
- административных (в форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии пли олигополии).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|