рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Монополизация в экономике Беларуси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция. Различают два типа конкуренции: совершенную и несовершенную. В современных условиях преобладает несовершенная конкуренция. Можно выделить следующие ее особенности.

1.Несовершенная конкуренция возникает в условиях соревнования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней задают тон продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом и возможность манипулировать ценами.

2.В условиях несовершенной (монополистической) конкуренции расширяется диапазон целей конкурирующих фирм. Конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3.Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства и технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4.Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Различают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция- это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители маневрируют, манипулируют ценами, устанавливают теневые цены, тайно уменьшают их на разных рынках. Неценовая конкуренция-это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений НТП. Применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского  кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, I, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Создание крупных корпоративных структур и их транснационализация тесно связана с монополизацией хозяйственной жизни, конкуренцией на товарных рынках. Исторически крупные корпоративные структуры рассматривались именно как монополии, и в них до недавнего времени видели больше негативного, ограничивающего свободную конкуренцию, чем позитивного, способствующего союзу государства и предпринимателей, а также привлечению инвестиций.

Существуют два подхода к понятию "монополия". Первый подход, относящийся к началу XX в. и получивший развитие в политэкономии империализма, рассматривает монополию как тип фирмы. Согласно этой точке зрения, монополия представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или нескольких отраслях) в какой-либо стране пли в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

Другая трактовка понятия "монополия", более распространенная в современных экономических исследованиях, исходит из экономического поведения фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие и напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика[1,с.137-139].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.особенности осуществляемой приватизации и ее влияние на монополизацию экономики

Анализируя влияние проводимых реформ на повышение эффективности экономики и на активизацию процессов накопления капитала нельзя не заметить их низкую отдачу. Одна из главных причин - высокий уровень концентрации собственности, ее монополизации. Применяемые в настоящее время формы и методы приватизации способствуют преимущественному акционированию собственности институциональными инвесторами. В результате на фоне по сути незначительного разгосударствления экономики не происходит истинной демонополизации в институциональной сфере.

Сущность и формы владения национальным капиталом общества, а также его присвоения и распределения остаются монопольными. На смену господствовавшей в производственных отношениях государствен­ной монополии приходят новые институциональные монополии в виде лоббистских группировок ВПК, ТЭК, АПК, финансово-промышленных групп, а также узких социальных групп: директорского корпуса, руково­дителей местных региональных органов власти, мафиозных кланов, имеющих проводников своих интересов среди государственных чиновников во властных и силовых структурах (т. е. чиновничье-мафиозных кланов). Формирование таких монополий усиливает противоречия в си­стеме производственных отношений общества.

Таким образом, с одной стороны, наблюдаются тенденции усиления и укрупнения отраслевого монополизма, выражающиеся в формировании монопольных олигархий не только в финансовой сфере, но и в других сферах: в сельском хозяйстве, в промышленности, в ресурсном комплексе страны, а с другой стороны, борьбу за передел собственности ведут между собой не только легально оформившиеся структурные монополии, выражающие интересы тех или иных лоббистских групп, но и социальные прослойки общества, не имеющие структурного оформления, но с амбициями монополистов. Речь идет о государственно-чиновничьей монополии, а в последнее время все активнее включается в этот процесс формирующаяся монополия региональных элит, вклю­чающая руководителей региональных и местных органов власти. Эти монопольные группы представляют весьма узкие социальные слои общества, но они в силу своего должностного положения или в силу наличия огромных финансовых средств получают реальные возможности использовать самые различные организационные структуры для реализации своих интересов. При этом в ходе приватизации происходит смычка мафиозно-клановой монополии либо с государственно-чиновничьей монополией, либо с административно-директорской монополией, либо с монополией региональных элит, либо со всеми ними сразу. Отрицательные последствия такой приватизации для стабилизации национальногй экономики и процесса накопления национального капитала очевидны. Используемый в России механизм приватизации обслуживает интересы сложившихся ранее и вновь возникающих групп монополистов. При действующих условиях хозяйствования эти группы подавляют любых аутсайдеров, блокируют инициативу предпринимателей не монополистов, нарушают интересы трудовых коллективов и потребителей.

Реализуемые до сих пор механизмы ваучерной и аукционной приватизации без должной законодательной базы и законодательных ограничений показали свое несовершенство. Эти механизмы фактически служат сохранению монополизма в экономике. Очевидна необходимость скорректировать механизмы приватизации в свете потребности в демонополизации экономики[4,с.187-188].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.